СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций, условия их возникновения и протекания.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии в  8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций, условия их возникновения и протекания.»

Тема: Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций, условия их возникновения и протекания.

Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.

Задачи обучающие:

Обеспечить осмысление и восприятие понятий «физическое явление», «химическое явление», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений, умение проводить химический эксперимент, объяснять значение явлений в жизни природы и человека.

Задачи развивающие:

Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ. Развивать мыслительную деятельность учащихся: суждение, умозаключение, доказательство.

Совершенствовать умения учащихся наблюдать, фиксировать во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.

Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованиями в соответствии с правилами безопасности.

Задачи воспитывающие:

Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умение анализировать ход и результаты эксперимента и работать с реактивами).

Оборудование: штатив с пробирками,, щипцы, горелка, фарфоровая ступка с пестиком, стеклянная трубка, свеча, лента магния, малахит, сахар, медная проволока, кристаллическая сода, уксусная кислота, дистиллированная вода, известковая вода.

Базовые понятия: вещество, физические и химические явления, измельчение, условия возникновения и протекания реакций.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный этап.

Актуализация опорных знаний.

Беседа.

1). Какие вещества называются чистыми?

2). В чем состоит отличие чистых веществ от смесей?

3) Какие существуют методы разделения смесей? В чем их сущность?

4) Что вы понимаете под термином « явление»?

Во время беседы необходимо конкретизировать понятие явления как любого изменения, происходящего в природе.

Изучение нового материала.

1.Понятие о физических и химических явлениях.

Рассказ учителя.

В окружающем нас мире постоянно происходят различные явления: политические, социальные, геологические, биологические, атмосферные, а также физические и химические, которые и будут предметом изучения на уроке.

В чем же состоит различие между физическими и химическими явлениями?

Выслушав ответы учащихся на поставленный вопрос, учитель подводит их к выводу, что химические явления происходят с изменением молекулы вещества, а в физических явлениях изменения молекул не происходит. Необходимо отметить, что некоторые химические явления представляют собой совокупность многих химических реакций. Кроме того, многие химические явления сопровождаются физическими.

Вот как говорил о химических явлениях Эразм Дарвин ( дед Чарльза Дарвина):

Химический состав свой изменять

Должны все формы жизни в вечном споре

Они живут, чтоб умереть им вскоре,

И умирают, чтоб ожить опять,

Так вещество бессмертное умеет

Бурь превосходящих побеждать порыв.

Не погибая в них, растет и зреет,

По временам лишь форму изменив,

Жизнь производит веществам отбор,

Все вредное спешит изгнать как сор,

А чистое, переварив, усвоить.

Разделить физические и химические явления мы можем, установив, произошло или нет изменение молекул. Однако визуально ( даже с помощью микроскопа) мы не можем определить, изменилась молекула вещества или нет.

Беседа.

Как по вашему мнению, можно отличить физическое явление от химического?

Демонстрация физических и химических явлений.

опыт

Фиксация наблюдения и результатов опытов

Содержание беседы

1.Испарение воды (дистиллированную воду в фарфоровой чашке нагреть до кипения и выпарить; в пары воды можно внести холодную пластинку, на которой конденсируются пары воды)

Вода в фарфоровой чашке исчезает ( испаряется). При внесении холодной пластины в пары воды на ней конденсируются капли воды.

Происходит ли образование нового вещества при испарении? Является ли появление капель воды на пластине химическим процессом?

2.Разложение малахита ( образец малахита в пробирке нагревается в пламени горелки; газоотводная трубка опущена из пробирки в сосуд с водой).

При внесении малахита в пламя, наблюдается его почернение, из газоотводной трубки выделяются пузырьки газа. С прекращением нагревания реакция останавливается.

Произошла ли реакция? Каковы признаки того, сто реакция произошла? При каком условии протекает эта реакция?

3.Горение магния.( в пламя горелки вносится щипцами лента магния).

Горение магния сопровождается ослепительным светом.

Относится ли это явление к химическим реакциям? Какие признаки свидетельствуют о прохождении реакции? Чем отличаются условия этой реакции от предыдущих?

4.Измельчение, растворение и сжигание сахара ( сахар сначала измельчается в ступке, апотом растворяется в воде, часть измельченного сахара сжигается)

Горение сахара-химическая реакция, которая протекает при нагревании. Сопровождается изменением цвета, появление капель воды на холодных стенках пробирки.

Учитель демонстрирует три явления с сахаром. В каком из трех случаев произошла химическая реакция? Каковы условия и признаки наблюдаемой реакции? Как доказать, что приданных явлениях с сахаром не произошло никаких превращений?



2. Признаки химических реакций.

Рассказ учителя.

Химические реакции обладают характерными признаками. При всякой реакции происходит образование новых веществ, обладающих новыми свойствами. Образование нового вещества сопровождается выделением или поглощением энергии ( теплоты, света). По наличию этих признаков делают вывод о том, что произошла химическая реакция.

3. Условия возникновения и протекания химических реакций.

Беседа.

При каких условиях между веществами возможна химическая реакция?

Рассказ учителя.

К условиям протекания химических ревкций относятся контакт и нагревание реагирующих веществ. Химические реакции протекают легче, если реагирующие вещества измельчены, при этом чем мельче частицы реагирующих веществ, тем быстрее протекает реакция. Это связано с тем, что при измельчении веществ увеличивается площадь их соприкосновения. В ряде случаев вещества дробятся до молекул, например при растворении, поэтому нередко реакции между веществами проводят, смешивая их растворы.

На протекание химических реакций влияет нагревание. Для некоторых процессов ( горение магния или древесины) ддостаточно сообщить веществу начальную энергию, чтобы, чтобы инициировать реакцию. В других случаях ( разложение малахита) вещество необходимо нагревать постоянно; если нагрев проекратить, реакция останавливается. В то же время многие реакции происходят без нагревания.

Сведения о физических и химических явлениях можно представить в виде схемы.

Явления







Химические

Физические





Заключаются в превращении веществ, в результате которых образуются одно или несколько новых веществ.

Не сопровождаются образованием новых веществ. Проявляются в изменении формы тела или агрегатного состояния вещества.













Признаки химических реакций: 1. Изменение цвета

2. изменение запаха

3. выпадение или растворение

осадка 4. Выделение газа 5. Выделение или поглощение теплоты или света.

Условия протекания химических реакций: 1. Тесное соприкосновение

2. нагревание для начала реакции или постоянно.

Обобщение и систематизация знаний.

  1. Определите принадлежность перечисленных процессов к физическим или химическим: засахаривание варенья, прокисание молока, выпаривание воды, падение шарика с высоты, горение дров, запах духов, гниение листьев, ржавление железа. Дайте обоснованный ответ.

  2. 2. Определите, какие процессы из перечисленных ниже относятся к химическим, а какие – к физическим: а) зимой вода в реке замерзает, б) из стекла изготавливают стаканы и другую посуду, в) из воздуха получают азот и кислород, г) нефть используют для производства резины, д) лучина горит в кислороде.

Домашнее задание. Учить §6, выполнить задания № 1-3 стр 24.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!