СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность на ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность на ОГЭ»

МУНИЦИПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ПГТ.ЖЕШАРТ    Финансовая грамотность на ОГЭ РАЗМАНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА-УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ «СОШ №1» ПГТ. ЖЕШАРТ

МУНИЦИПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ПГТ.ЖЕШАРТ

Финансовая грамотность

на ОГЭ

РАЗМАНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА-УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ «СОШ №1» ПГТ. ЖЕШАРТ

Понятие функциональной грамотности  А. А. Леонтьев: « Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Понятие функциональной грамотности

А. А. Леонтьев: « Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Понятие функциональной грамотности Новый словарь методических терминов и понятий: «Функциональная грамотность – это  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

Понятие функциональной грамотности

Новый словарь методических терминов и понятий: «Функциональная грамотность это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

Понятие функциональной грамотности Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми ими для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

Понятие функциональной грамотности

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся

15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми ими для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

 Основные направления формирования  функциональной грамотности • Математическая грамотность • Читательская грамотность • Естественнонаучная грамотность • Финансовая грамотность • Глобальные компетенции • Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности

• Математическая грамотность

• Читательская грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

• Глобальные компетенции

• Креативное мышление

Определение   финансовой    грамотности . Финансовая грамотность   – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового  благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Определение   финансовой   грамотности .

Финансовая грамотность   – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового  благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Актуальность задания №6 по финансовой грамотности .  Данное задание описывает модель ситуации, которая может случиться с выпускником в ближайшем будущем в сфере финансов.  Оно ориентировано на решение реальных проблем, с которыми сталкивается наше общество- фишинг и другие формы мошенничества, рациональный выбор кредитной организации и ее продуктов и т. п.

Актуальность задания №6 по финансовой грамотности .

Данное задание описывает модель ситуации, которая может случиться с выпускником в ближайшем будущем в сфере финансов.

Оно ориентировано на решение реальных проблем, с которыми сталкивается наше общество- фишинг и другие формы мошенничества, рациональный выбор кредитной организации и ее продуктов и т. п.

Характеристика задания 6 ● Ученикам предлагается некая ситуация, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности или преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п. ● Заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в экзаменационной работе нет.

Характеристика задания 6

● Ученикам предлагается некая ситуация, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности или преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п.

● Заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в экзаменационной работе нет.

Типы заданий -Действия с пластиковыми картами; Разблокировка карты/ «погасите кредит»; - «Вы получили приз, выигрыш»; Пропажа карты;  Снятие денег в банкомате;  Кредит;  Депозит; «Верните деньги, я случайно перевел».

Типы заданий

-Действия с пластиковыми картами;

  • Разблокировка карты/ «погасите кредит»;

- «Вы получили приз, выигрыш»;

  • Пропажа карты;
  • Снятие денег в банкомате;
  • Кредит;
  • Депозит;
  • «Верните деньги, я случайно перевел».
 Проверяемые умения задания по финансовой грамотности ● умение приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в финансовой сфере; ● умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека.

Проверяемые умения задания по финансовой грамотности

● умение приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в финансовой сфере;

● умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека.

Проверяемые умения и способы деятельности • проверяет овладение умениями и компетентностями в изучаемых областях финансовой грамотности; • формулирует в виде описания практической жизненной ситуации в финансовой сфере с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения по финансовой грамотности.

Проверяемые умения и способы деятельности

• проверяет овладение умениями и компетентностями в изучаемых областях финансовой грамотности;

• формулирует в виде описания практической жизненной ситуации в финансовой сфере с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения по финансовой грамотности.

Проверяемые умения и способы деятельности • требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

Проверяемые умения и способы деятельности

• требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

Проверяемые на ОГЭ позиции по финансовой грамотности 3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. 3.14. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

Проверяемые на ОГЭ позиции по финансовой грамотности

3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.

Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

3.14. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств, семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

Система оценивания выполнения задания № 6  Задание 6 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.  За полное и правильное выполнение выставляется 2 балла.  При неполном ответе ставится 1 балл.  При отсутствии или неправильном ответе на задание 6– 0 баллов.

Система оценивания выполнения задания № 6

Задание 6 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение выставляется 2 балла.

При неполном ответе ставится 1 балл.

При отсутствии или неправильном ответе на задание 6– 0 баллов.

Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №1  Семёну пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».  В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена?  Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №1

Семёну пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена?

Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Пояснение к заданию № 1- ответ на первый вопрос:  Опасность данной ситуации для личных финансов Семена: я предполагаю, что скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы.

Пояснение к заданию № 1- ответ на первый вопрос:

Опасность данной ситуации для личных финансов Семена: я предполагаю, что скорее всего это мошенники, которые взломали аккаунт Петра в социальной сети и рассылают сообщения от его имени с целью наживы.

Пояснение к заданию № 1- ответ на второй вопрос:  Семёну правильно поступить в данной ситуации необходимо следующим образом: 1) позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении; 2) при невозможности связаться с Петром: ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер; 3) обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети.

Пояснение к заданию № 1- ответ на второй вопрос:

Семёну правильно поступить в данной ситуации необходимо следующим образом:

1) позвонить Петру и сообщить ему о полученном сообщении;

2) при невозможности связаться с Петром: ни в коем случае не отсылать деньги на указанный номер;

3) обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу социальной сети.

Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №2  Ученик десятого класса Никита оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг.  В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило.

Пример задачи с контекстом финансовой грамотности №2

Ученик десятого класса Никита оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг.

В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство.

Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите при пользовании интернет-банкингом? Укажите одно любое правило.

 Пояснение к заданию № 2- ответ на первый вопрос:    Удобство пользования интернет-банкингом , например:  1) можно в любой момент посмотреть сколько денежных средств находится на банковском счету;2) можно сделать перевод владельцу другой карты или получить перевод от него; 3) можно легко и быстро совершить иные платежи, оплатить коммунальные услуги.

Пояснение к заданию № 2- ответ на первый вопрос:

Удобство пользования интернет-банкингом , например:

1) можно в любой момент посмотреть сколько денежных средств находится на банковском счету;2) можно сделать перевод владельцу другой карты или получить перевод от него; 3) можно легко и быстро совершить иные платежи, оплатить коммунальные услуги.

Пояснение к заданию № 2- ответ на второй вопрос:   Никите необходимо соблюдать при пользовании интернет-банкингом правило безопасности, например: ни в коем случае не сообщать пароль от интернет-банкинга третьим лицам.

Пояснение к заданию № 2- ответ на второй вопрос:

Никите необходимо соблюдать при пользовании интернет-банкингом правило безопасности, например: ни в коем случае не сообщать пароль от интернет-банкинга третьим лицам.

Пути подготовки к выполнению задания • включение заданий в курс обществознания; • отработка заданий во время прохождения элективных курсов по ФГ; • решение заданий в процессе занятий внеурочной деятельностью.

Пути подготовки к выполнению задания

• включение заданий в курс обществознания;

• отработка заданий во время прохождения элективных курсов по ФГ;

• решение заданий в процессе занятий внеурочной деятельностью.

   Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России  • Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ • Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф . • КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/ .

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России

• Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/

• Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф .

• КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/ .

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России • Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/ . https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/  • Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России

• Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/ .

https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/

• Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России • Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф  • Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф  • Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/  • Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России

• Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф

• Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф

• Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/

• Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!