СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Финикийские мореплаватели"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет из себя технологическую карту урока или конспект, которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя основные этапы урока, физкультминутку, а такде приложения к уроку для организации работы с учебником, индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся. Данная разработка соответствует линии УМК по Всеобщей истории под редакцией А.А. Вигасина.

Просмотр содержимого документа
«"Финикийские мореплаватели"»

Технологическая карта урока «Финикийские мореплаватели»

Педагогические цели

  • Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев

  • Создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности;

  • Содействовать развитию умения работать в группе, с историческими источниками и картой

Тип урока

Урок открытия нового знания, урок-исследование.

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы. Термины

Местоположение и природные условия Финикии. Города Финикии : Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Международная торговля финикийцев, образование колоний.

Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит

Образовательные ресурсы

Учебник, проверочные материалы, карты: «Древние государства мира», раздаточные материалы, презентация.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. организационный

момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку


Организуют свое рабочее место

2. контроль знаний

Организует проверку знаний

Домашнее задание.

Поиск исторических ошибок в тексте (приложение 1)

3. постановка учебной задачи

Сегодня утром на адрес нашей школы пришло письмо. Давайте его прочитаем. Послание фараона. Зачитывает, ставит вопросы.

– Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно вековечно и справедливо правит страной!

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

О чем просит египетский фараон? Почему, как вы думаете, он обратился к финикийским мореплавателям? Какие цели стоят перед нами на уроке?

Узнать:

  • Где находится страна Финикия?

  • Занятия людей?

  • Куда и зачем плавают?

  • Какие они мореплаватели?

  • Развита ли торговля?

Читают. Формулируют учебные задачи.

4. усвоение новых знаний и способов действий.

План:

1. Местоположение и города Финикии.

2. Основные занятия и изобретения финикийцев.

3. Образование колоний.

4. Древнейший алфавит.

Записываем тему урока «Фнкск мрплвтл» . Да, тема урока записана как-то странно. Это загадка, ответ на которую мы найдем на нашем уроке. Это очень загадочная страна, которая сделала всем будущим народам чудесные подарки. Сегодня ее уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан

Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование. И в роли исследователей выступит каждый из вас. Вы разделены на группы, каждая группа получает исследовательское задание, его выполнение поможет всем нам узнать о Финикии что-то новое и помочь египетскому фараону. Результатом работы групп должно стать создание Справочника путешественника по Древней Финикии. (Учитель показывает шаблон)

Мне кажется, что справочник путешественника у нас получится интересным и необходимым для любого человека. И познакомившись с нашим справочником, каждый захочет побольше узнать о Финикии и отправится туда в путешествие.

У вас на столах лежит задание и раздаточный материал. Для каждой группы обозначена цель исследования. Ваша задача – выполнить все задания и представить результат работы своей группы. Руководителя группы вы выбираете сами, он распределяет задания внутри группы и отвечает за создание странички нашего будущего Справочника.

Группа 1 – Определить местоположение Финикии и ее природные условия. (Приложение №2)

Группа 2 – Определяет, какие занятия были развиты у финикийцев?  (Приложение №3).

Группа 3 – Узнает, какие изобретения были сделаны финикийцами? (Приложение №4)

Группа 4 – Узнает, какими мореплавателями были финикийцы и где они основали свои колонии?

(Приложение №5)

Группа 5 – Изучает финикийский алфавит (Приложение №6)

Учитель знакомит учащихся с правилами работы в группе.

Правила работы в группах: (проговорить)

  1. Прочитать задание

  2. Чётко разделить обязанности, кто на какой вопрос будет отвечать, какое задание выполнять и представлять результат работы своей и группы

  3. При обсуждении прислушиваться друг к другу

  4. Не разговаривать громко, не мешать другим

Время – 10 минут. По окончании этого времени работа в группах прекращается и мы слушаем ответы.


Работа в группах с раздаточным материалом, текстом учебника, картами.

Выступление со своими ответами, создание листов Справочника.

Лист 1. Страна Финикия.

Местоположение – восточное побережье Средиземного моря.

Природные условия – мало места, нет рек, много лесов, рядом море

 Самые крупные города Финикии – Библ, Сидон, Тир.

Лист 2. Занятия: выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили моря и океаны.

Лист 3. Изобретения финикийцев

Из соды, песка и ракушек - изобрели стекло.

Пурпур - яркая лилово-красная краска

Лист 4. Финикийцы – торговцы и пираты, основатели колоний

Финикийские города вывозили: лес, стекло, зеркала, украшения, пурпурные ткани

Финикийцы привозили: зерно, папирус, олово, янтарь, «живой товар»

Финикийцы основали свои колонии по берегам Средиземного моря

Самая крупная финикийская колония – гогород Карфаген, который был основан в 9 веке до н. э.









Лист 5. Финикийский алфавит.

Количество букв – 22

Не было - гласных


Проведение физкультминутки

Учитель: Вы уже немножечко устали. Давайте представим себе, что мы вместе с финикийцами отправились в плавание по Средиземному морю. Встаньте и повторяйте движения за мной.

А над морем чайки кружат, 
Полетим за ними дружно. 
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю 
И резвимся на просторе. 
Веселее загребай 
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок, 
Продолжаем наш урок.



5.Закрепление











































6. Оцените свою работу

на уроке (цвет красный –

отлично, зеленый –

хорошо, желтый - удовлетворительно).






7. Д/з: п.16 + задание

по выбору: рассказ от имени

ремесленника, купца, крестьянина, моряка.


Выполните задания теста.

1. Какое из предложенных суждений верно?

1) Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;

2) Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря;

3) Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.

2. Укажите одно из основных занятий финикийцев.

1) добыча олова;

2) выращивание пшеницы;

3) морская торговля.

3. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

1) дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло;

2) зерно, финики, шкуры, глиняную посуду;

3) зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.

4. Финикийцы основывали свои колонии – поселения для:

1) ведения военных действий с местным населением;

2) оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более далёким путешествиям;

3) распространения своего образа жизни среди местного населения.

5. Колония – это

1) любой город, с которым вели торговлю

2) город, в котором располагался главный храм страны

3) поселение, основанное выходцами из какого-либо государства за его пределами

6.Самой известной финикийской колонией был город

1) Тир 2) Карфаген 3) Сидон

7. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

1) клинопись;

2) иероглифическое письмо;

3) алфавит.

8. В алфавите финикийцев было ... буквы?

1) 33 буквы; 2) 22 ; 3) 750.

9. Что из перечисленного отличало письменность финикийцев от письменности древних египтян и шумеров (три ответа)?

1) каждый знак соответствовал одному звуку;

2) каждый знак мог означать и целое слово, и несколько слогов, и сочетание двух согласных звуков;

3) согласные звуки обозначались буквами;

4) наличие всего 22 знаков – букв;

5) несколько сотен знаков.

10. Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в истории человечества. Что они изобрели?

1) бумагу; 2) бетон; 3) стекло.



Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.






Приложение №1. Найдите ошибки.

Однажды учитель дал задание придумать рассказ от име­ни мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользо­вались. Судите сами: вот как начал выполнять задание один не слишком прилежный ученик:

— Мы живем на набережной Тигра. Это красивейшее место Вавилона! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который еще до моего рожде­ния попал в наш дом, где работает как раб. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу... Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый ко­рабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носиль­щики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девоч­ками, рассчитывая на их подсказки.

— Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто под­сказал бы тебе самому! — прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно.

Какие исторические ошибки содержит рассказ ученика?

Приложение №2. Прочитайте рассказ финикийца, ответьте на вопросы, заполните лист Справочника.


Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.

Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув, заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену...

Вопросы по рассказу финикийца:
1. На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?
2. Какой рельеф на территории этого государства?

3. Обозначены ли на карте крупные реки?

4. Какие крупные города существовали в Древней Финикии?

5. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья.


Приложение №3.

Прочитайте предложенный текст, рассмотрите предложенные иллюстрации в учебнике (стр. 82) и материал учебника и подготовьте краткий рассказ: «Какие ремесла и другие занятия были развиты в городах Финикии?». Заполните лист Справочника.

Текст

В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава литейщиков, кораблестроителей, ювелиров, строителей, ткачей – шагнула далеко за пределы их родных мест. Финикийцы прославились как искусные ремесленники. Получая медь с Кипра, серебро и свинец из Малой Азии, золото из Египта, финикийские мастера добиваются огромного успеха в обработке металлов. Ювелирные изделия Финикии высоко ценились греками, евреями, египтянами. Значительную роль в финикийском хозяйстве играло производство стекла. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Его смешивали с селитрой и плавили. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували сосуды, делали украшения, зеркала… Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении. До сих пор ученые не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии.

Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.


Вопросы по тексту:

1. Какие ремесла были развиты в Финикии?

2. Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет?

3. Плоды, какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

4. Какими еще занятиями они занимались?


Приложение №4. Прочитайте предложенный текст, рассмотрите предложенные иллюстрации в учебнике (стр. 82) и материал учебника и подготовьте краткий рассказ: «Какие изобретения были сделаны в городах Финикии?». Заполните лист Справочника.

Текст.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель?

Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.


В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.


Ответьте на вопросы:

1. Назовите изобретения финикийцев. Как финикийцы открыли пурпурный краситель?

2. Как добывали пурпурную краску?

3. Как было изобретено стекло? Что из него можно было сделать?



Приложение №5. Прочитайте предложенный текст, рассмотрите предложенные карты (стр. 82) и материал учебника и подготовьте краткий рассказ: «Какими мореплавателями были финикийцы и где они основали свои колонии?». Заполните лист Справочника.



КОЛОНИЯ

И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, они отрядами и общинами, стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их.

Каждое новое бедствие, постигавшее родину, порождало новую волну эмиграции. По словам римского историка Квинта Курция Руфа, земледельцы Финикии, «измученные частыми землетрясениями... были вынуждены с оружием в руках искать для себя новых колоний на чужбине» — искать счастья за пределами родины.

Где бедствия, там и бедность. Где бедность, там неизбывная беда. От нее бегут хоть на край света. На рубеже I тысячелетия до нашей эры в Финикии усилилось имущественное неравенство. Обстановка внутри крошечных городов-государств обострилась. Ни один из них не был способен ни навести у себя порядок, ни объединить страну. Их правители — особенно цари Тира — могли лишь ослабить напряжение среди подданных. Они отправляли разоренных сограждан в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что им приходилось страшиться и восстания рабов.


Мореплавание и торговля.

Важным занятием финикийцев было кораблестроение и мореплавание. В этом деле в древнем мире им не было равных. Когда эту маленькую страну завоевывали сильные государства, финикийцы призывались в морской флот. По нашим представлениям, они могли строить лишь небольшие корабли, которые слабо противостояли сильным ветрам и морским волнам. В то время не было компаса. Нужный путь определяли по небесным светилам. Плавали только вблизи берегов. В долгое плавание они могли взять немного пищи и воды. Часто приставали к берегам, пополняя пищевые запасы. На берегах и островах Средиземного моря финикийцы основали ряд своих поселений — колоний. Самой большой и богатой из них стал Карфаген.
Финикийцы доставляли в другие страны толстые и длинные стволы кедров. Они были длиннее самих кораблей. Бревна связывали в большие плоты и судами буксировали к дельте Нила.
Жители Финикии были ловкими и умелыми купцами. Склады их товаров находились как на острове Кипр, так и в Вавилоне. Для себя они покупали в Египте пшеницу, тонкие льняные ткани, папирус, благовонные масла. Из Африки, Испании, острова Кипр вывозили и перепродавали золото, серебро, медь, железо, слоновую кость. Финикийцы занимались и торговлей «живым товаром» — рабами, которых часто захватывали насильно в тех местах, где торговали. В плавания они отправлялись вооруженными, занимаясь морским разбоем. Во многих странах ходила плохая слава о финикийцах.


Географические открытия финикийцев.

Египет и другие страны посылали их в дальние плавания. Финикийцы огибали Африку, выходя из Красного моря, снова возвращаясь в Египет через Средиземное море. Финикийцы побывали и у берегов далекой Индии. За один раз они привезли оттуда более тонны золота, много красного дерева и драгоценных камней.
Финикийцы плавали и к берегам Северной Европы, привозя оттуда олово и свинец. Они торговали и дорогим янтарем. Возможно, древние мореплаватели доплывали до места впадения Немана в Балтийское море. Ведь там самые богатые залежи янтаря.


Вопросы по текстам:
1. Что такое колонии?

2.Где они располагались? Как называлась самая большая колония финикийцев?

3.Догадайтесь, какая была цель основания колоний?

4. Какие географические открытия удалось сделать финикийцам?

5. Можно ли назвать финикийцев хорошими мореплавателями, почему?

6. Почему о них ходила не только хорошая слава, но и дурная?



Приложение №6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы, заполните вместе лист «Финикийцы – создатели алфавита».

Финикийский алфавит

Вначале финикийцы пользовались клинописью народов Междуречья, приспособив ее к своему языку. Но эта письменность была очень сложна. Было создано письмо примерно из 100 знаков, каждый из которых обозначал отдельный слог. Это письмо было проще, но все-таки для торговцев (купцов) было слишком сложно. Затем для ведения торговых записей и расчетов хитроумные финикийцы со временем предельно упростили клинопись. Согласных звуков в языке финикийцев было 22. Вот они и придумали 22 знака-буквы. Гласные буквы финикийцы на письме не обозначали, только согласные. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево.

Буквы финикийцы расставили в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква "алеф", или "а"; второй - "бет", или "б". "Алеф" первоначально обозначала "голова быка", а "бета" - "дом".

В нем не было значков, которые выражали бы целое слово или слог, как в Междуречье и Египте. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Запомнить значки было несложно, их всего 22. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы непросто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных.

Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись читать и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами.

Вопросы по тексту:

1.Как называлась письменность финикийцев? От какого письма она произошла?

2. В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

3. В чем недостаток финикийского алфавита?

4. Чем можно объяснить сходство финикийского и русского алфавита?








Лист 1. Страна Финикия.

Местоположение –


Природные условия –


 Самые крупные города Финикии –


Лист 2. Занятия:







Лист 3. Изобретения финикийцев

Из соды, песка и ракушек –

Пурпур -


Лист 4. Финикийцы – торговцы и пираты, основатели колоний

Финикийские города вывозили:


Финикийцы привозили: 


Финикийцы основали свои колонии по берегам 


Самая крупная финикийская колония –



Лист 5. Финикийский алфавит.


Количество букв



Не было -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!