Просмотр содержимого документа
«Физические явления в вакууме»
ГБОУ РКШИ «Республиканская кадетская школа-интернат »
Физические явления в вакууме
Подготовил: Астапов Вадим, ученик 10 класса
Руководитель;
Рабдаева В.Д.,
учитель физики.
2021 г.
Цели и задачи
Цель:
- показать и объяснить явления, происходящие в вакууме.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме
- Узнать о физических явлениях в вакууме методом экспериментального исследования .
- создать фотоматериал демонстрирующий явления в вакууме
Актуальность
- Материалы моей работы могут найти применение в образовательном процессе при изучении таких тем как:
Атмосферное давление,
Электрический разряд в различных средах,
Теплопроводность,
Кипение,
Звуковые колебания …
- Применение этой методической разработки, как мне кажется, повысит мотивацию к изучению физики и частично ликвидирует научную неграмотность, которую культивируют красочные голливудские фильмы, а также может быть использована как материал для факультативных занятий.
Вакуум – что это такое?
Ва́куум (от лат. vacuus — пустой) — пространство, свободное от вещества. В технике и прикладной физике под вакуумом понимают среду, содержащую газ при давлении значительно ниже атмосферного
Вакуум является достаточно загадочной формой материи, которая редко встречается в обыденной жизни. Именно поэтому вакуум так интересен для меня как объект исследования.
Те знания, которые большинство из нас получают, черпаются из голливудских фантастических фильмов, в результате нас часто волнуют вопросы о том, как будут протекать те или иные процессы в вакууме.
Ради зрелищности авторы фильмов идут на искажение научной действительности, и вводят многих в заблуждение.
Данный проект поможет мне разобраться с этой загадочной средой – вакуумом.
Кто открыл вакуум?
Честь открытия вакуума принадлежит итальянскому математику и физику Эванджелисте Торричелли (1608-1647), ученику Галилео Галилея. В 1643 году по поручению Торричелли знаменитый опыт провел итальянский физик Вивиани. Он наполнил ртутью длинную стеклянную трубку, закрытую с одного конца, и опустил ее свободным концом в чашку с ртутью. Обнаружилось, что при достаточной длине трубки уровень ртути в ней понижается, а над поверхностью ртути образуется пустота. Торричелли объяснил это явление тем, что давление атмосферы, действующее на поверхность ртути в чашке, уравновешивается весом столба ртути.
Расширение тел в вакууме
- Цель: посмотреть, что происходит с телами, в которых есть воздух, при попадании в вакуум.
- Гипотеза: при попадании в вакуум тела увеличиваются в размерах ,если внутри них есть воздух и этот воздух сдерживается растяжимой оболочкой.
1. Воздушный шарик
Расширение тел в вакууме
Расширение тел в вакууме
Наблюдения и выводы:
- Все тела содержащие в себе запертый воздух, стремятся раздуться в вакууме. Это происходит под действием воздуха, который давит изнутри больше чем снаружи.
- Если тело эластично и легко растягивается, оно расширяется в вакууме. Но жесткие тела смогут препятствовать внутреннему давлению воздуха и не расширятся.
- Тело человека не раздуется в вакууме (как это иногда преподносят в фильмах), этому будут препятствовать прочные ткани человека.
Тепловые явления в вакууме
- Цель: выяснить какой теплопроводностью, большой или малой, обладает вакуум
Проволока с током на воздухе
Проволока с током
в вакууме
Тепловые явления в вакууме
Наблюдения и выводы:
- вакуум очень плохо проводит тепло, поэтому проволока сильно раскалялась, т.к. тепло не могло перейти в вакуум. А, когда мы поднимали купол, тепло от проволоки передавалось воздуху, который, поднимаясь вверх, уносил с собой тепло, охлаждая проволоку.
- Таким образом, вакуум – очень плохой проводник тепла, и все тела там хуже охлаждаются.
Где это применить:
- Плохая теплопроводность вакуума может быть полезна, например, при плавке металлов в вакууме. Тогда для их нагрева до температуры плавления, понадобится гораздо меньше энергии.
- Также теплоизоляционные свойства вакуума используют в термосе, откачивая воздух между его стенками.
Электричество в вакууме
Цели:
- выяснить, измениться ли работа электроприборов в вакууме
- выяснить, как ведет себя электрический разряд в вакууме
Электричество в вакууме
Электричество в вакууме
Наблюдения и выводы:
- Отсутствие воздуха никак не повлияло на работу электрических приборов (калькулятор, часы, лампочка, вентилятор, мобильный телефон), т.к. электрический ток шел внутри проводов, где и так нет воздуха. Поэтому отсутствие воздуха снаружи не влияет на прохождение этого тока внутри.
- Вентилятор в вакууме работал, но с функцией своей не справляется. Он не гнал воздух, так как нечего было гнать(бумажка рядом с вентилятором перестала колебаться на ветру).
- Ответвления тока и яркий свет, которые мы наблюдали при электроразряде в воздухе, говорит о том, что току что-то мешает идти по прямой линии. Возможно, что это молекулы воздуха, встречаясь на пути электрических частиц, искривляют их траекторию и при столкновении выделяют энергию в виде яркого света. В вакууме частиц воздуха нет и поэтому электрический ток протекает без яркого свечения.
Звук в вакууме
Цель:
- выяснить, как распространяется звук в вакууме
Звук в вакууме
Наблюдения и выводы:
- Звук – это распространение колебаний воздуха или другого вещества. Но так как в вакууме никакого вещества нет, то и передавать звук нечему.
- Мы наблюдали как при откачке воздуха звук становился все тише и тише (звук почти не слышен).
- Полностью заглушить звук нам не удалось в связи с недостаточным уровнем разряжения воздуха или из-за того, что колебания от динамика передавались наружу при прикосновении с корпусом вакуумной тарелки.
P.S. Если в фильмах с космическими сценами, вы слышите звук, знайте - это антинаучно!
Заключение
- В ходе моей работы я узнал много нового о вакууме и его свойствах. Вакуум широко применяется в технике: это и вакуумное соединение, и дегазация жидкостей, и сушка без нагрева, и плавка металлов, и напыление различных металлов электродугой в вакуумных камерах…
- Также я вспомнил основные физические закономерности курса физики прошлых классов и изучили новые. Мне удалось объяснить все наблюдаемые нами явления, происходящие в вакууме.
- Таким образом, можно утверждать, что цель моей работы достигнута.
- Таким образом, можно утверждать, что цель моей работы достигнута.
Спасибо за внимание!