СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы»

Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства . Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.


Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы

Фирмы являются главными субъектами рыночных отноше­ний. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные услуги. По сферам предприни­мательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рек­ламными, юридическими и т. д. При проведении микроэконо­мического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнер­ства и корпорации. Здесь главный критерий— размеры предпри­нимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.


В настоящее время в развитых странах наиболее распростра­нены единоличные владения. Такие фирмы принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязатель­ствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма орга­низации предпринимательской деятельности имеет свои досто­инства и недостатки. Единоличные владения отличаются относи­тельной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хо­зяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственни­ка, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гиб­ким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса пол­ностью зависит от личных качеств и предпринимательских спо­собностей владельца. Вместе с тем данный тип фирмы имеет ряд недостатков. Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуа­ции негативного изменения рыночной конъюнктуры ограничен­ность финансовых ресурсов зачастую является причиной бан­кротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учи­тывая большую вероятность их банкротства. И еще один недос­таток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная от­ветственность по своим обязательствам.


Партнерство возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фир­мы, то каждый из них имеет право на соответствующую часть об­щей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них. Достоинства данной формы органи­зации бизнеса следующие. Во-первых, у партнерств большая финансовая база, чем у единоличных владений. Во-вторых, отно­сительная простота организации. В-третьих, возможность спе­циализации между владельцами фирмами, что предполагает раз­деление хозяйственных функций между ними и позволяет повы­сить эффективность деятельности партнерства. В отличие от единоличного владения, партнерства могут быть достаточно крупными фирмами. Теперь о недостатках. Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом финансовых ресурсов и сложностями в получении кредита. Кро­ме того, у партнерства может возникнуть проблема, не свойст­венная единоличным владениям, — возникновение конфликта интересов среди владельцев. Вероятность внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управле­ния осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в том числе и своим личным имуществом, несут все участ­ники партнерства. И еще один негативный момент — непредска­зуемость существования партнерства во времени, так как выход одного или нескольких партнеров из бизнеса обычно ведет к рас­паду фирмы. Дело в том, что партнерские соглашения носят же­сткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одно­го из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.


Корпорация — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получа­ют доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их раз­меру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность кор­порации разделена на части между владельцами в виде акций и паев. После своего учреждения корпорация может распростра­нять ценные бумаги в основном в форме акций и облигаций — это является источником привлечения средств для финансирова­ния деятельности такой фирмы. Корпорация как форма органи­зации предпринимательской деятельности также имеет свои дос­тоинства и недостатки. Среди достоинств следует отметить, во-первых, практически неограниченные финансовые возмож­ности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций. Во-вторых, ограниченная ответственность владель­цев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы. В-третьих, корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет се­рийного выпуска продукции. В-четвертых, существенные мас­штабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что по­вышает эффективность функционирования фирмы. В-пятых, корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственни­ков такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.


Недостатки корпорации можно свести к следующим. Во-первых, это значительные сложности при организации и соз­дании. Во-вторых, как правило, для корпораций характерно раз­деление функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привле­кают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управ­ленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров. В-третьих, в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчи­нение деятельности фирмы интересам крупных владельцев кор­порации. В-четвертых, в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложе­ния доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), кото­рые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.


Существуют и другие подходы, позволяющие классифициро­вать фирмы по типам. В зависимости от поведения фирм на рын­ке и преследуемых ими целей различают предпринимательские фирмы (здесь трактовка понятия «предпринимательская фирма» более узкая; выше фирма рассматривалась как способ организа­ции предпринимательской деятельности), капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.


Наблю­дение за поведением хозяйствующих субъектов позволяет гово­рить о множественности целей деятельности таких иерархиче­ских структур, как фирмы. Целевые установки фирм, действи­тельно, многообразны и могут меняться. Один из важнейших показателей результатов деятельности фирмы — выручка от реа­лизации производимой продукции. Целью фирмы может быть максимизация выручки. Многие фирмы в качестве основной цели деятельности ставят перед собой обеспечение экономиче­ского роста на предприятии, проявляющегося в наращивании объемов производства, росте выручки, позитивной динамике ос­новных результирующих показателей, а главное, в увеличении доли рынка. Экономический рост на предприятии — индикатор успешности бизнеса, база для достижения более долгосрочных целей. Фундаментальным мотивом деятельности многих фирм является выживание в долгосрочном периоде. Это особенно ак­туально для фирм, функционирующих в конкурентной рыночной среде или близкой к ней. Выживание в долгосрочной перспекти­ве предполагает постановку ряда промежуточных целей: внедре­ние и совершенствование технологий, повышение качества про­дукции, инновационная деятельность, диверсификация произ­водства. В случае когда фирма представляет собой сложную иерархическую структуру корпорационного типа, целью ее дея­тельности может стать стремление к удовлетворенности, связанное с необходимостью поиска компромисса интересов сторон.


В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации при­были, поскольку это основной мотив осуществления предприни­мательской деятельности. Даже при наличии альтернативных це­лей любая фирма будет нацелена на получение удовлетворяюще­го ее уровня прибыли. И этот мотив деятельности будет присутствовать всегда. Без этого невозможно обеспечить выжи­ваемость фирмы в условиях рыночной конкуренции. И еще один аргумент — прибыль является главным источником вознагражде­ния предпринимателя, а ее отсутствие можно рассматривать как антистимул к осуществлению хозяйственной деятельности.


Прибыль является важнейшим фактором формирования предложения, поскольку ее получение — цель любой коммерческой фирмы. Но цель эта — не единственная.

Экономическая наука различает три типа целей, которые выбирают себе фирмы.

Наиболее распространенные такие цели фирм, как максимизация:
• прибыли, т. е. величины превышения выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт;
• объема продаж в течение определенного периода времени (например, года);
• темпов роста самой фирмы как таковой (например, величины ее производственных мощностей, числа занятых, количества филиалов и т. д.).

Предложение фирмы и отрасли

Чистая (совершенная) конкуренция. Известно несколько основных моделей рын­ка, в том числе модель чистой конкуренции. Примерами рынков, соответствующих этой модели, являются рынки сельхозпродуктов, валютные биржи. Основные признаки чистой конкуренции или конкурентного рынка следующие:

1. Очень большое число независимых фирм, предлагающих свой товар на рынке.

2. Стандартизованная продукция, которую предлагают фирмы на рынке. В глазах покупателя продукты разных фирм ничем не отличаются друг от друга.

3. «Соглашение с ценой». На этом рынке фирмы относительно малы и не могут по­влиять на установившуюся на нем цену, поэтому они «соглашаются» с ней и продают свой товар по этой цене.

4. Свободное вступление и выход на рынок (из отрасли) — нет никаких препятствий для выхода на рынок или свертывания деятельности на нем.

^ Предложение конкурентной фирмы. Стремясь максимизировать прибыль или ми­нимизировать убытки на конкурентном рынке, фирма в конкретный период времени пред­лагает такое количество товара, которое обеспечивает достижение этой цели.

^ Предложение в краткосрочном периоде. Краткосрочный период — период, не достаточный для вхождения новых производителей на рынок (в отрасль) или выхода из него.

Для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, предельный доход всегда равен цене реализации продукции.
Предложение на конкурентном рынке будет равно сумме предложения всех фирм. При этом предельные издержки будут одинаковыми у всех производителей отрасли. Но раз они одинаковые для всех фирм, то можно сказать, что они определяют не только цену продукции отдельной фирмы, но и цену на рынке в целом.

В результате изменения спроса изменится и цена, следовательно, предельные издер­жки изменятся так, что их новый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Однако это условие не означает, что фирмы получают прибыль в любом случае. Все зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равно­весные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены падают, и фирмам приходится либо приспосабливаться к низ­ким ценам, и а том числе нести убытки, либо уходить с рынка.

^ Предложение в долгосрочном периоде. Если при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффективно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство и предложение на рынке сокращается. Резуль­татом сокращения предложения является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа к рынку, появляются новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снова снижается.


ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым факторам относят:


Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

К другим неценовым факторам предложения относят:

Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!