СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Финикия - страна мореплавателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные — ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, географии и письменности;

Развивающие — продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний, составлять на основе изученного материала «рассказ-путешествие по карте»;

Воспитательные — способствовать формированию интереса и уважения к культуре других народов, сохранению ценностей накопленных человечеством (в том числе финикийского народа).

Просмотр содержимого документа
«"Финикия - страна мореплавателей"»

Урок 16 Финикия - страна мореплавателей

Цели урока:

Образовательные — ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, географии и письменности;

Развивающие — продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний, составлять на основе изученного материала «рассказ-путешествие по карте»;

Воспитательные — способствовать формированию интереса и уважения к культуре других народов, сохранению ценностей накопленных человечеством (в том числе финикийского народа).

Оборудование: карты Средиземноморья, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; картины: финикийских кораблей (военный и торговый), побережья, финикийские маски, стела с изображением финикийского бога Балу, монета города Карфагена, финикийские торговцы, финикийский алфавит.

Основные понятия - КОЛОНИЯ, КОЛОНИЗИРОВАННЫЕ земли, КАРФАГЕН, «Столбы Мелькарта», «Оловянный остров», «Янтарный берег», АЛФАВИТ, БИБЛ, СИДОН, ТИР, Арвад, Угарит, ФИЛИСТИМЛЯНЕ, ПАЛЕСТИНА, ВААЛУ, АСТАРТА.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической

работы (карта, учебник § 16 стр.73-78,исторический документ)

Ход урока

1.

Организационный момент

1-1,5м.

II.

Актуализация знаний учащихся по теме

1 м.

III.

Переход к изучению новой темы

5 м.

IV.

Изучение новой темы

25 м.

V.

Закрепление изученного материала

5 м.

VI.

Подведение итогов урока

3 м.


Здравствуйте ребята... (проверка наличия учащихся в классе) (1-

1,5м.)

Подготовка к уроку; книги, тетради, атласы, раздаточный материал.

. Постановка проблемы (задачи) на данный урок.

На этом уроке нам предстоит познакомиться с народом, также жившим в Передней Азии в древности. Название «Финикия» происходит от греческого «фойникес» - «пурпур». Народ греки называли «ФИНИКИЙЦАМИ», т.е. «ПУРПУРНЫМИ», а вот за что... - мы и должны сегодня узнать. Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связанно это было с особенностями природы и места, где они жили.

III. Переход к изучению новой темы.

План урока

  1. Географическое положение и природные условия Финикии.

  2. Особенности образования государств.

  3. Финикийские мореплаватели. Основание колоний.

  4. Достижения финикийцев.

1. В обычном классе можно начать с рассказа учителя, в сильном - сразу с самостоятельной работой по карте.

Финикия отгорожена от остальной Передней Азии высоким горным хребтом Ливана с кедровыми и прочими лесами, альпийскими лугами и снежными вершинами. Склоны Ливана, обращённые к морю, покрывала вечнозелёная средиземноморская растительность, и влажные морские ветры, приносившие дожди, делали ненужным искусственное орошение. Здесь не существовало полноводных рек, на основе которых могла бы возникнуть обширная оросительная система, вынуждавшая к созданию обширного государства с сильной властью. Страна была в древности богата ценными породами леса, но полезных ископаемых здесь тогда открыли сравнительно мало.

Зато тут всегда проходили важнейшие караванные пути - из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Караван в нашем

понимании связывается с вереницей верблюдов, однако в древности караваны перевозили грузы на ослах.

Биб/1, СИДОН, Тир - главные финикийские города. Здесь сходились торговые пути Передней Азии. По узкой полоске между скалами и морем, по дороге, буквально нависавшей над водой, в Hi­ll тыс. до н.э. шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении. Существовали и морские торговые пути, проложенные финикийцами. Их гавани были единственными удобными морскими портами в Восточном Средиземноморье, и к ним сходились нити морской торговли и морского разбоя. Финикийцы жили как бы в «коридоре», в то время как другие народы Передней Азии занимали каждый свою «комнату».

Работа с КарТОИ: раскроем перед собой карту в учебнике на стр.76.

Определим Север, юг, восток и запад. Перед нами большое

внутреннее море, его название? Правильно, это Средиземное море. Теперь найдём

его восточное побережье Здесь находится Финикия.

  • Какой рельеф на этой территории? Посмотрите на легенду карты.

(Горы и возвышенности)

  • Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?

(нет, таких крупных рек в Финикии не было)

  • Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

  • Нанесём название этих городов на свою карту. Библ-«гора», греч.Губл

Сидон-«место для рыбной ловли», Тир-«скала». греч.Тсур

  • Сегодня территория Финикии - это какое государство?

(Сирия)

Вопросы и задания

    1. Сравните природные условия Древнего Египта и Междуречья с Финикией. Каковы их главные отличия?

    2. Объясните, почему для финикийцев торговля стала основным занятием.

Вывод: Торговля для финикийцев стала основным занятием.

• 2. Вопрос об образовании финикийского государства изучается на основе заполнения

логической схемы. В качестве образца и материала для сравнения ученикам предлагается уже заполненная ими ранее схема «Образование государства в Египте и Междуречье» (см. урок о природных условиях Междуречья). Фронтальная работа под руководством учителя. Задания для учащихся давайте заполним нашу логическую таблицу. Работа на экране одновременно.

«Образование городов-государств Финикии».



Материал для учителя Тирийские зодчие славились своим искусством во всех типах построек. Укрепления, построенные в Шв. до н.э. для защиты нового Тира от ассирийцев, превосходили по своей целесообразности и прочности почти все существовавшие в то время сооружения этого рода. Возведённый на прибрежной сколе город был окружён стенами, сложенными из огромных камней, связанных гипсовым цементом. На восточной стороне стены возвышались на 150 футов и были обставлены башнями, в которых помещались лидийские наёмные ратники. Другие укрепления, соединённые огромными плотами и дамбами, защищали входы в гавань и город, так что неприятель не мог даже использовать против него свои осадные орудия.

Осаждённые же имели всё необходимое для ведения войны снаряды и припасы у себя под рукой, в помещениях, защищённых башнями и затворами.

Не менее надёжными были укрепления, построенные финикийцами для защиты складов и торговых путей. Эти укрепления из каменных стен, тянувшихся вдоль границ, и сторожевых башен, построенных на возвышенностях. Но главным убежищем на случай нападения были прибрежные острова, укреплённые соответствующим образом. Так, например, построенный на скалистом острове город Арвад, где было множество одноэтажных домов, выполнял функцию крепости.

Чтение учебника стр.75, второй абзац. В финикийских городах жили искусные

ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Окрашенные пурпуром ткани ценились особенно высоко. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости. Финикийские купцы вели оживлённую и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю.

Вопросы и задания для учащихся

      1. Найдите на карте город, о котором шла речь.

      2. Как финикийцы укрепляли свои города?

      3. Зачем финикийцам нужны были так сильно укреплённые города?

      4. Нанесём на нашу карту город Гадес-«креП0СТЬ».

Вывод: Финикийцы были прекрасными строителями

Чтение учебника стр.75, второй абзац. В финикийских городах жили искусные

ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Окрашенные пурпуром ткани ценились особенно высоко. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости. Финикийские купцы вели оживлённую и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю.

Вывод: Основные занятия финикийцев: ремесло

торговля мореплавание.

Итог и обобщение учителя:

D

На Восточном побережье Средиземного моря жил единый народ,

говоривший на одном языке и веривший одних богов. Но финикийцы не создали единого и сильного государства и в течение своей истории попадали под власть различных владык. Отношения с завоевателями у финикийцев складывались спокойно: жители продолжали заниматься своим делом , лишь уплачивая дань очередным владыкам. Никто в мире Древнего Востока не мог занять место этого загадочного и немного опасного народа-мореплавателя.

3. Финикийские мореплаватели. Основание колоний.

-=0=* Чтобы отправиться в далёкое плавание нужно...? Верно, надо построить корабль. Строим корабли.... Рассматриваем рис. на стр.74 учебника и на экране.

Материал для учителя Финикийцы - лучшие мореходы древности, которым предания приписывает даже изобретение мореходства, парусов и военных кораблей. Тирские купеческие корабли славились своими великолепием: их называли плавающими дворцами.

Финикийские суда снаряжались всеми нужными снастями для подъёма и спуска парусов, рулём, якорями. Главным украшением были резные изображения трёх главных божеств страны. Эти изображения на военных кораблях крепились на носу и на корме.

Во время персидского владычества Сидон, Тир и Арад были в состоянии поставить ЗООтрием для персидского флота. Военные суда были проще, чем купеческие, но зато несравненно прочнее. Они были различной величины, с острым килем, внутри разделены на три яруса, которые и занимали гребцы. Н а палубе в несколько ярусов располагались помещения для войска ... моряки вешали свои щиты на зубцы, окаймлявшие борт палубы.

Финикийские корабли делались из ливанского кедра. Корабельщики острым медным топором обтёсывали крепкие стволы. Вырубив длинную балку и выровняв её по шнуру, они насаживали на неё как хребет, рёбра-доски. Сверху они клали палубу, чтобы связать рёбра. Корму вырубали в виде рыбьего хвоста, а нос в виде птичьей головы. Финикийцы - авторы многих новшеств в мореходном деле. Вероятнее всего они изобрели таран - заострённый выступ в носовой подводной части корабля, позволяющий пробивать борт вражеского судна. Финикийские корабелы первыми начали строить парусные торговые суда большой грузоподъёмности до 250 т. груза и с хорошей устойчивостью.

Вопросы для учащихся

        1. Из какого материала делались финикийские корабли?

        2. Какие изображения помещались на носу и корме кораблей?

        3. Для чего на бортах военных кораблей вывешивали щиты?

Т. 4. Какую особенность имели финикийские военные корабли?

      1. Как финикийские моряки ориентировались в море? (Возможно выполнение задания Зр/т)

      2. Сравните военные и торговые суда (устно, письменно рабочая тетрадь стр.28,

задание № 1, со 2-ой части, не всё, до к. к стр.76)

Итог работы, запись в рабочей тетради:

У торгового корабля - большая округлость и устойчивость бортов, более вместимый трюм, меньшее количество вёсел.

У военного корабля - нет паруса, имеет таран, много гребцов, более маневренные.

Приём «Оживление карты», карта «Финикийские колонии в VIII-VI вв. до н.э.». Работа на экране и в своих картах одновременно (заполняется карта).

Материал для учителя Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищённые от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течение долгого времени плавали в Египет, Кипр, Сицилию, Иберию (Пиренейский полуостров).

К. Египет, Кипр, Сицилию, Иберию.

Чтение текста учебника стр.75, со слов Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма - папирус (по

гречески библос). Отсюда позже произошло название священной книги христиан

- Библия, означающее «книги», а также слово «библиотека».

-=у=" Запомнить!!!

Материал для письма - папирус - «библос», Библия, библиотека

от названия города Библ

Морские торговые пути финикийцев были определены с незапамятных времён. В некоторых прибрежных пунктах между торгующими годами строились особые

станции, которые нередко превращались в склады для товаров и даже в настоящие колонии. Сухопутные торговые дороги внутри страны были тоже снабжены постройками для отдыха караванов, часть которых была укреплена. Такой караван- сарай состоял из продолговатого или четырёхугольного большого двора, окружённого крытыми галереями, разделёнными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажаны деревья.

Как назывались такие поселения, которые основывались в чужой земле?

Откройте ваши учебники на стр. 75. Найдите внизу стр. определение этому понятию. Чтение определения.... -стр.76 ... до конца абзаца.

КОЛОНИЯ - поселение, основанное на чужой территории.

К Ребята отмечают на карте Карфаген. Город основан в 9в. до н.э.

! Легенда об основании города Царица ДИДОНЭ, дочь финикийского царя

,правившего в городе Тир. Она упросила местного царя выделить участок

земли...(бычья шкура, ремешки толщенной с человеческий волос, отгородила большой

участок земли и построила на нём город Карфаген)

Картахена - «новый Карфаген»

Утика - «старый город»

Затем дочитывают текст до конца пункта. Находят филистимлян.

Финикийские корабли бороздили Средиземное море. Они плавали всё дальше и дальше, высаживая на островах и побережьях поселенцев, основывая торговые колонии.

К повторение о.Кипр, Карфаген, о.Сицилия, юг о. Сардиния, берега Гибралтара.

Финикияне добрались до ворот океана и увидели перед собою утёсы Гибралтара. Эти утёсы они называли Столбами Мелькарта. Мелькарт - это финикийский Бог, который построил стены города Тира. И он поставил столбы у выхода из моря в океан, чтобы никто не осмелился идти дальше. Много веков моряки не отваживались нарушить этот запрет. Страшна была безбрежная даль океана, открывавшаяся за воротами Гибралтара. Но с каждым взмахом вёсел всё шире был простор. Вдоль берегов Испании и Франции, где ещё жили дикари, финикийские купцы добирались до

Оловянного острова - Британии, до Янтарного берега -Прибалтики.

У

К учащиеся отмечают на карте ОЛОВЯННЫЙ ОСТРОВ И ЯНТЭРНЫЙ бвРвГ.

В 450г. до н.э. финикийские корабли достигли юго-западной оконечности современной Англии - полуострова Корнуолл. Здесь финикийцы начали разрабатывать оловянные рудники (эти древние оловянные рудники, эксплуатировавшиеся за много веков до римского владычества).

На каждом финикийском корабле был грамотный человек. Он делал записи, вел счета. Ведь дома ему надо было дать подробный отчёт хозяину корабля и товаров. На финикийских галерах шли из Азии в Европу не только крепкие палестинские вина и сидонские пурпурные хитоны, но и буквы первого в мире алфавита. В европейских

языках сохранились в неизменном виде финикийские слова - ГЭЛврЭ, ВИНО,

хитон, золото, одежда, покрывало, полотно, нож, меч,

СуКНО. Вместе с торговцами богатели и финикийские города. У финикийцев брали в долг даже правители других государств. Молва называла финикийцев корыстолюбивыми и хитрецами, способными обманывать людей.

Как же вели себя финикийцы на осваиваемых землях, как складывались их отношения с

местными жителями?

Ответы учащихся

Верный ответ: В культурные, мирные страны финикийцы прибывали как гости. Они стояли в портах чужих городов, раскинув на берегу торговые палатки. Поскольку в те времена денег ещё не было, товары обменивали на вещи, куски металла, поэтому торговля затягивалась на недели, а то и месяцы. В это время финикийцы использовали в преступных целях: греческий историк Геродот и греческий поэт Гомер рассказывали похожие истории о похищении финикийцами знатных людей, которых они заманивали, а затем продавали в рабство. На далёком Западе, где обитали воинственные дикие племена, финикийцы бросали якоря в пустынных бухтах и тут же сооружали небольшие крепости, чтобы «покупатели» не отняли товар без всякой платы. Плавать в такие места было опасно. Наконец, в тех местах, где земля была богата и относительно свободна, финикийцы поселялись на постоянное жительство, сооружая здесь большие города, которые в будущем становились настоящими центрами международной торговли.

К Продолжим работу в тетради стр. 28, задание № 2, завершение;

! запись в тетради город, колония, путь..,

J.U

4. Достижения финикийцев.

  1. Обратите внимание настр.77 вашего учебника, пункт 5. Чтение вслух.

Рассмотрите финикийские знаки и их звуковое значение. ia^. Почему финикийцы не переняли клинопись или иероглифы?

Дополнительная литература: Для финикийских купцов и мореходов другие виды письменности казались недостаточно лёгкими. Они были согласны ускорить обучение даже за счёт усложнения понимания текстов. Письмо, не обозначающее гласных, вовсе не было удобнее; скорее это был род купеческой тайнописи. Но это письмо, когда в него ввели словоразделы, сделалось бесконечно легче для усвоения.

D. Работа с документом: Страбон. География. XVI, 2, 24.

Слушайте внимательно. Найдите, о каких науках и знаниях говорит Страбон?

(умение находить главное)

«Сидоняне изображаются как люди весьма опытные во многих искусствах... Кроме того, они занимались астрономией и арифметикой, начав с искусства счёта и ночного мореплавания, ибо и то, и другое неотъемлемо для купцов и моряков... В настоящее время можно позаимствовать в этих городах много всякой другой мудрости. Если верить Посейдонию (греческий философ и учёный 135-51 гг. до н.э.), то и учение об атомах древнее и принадлежит сидонянину Моху...»

Ответ: Сидоняне, помнению Страбона были знакомы с науками: астрономией, арифметикой и учением об атомах, принадлежащее сидонянину Моху.

  1. Прозрачное Стекло. Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь.

( работа над заданием № 2 а) Стекло

Дополнительная литература: Однажды финикийский торговый корабль, вёз груз соду, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, достали котелки, но не нашли камней, на которых можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушечниками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Г. Царственный пурпур. Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь.

( работа над заданием № 2 Б) Пурпурная краска

Легенда

Дополнительная литература: Название «Финикия» происходит то греческого «фойникес» - «пурпур», так как финикийцы славились умением окрашивать ткани в пурпурный цвет. Прославивший финикийцев драгоценный пурпурный краситель добывался из некоторых видов морских улиток. Каждый моллюск выделял лишь капельку жёлтой жидкости, темнеющей на свету. Для получения фунта красителя (453, 59г.) нужно было до 60 ООО моллюсков. Оттенки цвета получали путём смешивания экстратов разных видов моллюсков.



Д. Вокруг Африки.

Проблемная задача:



Греки называли финикийцев - «пурпурными» людьми, при этом греки считали их разбойниками. Египтяне именовали финикийцев - «фенеху» - кораблестроители, называли полярную звезду Финикийской звездой. Именно египетский фараон предложил финикийцам совершить плавание вокруг Африки. Объясните, почему финикийцы вызывали к себе именно такое отношение у египтян и у греков.

Для ответа используйте карту: найдите на ней местоположение Финикии, Египта и Греции.

Ответ: Египтяне- представители великой и сухопутной цивилизации - не считали финикийцев своими конкурентами и настолько высоко ценили их, что само понятие «мореплавание» связывали с этим народом.

Греки, жившие у моря, вскоре стали главными соперниками финикийцев, поскольку тоже были отличными кораблестроителями, хитрыми купцами и также нуждались в новых землях для поселения и торговли. Следовательно, для греков финикийцы были соперниками.

Дополнительная литература: Древнегреческий историк Геродот сообщает, что финикияне первыми совершили плавание вокруг Африки, сделав это более чем за два тысячилетия до экспедиции португальца Васко де Гамы. Геродот писал: - «...После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив египетский царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы столпы, пока не достигнут Средиземного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и

I ч

iz

затем поплыли по Южному. Осенью они пристали к берегу, и в какое бы место Ливии (Африки) ни попадали, свюду обрабатывали землю, затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы стопы и вернулись в Египет. По их рассказам (я то в это не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказалось у них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им тоже удалось обогнуть Ливию.»

    1. Закрепление изученного материала. 5 м.

Давайте погрузим на наше судно товары, которые возили финикийцы и отправимся в путь. Для этого откроем тетрадь на стр.27 и соединим стрелочками только те товары с кораблём, которые могли быть взяты финикийскими купцами.

итог работы: (должно быть) Пурпурные ткани, стеклянные вазочки, кресла из слоновой кости, пшеница из Египта в Азию.

На карте отметьте свой путь; из финикийского горда в колонию при помощи простого карандаша, устно перечислите товары (взятые для торговли), опишите свой путь. Ответ двух, трёх учащихся.

    1. ИТОГ урОКа. Подведём итог нашего урока. Теперь мы можем

ответить на вопрос, почему эту страну называли «пурпурной»?

Где она расположена?

Какие достижения были сделаны финикийцами в древности?

На уроке сегодня очень хорошо работали Получили оценку «5»

Старались Получили оценку «4»

Ваше ДОМашнее задание: прочитать §16; подготовить рассказ-путешествие о финикийских купцах, используя карту выполненную на уроке; для любознательных прочитать рассказ «Царская краска» из «Книги для чтения по истории Древнего мира» А.И. Немировского, М. 1986г., «Легенды пурпурной страны» из книги В.И. Уколовой «История Древнего мира», М. 2010г..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!