Тема: Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций, условия их возникновения и протекания.
Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.
Задачи обучающие:
Обеспечить осмысление и восприятие понятий «физическое явление», «химическое явление», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений, умение проводить химический эксперимент, объяснять значение явлений в жизни природы и человека.
Задачи развивающие:
Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ. Развивать мыслительную деятельность учащихся: суждение, умозаключение, доказательство.
Совершенствовать умения учащихся наблюдать, фиксировать во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.
Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованиями в соответствии с правилами безопасности.
Задачи воспитывающие:
Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умение анализировать ход и результаты эксперимента и работать с реактивами).
Оборудование: штатив с пробирками,, щипцы, горелка, фарфоровая ступка с пестиком, стеклянная трубка, свеча, лента магния, малахит, сахар, медная проволока, кристаллическая сода, уксусная кислота, дистиллированная вода, известковая вода.
Базовые понятия: вещество, физические и химические явления, измельчение, условия возникновения и протекания реакций.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
1). Какие вещества называются чистыми?
2). В чем состоит отличие чистых веществ от смесей?
3) Какие существуют методы разделения смесей? В чем их сущность?
4) Что вы понимаете под термином « явление»?
Во время беседы необходимо конкретизировать понятие явления как любого изменения, происходящего в природе.
Изучение нового материала.
1.Понятие о физических и химических явлениях.
Рассказ учителя.
В окружающем нас мире постоянно происходят различные явления: политические, социальные, геологические, биологические, атмосферные, а также физические и химические, которые и будут предметом изучения на уроке.
В чем же состоит различие между физическими и химическими явлениями?
Выслушав ответы учащихся на поставленный вопрос, учитель подводит их к выводу, что химические явления происходят с изменением молекулы вещества, а в физических явлениях изменения молекул не происходит. Необходимо отметить, что некоторые химические явления представляют собой совокупность многих химических реакций. Кроме того, многие химические явления сопровождаются физическими.
Вот как говорил о химических явлениях Эразм Дарвин ( дед Чарльза Дарвина):
Химический состав свой изменять
Должны все формы жизни в вечном споре
Они живут, чтоб умереть им вскоре,
И умирают, чтоб ожить опять,
Так вещество бессмертное умеет
Бурь превосходящих побеждать порыв.
Не погибая в них, растет и зреет,
По временам лишь форму изменив,
Жизнь производит веществам отбор,
Все вредное спешит изгнать как сор,
А чистое, переварив, усвоить.
Разделить физические и химические явления мы можем, установив, произошло или нет изменение молекул. Однако визуально ( даже с помощью микроскопа) мы не можем определить, изменилась молекула вещества или нет.
Беседа.
Как по вашему мнению, можно отличить физическое явление от химического?
Демонстрация физических и химических явлений.
опыт | Фиксация наблюдения и результатов опытов | Содержание беседы |
1.Испарение воды (дистиллированную воду в фарфоровой чашке нагреть до кипения и выпарить; в пары воды можно внести холодную пластинку, на которой конденсируются пары воды) | Вода в фарфоровой чашке исчезает ( испаряется). При внесении холодной пластины в пары воды на ней конденсируются капли воды. | Происходит ли образование нового вещества при испарении? Является ли появление капель воды на пластине химическим процессом? |
2.Разложение малахита ( образец малахита в пробирке нагревается в пламени горелки; газоотводная трубка опущена из пробирки в сосуд с водой). | При внесении малахита в пламя, наблюдается его почернение, из газоотводной трубки выделяются пузырьки газа. С прекращением нагревания реакция останавливается. | Произошла ли реакция? Каковы признаки того, сто реакция произошла? При каком условии протекает эта реакция? |
3.Горение магния.( в пламя горелки вносится щипцами лента магния). | Горение магния сопровождается ослепительным светом. | Относится ли это явление к химическим реакциям? Какие признаки свидетельствуют о прохождении реакции? Чем отличаются условия этой реакции от предыдущих? |
4.Измельчение, растворение и сжигание сахара ( сахар сначала измельчается в ступке, апотом растворяется в воде, часть измельченного сахара сжигается) | Горение сахара-химическая реакция, которая протекает при нагревании. Сопровождается изменением цвета, появление капель воды на холодных стенках пробирки. | Учитель демонстрирует три явления с сахаром. В каком из трех случаев произошла химическая реакция? Каковы условия и признаки наблюдаемой реакции? Как доказать, что приданных явлениях с сахаром не произошло никаких превращений? |
2. Признаки химических реакций.
Рассказ учителя.
Химические реакции обладают характерными признаками. При всякой реакции происходит образование новых веществ, обладающих новыми свойствами. Образование нового вещества сопровождается выделением или поглощением энергии ( теплоты, света). По наличию этих признаков делают вывод о том, что произошла химическая реакция.
3. Условия возникновения и протекания химических реакций.
Беседа.
При каких условиях между веществами возможна химическая реакция?
Рассказ учителя.
К условиям протекания химических ревкций относятся контакт и нагревание реагирующих веществ. Химические реакции протекают легче, если реагирующие вещества измельчены, при этом чем мельче частицы реагирующих веществ, тем быстрее протекает реакция. Это связано с тем, что при измельчении веществ увеличивается площадь их соприкосновения. В ряде случаев вещества дробятся до молекул, например при растворении, поэтому нередко реакции между веществами проводят, смешивая их растворы.
На протекание химических реакций влияет нагревание. Для некоторых процессов ( горение магния или древесины) ддостаточно сообщить веществу начальную энергию, чтобы, чтобы инициировать реакцию. В других случаях ( разложение малахита) вещество необходимо нагревать постоянно; если нагрев проекратить, реакция останавливается. В то же время многие реакции происходят без нагревания.
Сведения о физических и химических явлениях можно представить в виде схемы.
Явления
Химические
Физические
Заключаются в превращении веществ, в результате которых образуются одно или несколько новых веществ.
Не сопровождаются образованием новых веществ. Проявляются в изменении формы тела или агрегатного состояния вещества.
Признаки химических реакций: 1. Изменение цвета
2. изменение запаха
3. выпадение или растворение
осадка 4. Выделение газа 5. Выделение или поглощение теплоты или света.
Условия протекания химических реакций: 1. Тесное соприкосновение
2. нагревание для начала реакции или постоянно.
Обобщение и систематизация знаний.
Определите принадлежность перечисленных процессов к физическим или химическим: засахаривание варенья, прокисание молока, выпаривание воды, падение шарика с высоты, горение дров, запах духов, гниение листьев, ржавление железа. Дайте обоснованный ответ.
2. Определите, какие процессы из перечисленных ниже относятся к химическим, а какие – к физическим: а) зимой вода в реке замерзает, б) из стекла изготавливают стаканы и другую посуду, в) из воздуха получают азот и кислород, г) нефть используют для производства резины, д) лучина горит в кислороде.
Домашнее задание. Учить §6, выполнить задания № 1-3 стр 24.