МУНИЦИПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ПГТ.ЖЕШАРТ
Финансовая грамотность
на ОГЭ
РАЗМАНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА-УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ «СОШ №1» ПГТ. ЖЕШАРТ
Понятие функциональной грамотности
А. А. Леонтьев: « Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Понятие функциональной грамотности
Новый словарь методических терминов и понятий: «Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
Понятие функциональной грамотности
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся
15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми ими для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Основные направления формирования функциональной грамотности
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Определение финансовой грамотности .
Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Актуальность задания №6 по финансовой грамотности .
Данное задание описывает модель ситуации, которая может случиться с выпускником в ближайшем будущем в сфере финансов.
Оно ориентировано на решение реальных проблем, с которыми сталкивается наше общество- фишинг и другие формы мошенничества, рациональный выбор кредитной организации и ее продуктов и т. п.
Характеристика задания 6
● Ученикам предлагается некая ситуация, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности или преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п.
● Заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в экзаменационной работе нет.
Типы заданий
-Действия с пластиковыми картами;
- Разблокировка карты/ «погасите кредит»;
- «Вы получили приз, выигрыш»;
- Пропажа карты;
- Снятие денег в банкомате;
- Кредит;
- Депозит;
- «Верните деньги, я случайно перевел».
Проверяемые умения задания по финансовой грамотности
● умение приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в финансовой сфере;
● умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека.
Проверяемые умения и способы деятельности
• проверяет овладение умениями и компетентностями в изучаемых областях финансовой грамотности;
• формулирует в виде описания практической жизненной ситуации в финансовой сфере с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения по финансовой грамотности.
Проверяемые умения и способы деятельности
• требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
Проверяемые на ОГЭ позиции по финансовой грамотности
3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
3.14. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Система оценивания выполнения задания № 6
Задание 6 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение выставляется 2 балла.
При неполном ответе ставится 1 балл.
При отсутствии или неправильном ответе на задание 6– 0 баллов.
Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №1
Семёну пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Пояснение к заданию № 1- ответ на первый вопрос:
Опасность данной ситуации для личных финансов Семена: я предполагаю, что скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы.
Пояснение к заданию № 1- ответ на второй вопрос:
Семёну правильно поступить в данной ситуации необходимо следующим образом:
1) позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении;
2) при невозможности связаться с Петром: ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер;
3) обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети.
Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №2
Ученик десятого класса Никита оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг.
В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство.
Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило.
Пояснение к заданию № 2- ответ на первый вопрос:
Удобство пользования интернет-банкингом , например:
1) можно в любой момент посмотреть сколько денежных средств находится на банковском счету;2) можно сделать перевод владельцу другой карты или получить перевод от него; 3) можно легко и быстро совершить иные платежи, оплатить коммунальные услуги.
Пояснение к заданию № 2- ответ на второй вопрос:
Никите необходимо соблюдать при пользовании интернет-банкингом правило безопасности, например: ни в коем случае не сообщать пароль от интернет-банкинга третьим лицам.
Пути подготовки к выполнению задания
• включение заданий в курс обществознания;
• отработка заданий во время прохождения элективных курсов по ФГ;
• решение заданий в процессе занятий внеурочной деятельностью.
Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России
• Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/
• Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф .
• КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/ .
Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России
• Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/ .
https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/
• Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/
Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России
• Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф
• Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф
• Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/
• Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//