СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философские диктанты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Философские диктанты»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39». 214025, г. Смоленск, ул. Нахимова, д.35, [email protected], 8(4812)66-26-62, 8 (4812)66-66-28









Материалы

к философским диктантам









Учитель русского языка и литературы

Миронова Валентина Петровна

















Смоленск 2022

Философские диктанты позволяют ученикам усвоить сущность понятий из разных областей человеческого знания. Это свободные диктанты, которые применяются на уроках литературы. Их можно использовать при подготовке к ОГЭ в 9 классе и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Они играют первостепенную роль в развитии коммуникативных навыков учащихся, помогают ориентироваться в жизненных ситуациях, являются эффективным средством мировоззренческой позиции и подготовки учеников к восприятию того или иного художественного произведения. Философские диктанты учат бережному отношению к слову. Диктант по тексту С.А. Есенина «Память» можно дать на уроке перед изучением творчества поэта, этот текст можно использовать в качестве философского диктанта перед изучением или после изучения произведений В.П.Астафьева или В.Г.Распутина.

Цели:

  • систематизация знаний учащихся об изобразительно- выразительных средствах, их роли в создании художественных образов

  • усвоить сущность понятий ( указать конкретно)

  • развитие коммуникативных навыков учащихся

  • воспитание бережного отношения и ответственного обращения со словом.



Философский диктант

Текст №1

Память

Древо – жизнь. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо своё водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо своё о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под кров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей – рук тень-добродетель.

С.А.Есенин

  1. Прочитайте текст выразительно

  2. Какова тема текста?

(Тема памяти, незабвения о связи всего живого на земле. Проблема исторической памяти, взаимосвязь человека и природы. Роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений )

  1. Какова идея текста?

( Память связывает поколения, именно из глубин нашей истории и нашей культуры мы черпаем силу духа, силу правды и чистоты, присущую только нашему народу, именно оттуда происходит неразрывная связь человека с природой. Отношение к родной земле, к родным корням показывает нравственное начало в человеке, его чувство к исторической памяти).



  1. Что отражается в названии текста: тема или идея?

( И тема, и идея)

  1. Какое значение вкладывает автор в слово «память»?

( Способность помнить, не забывать прошлое, свойство души - хранить, помнить прошлый опыт; запас, хранящийся в сознании человека)



  1. Какие образы-символы встречаются в тексте?

( Древо – символ жизни,

вода – символ чистоты, «очищения и крещения во имя нового дня», надмирное древо - символ Природы, образ творца поколений)



  1. Сколько смысловых частей в этом тексте? Как они связаны?



  1. Укажите значение выделенного слова.

(Надмирное , т.е стоящее над миром, это выше мира, от него пошёл мир, это природа, которая зародила мир, это образ творца человека).



  1. Какие художественные средства использует автор в тексте?

10. Как вы понимаете слова: «окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей – рук тень-добродетель?»

(Жизнь такая короткая, всего ничего, прожить её нужно правильно, как говорила героиня В. Распутина, « ладом её прожить, подумать, какая память о тебе останется». А память остаётся только от хороших дел и поступков, от доброты и щедрости душевной).

11. О чём заставляет задуматься этот текст?

(Текст заставляет задуматься о многом. С.А. Есенин считает всех тесной роднёй: людей, животных, растения. Он стремится к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. По мнению Есенина, и человек, и растения, и животные, и стихии – это дети единой Матери – Природы. Человек должен помнить о том, что он – часть природы, а природа – это хранитель прошлого, что уже ушло, но дорого своей памятью. И если человек бездушно относится к природе, значит, он так же относится к прошлому. А это трагедия… Природа влияет на человека, на его внутренний мир, в результате этого влияния происходит становление нравственного начала общества. Главный критерий нравственности - это душевная связь человека со своими корнями. Мы все являемся корешками и листочками того «надмирного древа», и нам, поколению за поколением отвечать на вечные вопросы о правде и смысле жизни в меру своих сил и в меру своих дел. В меру своего разума…)





Текст №2

Мать

Мать… Короткое, простое, привычное слово. А какая спокойная, мудрая сила в этом слове, соединяющем всех живущих как бы в одно вселенское братство! Оно, это слово, воистину не знает границ, ибо каждого человека на земле родила женщина, каждому входящему в мир улыбнулась усталой и нежной улыбкой та, что подарила ему жизнь, открыла для него сокровища земли и неба, ясные краски утренних и вечерних зорь, шелест листвы и цветущих трав, вкус и запах молока и хлеба, звонкую весеннюю капель и жемчужный убор зимнего леса, песни, слёзы, любовь и надежды – всю эту терпкую, сладостно-горькую радость земного бытия.

В.Ткаченко

Вопросы :

  1. Определите тему и идею текста?

  2. Определите стиль текста, укажите его признаки.

  3. Какие ассоциации возникают у вас при чтении текста?



  1. Из скольких предложений состоит текст?



  1. Почему последнее предложение занимает большую часть текста?

Докажите свою мысль.

6.Вспомните и назовите «литературных» матерей, всем ли им присущи те качества, о которых говорит автор?

7. Продолжите фразу : « Мать – это…..» или составьте синквейн со словом «мать»

8. О каких «сокровищах земли и неба», подаренных матерью ребёнку при рождении , говорит автор?

9.Найдите в тексте эпитеты и укажите их роль.

10. Почему «радость земного бытия» автор называет « сладостно-горькой»?

11. Почему рядом со словами «песни, любовь, надежды» стоит слово «слёзы»?

12. О чём вы задумались, читая этот текст?





Литература:

С.А. Есенин « Память», www.docme.ru/doc140093/тексты- нра % DO

В.Ткаченко «Мать», www.docme.ru/doc140093/тексты- нра % DO


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!