Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Социальный проект
Финансовая грамотность для начинающих
Выполнил:
Чудайкин Даниил,
обучающийся 7 А класса
Наставник:
Дайбова Юлия Владимировна,
учитель математики
Миасс
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….......………...3
I. Теоретическая часть……………………………………………………4 -
1.1. Что такое финансовая грамотность и каков её уровень в РФ?......
1.2. Как повысить финансовую грамотность?..................................
1.3. Олимпиады по финансовой грамотности……………………..
II. Практическая часть………………………………………………….
2.1.Социологический опрос………………………………………………
2.2. Пакет рекомендаций……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………....
Список литературы……………………………………………..........................
Приложение…………………………………………………………………
Введение
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. Финансовая грамотность даёт возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Чтобы стать финансово успешным человеком, прежде всего, нужно быть финансово грамотным. Это золотое правило! Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися финансами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические операции и многое другое.
Таким образом, нам представляется актуальным рассмотрение проблемы повышения финансовой грамотности. Именно сейчас, пока мы ещё школьники, самое время задуматься над проблемой финансовой грамотности и начинать осваивать сложные вопросы, которые касаются этой темы.
Цель проекта: изучение способов повышения финансовой грамотности школьников.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
Изучить понятие финансовая грамотность и её уровень в Российской Федерации;
Проанализировать задания олимпиады по финансовой грамотности;
Провести социологический опрос среди обучающихся 7 классов;
Разработать пакет рекомендаций повышения финансовой грамотности для обучающихся 5-9 классов.
Объект: финансовая грамотность.
Предмет: финансовая грамотность для начинающих
Теоретическая часть
1.1.Что такое финансовая грамотность и каков её уровень в РФ?
В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение вопроса следует начинать именно с определения.
Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Структура финансовой грамотности
Содержание (знание и понимание) | Познавательная деятельность (умения, действия, стратегии) | Контекст (предлагаемые ситуации) |
Деньги и операции с ними | Выявление информации | Образование и работа |
Планирование и управление финансами | Анализ информации | Дом и семья |
Риски и вознаграждения | Оценка проблем | Личные траты |
Финансовая среда | Применение знаний | Общество и гражданин |
Таблица 1
Статистика по уровню финансовой образованности в России.
Задания по финансовой грамотности были впервые включены в международное исследование качества образования PISA в 2012 году, и российские 15-летние школьники продемонстрировали результаты выше среднего. Россия в рейтинге заняла 10 место (табл. 2). В исследовании принимали участие 29 тысяч учащихся из 18 стран мира с ведущей экономикой. Из РФ участвовали 1187 учащихся из 227 общеобразовательных учреждений 42 субъектов.
Таблица 2
1.2. Как повысить финансовую грамотность?
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность. Для того, чтобы повысить финансовую грамотность школьников, Банк России подготовил сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для школьников с 1 по 11 классы. Математика – инструмент решения финансовых задач, а финансовая грамотность - поле для совершенствования математических навыков. Задачи, включенные в сборник, научат разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека (Приложение …).
Другой способ повышения финансовой грамотности не менее важный – участие в олимпиаде по финансовой грамотности. Участие в олимпиаде – это, прежде всего, проба своих сил, новые знания. Победителями становятся сильнейшие, но каждый участник приобретает знания, необходимые не только в профессии финансиста, но и в жизни – ведь мы живём в рыночной экономике и являемся потребителями товаров и услуг (Приложение …).
Олимпиады:
Всероссийская олимпиада для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг вошла в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 28 августа 2018 г. N32н под номером 4. Ей присвоен II уровень. А это означает, что победители и призеры олимпиады получат льготы при поступлении в лучшие экономические вузы страны.
Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности.
Московская олимпиада школьников по финансовой грамотности.
1.3. Олимпиады по финансовой грамотности.
Олимпиада по финансовой грамотности способствует закреплению знаний в области финансов среди школьников, повышает потенциал обучающихся в этой сфере, помогает сформировать базовые финансовые компетенции.
Заключение
Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Материал нашей работы можно использовать на уроке математики, внеурочной деятельности при подготовке к олимпиаде по финансовой грамотности.