- Развить познавательный интерес к изучению современной экономики и обществознания в целом.
- Способствовать формированию критического мышления и аналитических навыков учащихся.
- Повысить уровень общей и финансовой грамотности учащихся.
- Развить понимание фондового рынка, как интересного и полезного финансового инструмента.
- Развивать навыки работы с различными источниками информации (тексты, схемы, видео и т.д.) и способность анализировать их.
- Развивать умение сопоставлять различные факты и делать выводы на основе полученной информации.
- Развивать навыки коммуникации и сотрудничества в процессе обсуждения исторических вопросов.
- Определить ключевые элементы финансового рынка, как системы.
- Разобраться в том как работает фондовый рынок и какое место в нем занимают акции и облигации.
2 Презентация по теме: «Финансовый рынок».
Методические приемы и план изучения нового материала | Организация и управление уроком (введение, переходы, выводы, вопросы и задания) | Деятельность учащихся | УУД (вид и конкретное действие) |
1. Организационный момент |
Настрой на активную деятельность | Приветственное слово: Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь. | Ответное приветствие. Включение обучающихся в деятельность. | ПО: смысловое слушание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Проверка знаний и умений |
Проверка знаний и умений учащихся. Фронтальный опрос | Ребята, на предыдущем уроке мы с вам научились определять, что такое «фирма», определились с тем, что такое факторы производства и насколько высока роль капитала при создании и ведения бизнеса в условиях рынка. Давайте повторим и закрепим изученное 1 Что такое фирма? Сформулируй определение (Фирма (предприятие) - это организация, действующая в рамках экономической системы, которая занимается производством товаров или оказанием услуг, исходя из потребностей рынка и нацеленная на получение прибыли от своей деятельности.) 2 Из чего складывается прибыль? (Разница между доходами и затратами (издержками) 3 Назови факторы производства (труд, капитал, земля (природные ресурсы и полезные ископаемые), предпринимательские способности, информация) 4 Какой фактор производства наиболее важен в современном обществе учитывая его формацию? (Информация) 5 Маркетинг? Что это и необходим ли он для успешного ведения бизнеса? (это деятельность, связанная со сбытом продукции на основе последовательного изучения рынка и реальных запросов потребителей для того, чтобы получить прибыль) | Ученики, закрыв учебники и тетради, отвечают на вопросы учителя | Р: саморегуляция ПО: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Переход к новой теме. | Отлично. Сегодня мы поговорим о еще одной неотъемлемой частью современной финансовой системы. |
3. Подготовка школьников к восприятию новой темы |
Мотивационный компонент. Формулирование Темы. Эвристическая беседа. | Посмотрите на экран, какие ассоциации у вас вызывают данные фотографии? 1 – Фондовая биржа Нью-Йорка во время торгов 2 – Банковское отделение 3 – фото с табло биржевых котировок | Определяют тему урока и делают запись в тетрадь. | ПО: смысловое слушание. Р: прогнозирование, постановка учебной темы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
Переход к изучению нового материала. Постановка цели и плана изучения новой темы. | Вы правильно подумали, что на фотографиях изображена финансовая биржа и банковское отделение – вместе, они формируют Финансовую систему. Давайте запишем тему нашего урока и его план. | Определяют цель работы. кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода. Формулируют план работы на уроке. | Л.: смыслообразование. ПО: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание. ПЛ: анализ, сравнение, классификация, синтез. Р: целеполагание, планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: умение задавать вопросы при их возникновении, построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли.. |
4. Изучение нового материала |
1. Функции и институты финансового рынка Сжатое информативное сообщение Работа с учебником и в рабочей тетради. Работа у доски и аналитическая беседа Вывод учителя | Финансовый рынок – это система экономических взаимоотношений, связанных с заимствованием, выпуском, куплей, продажей ценных бумаг, драгоценных металлов, валют и других инструментов инвестирования. Попрошу вас обратиться к 54 стр. учебника и записать функции финансового рынка в тетради. (мобилизации капитала; сберегательная; распределения рисков; страхования финансовых рисков; перераспределительная; регулирующая; контрольная), а после вместе раскроем их смысл. Далее к доске приглашается ученик, и с помощью учителя и класса заполняет схему: Институты финансового рынка Институты Фин-рынка 1 – Банки (1 Центр-банк, 2 – коммерческие банки) 2- Фин. и страховые компании 3- пенсионные фонды 4 -небанковские фин. институты (микрофинансовые организации) 5 ... На примере схемы мы можем понять что финансовая система не только имеет ряд функций, но и разветвленную систему институтов, НО 5 ячейка в нашей схеме осталась пустой. Впишите туда Фондовую биржу. | Анализ информации учебника, | ПО: смысловое слущание К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
2. Фондовая биржа. Онлайн-брокеры Конспективное повествование (повествование сопровождается презентацией, на слайдах отображается основная информация: причины, итоги, даты и тд.) Работа с рабочей тетрадью Эвристическая беседа Работа с электронным ресурсом | Фондовая биржа - это централизованная площадка, где люди, корпорации и правительства могут покупать и продавать акции. Акции - это ценная бумага, свидетельствующая о праве её владельца на долю собственности в капитале акционерного общества и на получение дохода (дивиденда) Облигации - это ценная бумага, подтверждающая, что её владелец дал в долг определённую сумму и имеет право получить эту сумму с оговорёнными процентами в определённый срок. Брокер - юридическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем Нужно понимать, что основная концепция инвестирования на фондовой бирже заключается в получении дохода либо за счет ожидаемого роста стоимости самой ценной бумаги, либо за счет дивидендов и выплат по облигациям. Вопрос классу: представьте что у вас есть лишняя тысяча рублей, вы можете либо преумножить ее в три тысячи рублей, либо вовсе ее потерять по истечению определенного срока. Что вы выберете? Можете достать свои смартфоны и навести их камеру на QR-код. Отройте сайт Тинькофф Инвестиции. Вам не нужно проходить какую-либо регистрацию, вся информации об онлайн брокерстве лежит там в открытом доступе. | Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения Анализируют текст, записывают в тетради. Работают с сайтом банка, анализируют его | ПО: поиск и выделение информации, анализ, структурирование знаний Р: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли |
5. Закрепление |
Закрепление пройденного материала. Заключительная беседа. | Современная финансовая система формировалась на протяжении второй половины 20-того и 21 века, она необычайно гибка и сейчас человек со школьной скамьи может начать изучать ее возможности и риски. Без финансовых институтов и функций, которые они осуществляют, мировая финансовая система не сможет существовать, а это означает полный коллапс для всего цивилизованного мира. | Участвуют в беседе. Структурирование изученного материала для ответа на вопрос. | Л: формулирование собственного мнения (позиции) ПО: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков. ПЛ: становление причинно-следственных связей. К: использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. |
6. Организация домашнего задания |
| Читать параграф 6 (стр.54), изучить дома сайт Тинькофф Инвестиций по предоставленной ссылке. | Записывают домашнее задание. Уточняют при необходимости. | |
7. Оценивание |
| Оценивание происходит на основе: выполнения учеником всех требований и заданий, предъявляемых учителем, активной работы на уроке (устной и письменной), выполнения домашнего задания, изложения верных ответов на поставленный вопрос, верных логическим умозаключений ученика | | |
7. Рефлексия |
Оценка психологического комфорта на уроке. | Учитель раздаёт листочки с предложениями всему классу. Подведём итоги урока, закончив предложения: Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при... У меня хорошо получилось… | оценивание качества и уровня усвоения. Самоконтроль. Самооценка. | Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания». Р: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, самоконтроль, самооценка |