Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 62 III – IV вида»
Тема самообразования:
«Специфика занятий физической культурой и
хореографией детей с ОВЗ »
Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций
гимнастическими упражнениями
Составила: Шустова Е. А.
Учитель физической культуры, педагог-хореограф
2020 г.
Улан-Удэ
Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций
гимнастическими упражнениями
Ключевые слова: физическая реабилитация, гимнастические упражнения, лица с ограниченными возможностями, ограниченные сенсорные возможности.
Аннотация. Социальная проблема людей с ограниченными сенсорными возможностями состоит, главным образом, в их почти постоянной изоляции в условиях специально адаптированной среды обучения, воспитания и дальнейшей жизни в обществе. Гимнастические упражнения являются эффективным средством физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.
Введение
Социально-бытовая адаптация людей с ограниченными возможностями зрительного анализатора к среде здоровых людей, как и физическая реабилитация данной категории людей, - одна из острейших социальных проблем.
Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2,2-2,3% благодаря полной реабилитации. Определенный шанс полной реабилитации имеют лишь инвалиды 3 группы [10].
Защищены десятки диссертационных работ по физической культуре детей дошкольного, школьного возраста и взрослых, являющихся инвалидами по зрению (Л.Ф. Касаткин, 1980; Е.В. Начинова, 1989; Д.М. Маллаев, 1993; В.Н. Брезжунов, 1995; В.П. Гудонис, 1995; Т.Н. Никольская, 1997; Мишарина Н., 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999; О.И. Макаренко, 2000; А.В. Мухина, 2000; Е.В. Петрова, 2000, В.С Дмитриев,2003;
Л.В. Шапкова, 2003; Н.Н.Мелентьева 2004; В. А. Громов, 2004; Р.А. Толмачёв, 2005; В.В. Храмов, 2008; И.А. Ахмадуллина, 2011; и др.) [1].
Отсутствие зрения отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции, особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляются при помощи зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), незрячие показывают относительно высокие показатели [2, 3, 5, 6, 7, 8, 13, 15].
Доступность и простота, многообразие и вариативность форм исполнения гимнастических упражнений расширяют возможности гимнастики и делают её доступным средством физического воспитания всех возрастных групп. Гимнастические упражнения, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании, оказывают значительное влияние на здоровье. Они направлены, прежде всего, на формирование организма, на воспитание морально-волевых, физических качеств и умения пользоваться ими в практической деятельности [4, 9, 11, 14, 16, 17].
Целью данной работы явилось изучение влияния занятий гимнастикой в рамках учебно-тренировочных занятий по программе «Физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными зрительными возможностями» на физические кондиции организма.
Методы и организация исследования
Формирующий эксперимент был проведен в период с декабря 2009 по май 2011 гг. на базе спортивно-оздоровительного комплекса Горно-Алтайского педагогического колледжа.
В эксперименте приняли участие мужчины в возрасте от 32 до 43 лет с нарушениями зрения, ранее не занимавшиеся спортивной гимнастикой.
Объект исследования - процесс физической подготовки лиц с ограниченными сенсорными возможностями.
Предмет исследования - гимнастические упражнения как эффективное средство физической реабилитации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.
Спортивные упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья) -наиболее характерные средства спортивной гимнастики, которые позволяют последовательно решать задачи общей функциональной подготовленности, гармонически развивать двигательные способности занимающихся, способствуют эффективному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Конструктивные особенности снарядов и условия опоры (преимущественно руками) содействуют освоению этих упражнений и развивают двигательные способности, волевые качества, тренируют вестибулярный аппарат.
В процессе занятий гимнастикой деятельность занимающихся строго регламентирована и четко обусловлена заранее разработанной программой обучения. Последняя предусматривает строгое следование предписанной программе движений (состав движений, последовательность их изучения, порядок их взаимосвязи друг с другом, правила комбинирования в сложные действия, пути совершенствования действий). Деятельность занимающихся организуется так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых навыков и умений и соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.
Результаты и их обсуждение
Уровень подготовленности организма лиц с ограниченными зрительными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями определялся
работоспособностью сердечно-сосудистой системы по оценке пробы с приседаниями [19], где увеличение пульса на 25% и менее считается отличным; на 25-50% - хорошим; на 5075% - удовлетворительным и свыше 75% - плохим. Удовлетворительные оценки в 94% случаев свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано. Хорошая подготовка отмечается лишь у 6% (рис. 1).
Испытуемые нашего исследования - лица, ранее регулярно не занимавшиеся физическими упражнениями, с примерно одинаковым уровнем функциональной подготовленности. На однородность группы исследуемых указывает коэффициент вариации, который был равен при ЧСС в покое V=4,8% и при ЧСС после нагрузки V=6,7%. Средняя арифметическая и стандартная ошибка в пробе с приседаниями выразилась в первом случае как 74,82±0,424 уд/мин., а во втором - 116,12±0,755 уд/мин., соответственно (табл. 1).
6%
94%
Рис. 1. Оценка уровня тренированности сердца лиц с ограниченными зрительными
возможностями, %
В рамках физической подготовленности исследуемых наблюдается большая разнородность группы исследуемых, согласно коэффициенту вариации. Так, лишь в одном показателе - динамометрии кисти (правой V=11,8% и левой кисти V=11,6%) он был в норме, а в трех: в подтягивании в висе (У=23,2%), в гибкости в плечевых суставах (У=24,8%) и в тесте Ромберга (У=28,6%) - был более 20%, это позволило нам оптимизировать средства и методы организации учебно-тренировочного процесса.
Критерий нормальности распределения Шапиро-Уилки превышает табличное значение, это позволило нам проводить проверку достоверности результатов исследования по Х-критерию Стьюдента.
На начало занятий (декабрь 2009 г.) мы не проводили Гарвардский степ-тест, поскольку специалисты предупреждают, что во время теста нагрузка на организм приходится достаточно высокая. Поэтому его рекомендуют исключительно людям с хорошим здоровьем или профессиональным спортсменам [18].
При повторном тестировании (май 2010 г.), по истечении полугода учебно-тренировочных занятий по предложенной программе, все испытуемые справились с Гарвардским степ-тестом на данном этапе, выполнив одну из задач настоящего исследования, которой являлось повышение уровня работоспособности слабовидящих. Сравнение полученных результатов Гарвардского степ-теста испытуемых с критериями оценки, представленными Г.А. Макаровой [8], вывил - все испытуемые, если мы отнесем их к категории - «здоровые нетренированные» за исключением одного (оценка - ниже средней) имеют очень низкие показатели - менее 56, это характеризуется как плохая оценка. Достоверное изменение (р
□ Оценка уровня
тренированности сердца %
хорошо
□ Оценка уровня
тренированности сердца %
удовл.
Таблица 1
Изменение показателей физических кондиций лиц с ограниченными зрительными возможностями за время эксперимента
Первая половина эксперимента
№ п/п Контрольные упражнения Начало эксперимента Середина эксперимента Разница % t табличная (p
X± m V, % X± m V, %
1 ЧСС в покое, уд/мин 74,82±0,42 4,8 - - - - -
2 ЧСС после нагрузки, уд/мин 116,12±0,76 6,7 - - - - -
3 Увеличение ЧСС в % 54,99±0,645 8,2 - - - - -
4 Индекс Гарвардского степ теста - - 46,5±0,864 13,8 - - -
5 Динамометрия (правой), кг 45,8±0,791 11,8 46,29±0,74 10,3 1,06 4,02 7,12
6 Динамометрия (левой), кг 43,71±0,758 11,6 43,94±0,65 9,7 0,52 2,92 3,52
7 Подтягивания в висе, кол-во раз 5,12±0,46 23,2 7,12±0,5 18,8 28,09 4,02 22,33
8 Гибкость плечевых суставов, см 17,41±0,99 24,8 21,06±0,95 22,4 17,33 4,02 15,00
9 Тест Ромберга, с 3,12±0,50 28,6 5,59±0,48 21,3 44,19 4,02 14,20
Вторая половина эксперимента
№ п/п Контрольные упражнения Середина эксперимента V, % Конец эксперимента V, % Разница % t табличная (p
1 Индекс Гарвардского степ теста 46,5±0,864 13,8 48,9± 0,81 12,2 4,91 2,12 2,41
2 Динамометрия (правой), кг 46,29±0,74 10,3 46,65± 0,73 10,8 0,77 2,92 3,88
3 Динамометрия (левой), кг 43,94±0,65 9,7 45,35± 0,71 10,5 3,11 2,92 3,88
4 Подтягивания в висе, кол-во раз 7,12±0,5 18,8 9,12± 0,417 13,2 21,93 4,02 13,47
5 Гибкость плеч. суст., см 21,06±0,95 22,4 23,88±0,842 16,8 11,81 4,02 9,06
6 Тест Ромберга, с 5,59±0,48 21,3 8,29±0,513 19,4 32,57 4,02 12,13
Примечание. Средняя арифметическая - X, стандартная ошибка средней - m, коэффициент вариации - V. Уровень значимости при t табличной 2,12 ф
Исследования в области физической культуры и спорта неоднократно доказывали, что при целенаправленном воспитании физических качеств прирост показателей, особенно на начальном этапе, достаточно высокий, это подтверждает и наше исследование.
Таким образом, повышение работоспособности на 4,91%; улучшение показателя силовой выносливости - на 43,86 % (подтягивания в висе); силы на 1,83% (динамометрия правой) и на 3,63% (динамометрия левой); гибкости - на 27,09% и координации - на 62,36% произошло за период эксперимента благодаря систематическим занятиям, имеющим определенную степень влияния учебно-тренировочных занятий. Наибольшие изменения зафиксированы в показателях координации. Именно координационные способности являются одними из определяющих успех освоения новых двигательных действий и сложных по технике гимнастических упражнений на снарядах.
Заключение
Обучение гимнастическим упражнениям в рамках программы более эффективно, если оно основывается на следующих факторах:
- повышение уровня развития физических качеств, работоспособности в процессе обучения гимнастическим упражнениям;
- учёт особенностей физического развития и физической подготовленности группы испытуемых;
- оптимальное соотношение методов обучения;
оптимальное соотношение средств основной гимнастики и упражнений на
снарядах.
Этапы реабилитации определялись в соответствии с уровнем физических кондиций реабилитанта.
Первый период (подготовительный) предусматривал следующие задачи: 1) предупреждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки на этом этапе, в основном, одновершинная с максимальным подъемом в центре основной части занятия. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным составляет 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений.
Задачами второго периода (функционального) явились: 1) улучшение функционального состояния; 2) формирование компенсаций. В это время физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным - 1:2. Темп средний. В занятие включается по 50% общеразвивающих и дыхательных упражнений.
Третий период (тренировочный) предусматривал задачи: 1) адаптация к физическим нагрузкам; 2) тренировка всего организма. Физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным - 1:3. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% - общеразвивающих и дыхательных.
Литература
1. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р.А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.
2. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня : учебное пособие / Р. Н. Азарян. - М. : ВОС, 1987. - 115 с.
3. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих : учебное издание / Н.Г. Байкина, Б.В.Сермеев. - М. : Советский спорт, 1991. - 64 с.
4. Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика : учеб. для вузов / Ю.К. Гавердовский; под ред. Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. - М., 1999. - 442 с.
5. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 48 с.
6. Денисова, М.А. Физическое воспитание : коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога / М.А. Денисова. - СПб., 1995. - С. 93-111.
7. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения : материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена (28-30 октября 1996 г., Санкт-Петербург) / ред. Е.М. Папина. - М. : Логос, 1997. - 115 с.
8. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : справочно-медицинское пособие для учителя / В.П. Ермаков. - М. : Просвещение, 1990. - 223 с.
9. Журавин, М.Л. Гимнастика / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М. : Академия, 2001. - 448с.
10. Инвалиды в России : причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.budgetrf.ru.
11. Леонтьева, Л. А. Развитие суставно-мышечного чувства слабовидящих младших школьников на занятиях корригирующей гимнастики / Л.А. Леонтьева // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена - М., 1997. - С. 73-75.
12. Макарова, Г.А. Спортивная медицина : учебник / Г.А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2004. -480 с. : ил.
13. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками-инвалидами по зрению : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мухина. - СПб., 2000. - 24 с.
14. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студ. высших учеб. заведений / П.К. Петров. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
15. Петрова, Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Петрова. - СПб., 2000. - 24 с.
16. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е.Г. Попова. - М. : Тера-Спорт, 2000. -
72 с.
17. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания / под общ. ред. В.М. Смолевского. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 336 с.
18. Физическая реабилитация : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / ред. С.Н. Попова. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, -2008. - 602 с.
19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2001. - 480 с.