СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия в педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по философии в педагогике.

Просмотр содержимого документа
«Философия в педагогике»

Билет №1.Познание

Познание с точки зрения теории отражения есть развитие сознания, а сознание — высшая, социально-обусловленная форма психического отражения действительности. В таком понимании познания существенно важны два момента: 1. Познание — это социальное отражение, основной функцией которого является социокультурное программирование деятельности. Научное знание, являющееся совокупным продуктом целостного социального отражения, непосредственно служит целям деятельности субъекта.

Сознание

Сознание — сложное, много звеньевое, структурное образование. Базисным, конституирующим его элементом является знание. Следовательно, познание, понимаемое как развитие сознания, в самом общем смысле есть приобщение к знаниям вообще, в том числе и к ранее уже добытым знаниям. Поэтому для отдельного индивида различные способы приобретения знания представляют познавательный процесс (обыденное познание).

Познавательные процессы – когнитивные процессы - это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.

Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь:Память, Внимание, Восприятие, Мышление, Воображение, Речь, Представление, Ощущения.

Мотивация к познанию – влияние мотива намыслительную деятельность осуществляется через интеллектуальные эмоции, благодаря которым отдельные мыслительные акты интегрируются в целую мыслительную деятельность. Состав действий и операций, из которых слагается мыслительный процесс, а также их развитие и динамика в значительной степени определяются характеристиками мотивов, регулирующих этот процесс. Мотивация оказывает структурирующее влияние на мыслительный процесс. Структурирующая функция мотивации образует уникальность конкретной формы существования деятельности, определяя ее индивидуальное своеобразие.

1) мотивация субъекта может быть модифицирована или создана экспериментально путем варьирования инструкции испытуемому;

2) экспериментальная интенсификация мотивации (создание или провокация мотивации самоутверждения, творчества, экспертизы и т.д.) положительно влияет как на ход мыслительного процесса, так и на его результат



Билет№2. Типы познания эмпирическое и научное.

Научное познание — специфический вид социокультурной деятельности по производству и реализации социально значимого знания; оно призвано поставлять систематизированное знание, которое явилось бы программой (алгоритмом) управления деятельностью по практическому преобразованию мира.

Методы научного познания делят на две большие группы:

  • сенсуализм (эмпирические методы познания);

  • рационализм (теоретические методы познания).

Сторонники эмпирического метода полагали более обоснованным исследование мира на основании ощущений (отсюда представителей этого направления называли сенсуалистами, а учение — сенсуализмом). Проверка адекватности отражения органами чувств реальных закономерностей бытия происходит экспериментальным путем, т.е. в ходе проведения целого ряда опытов (как правило, многочисленных). Если при сходных условиях в результате серии экспериментов возникал один и тот же (одинаковый, принципиально не отличающийся от результатов всех остальных подобных опытов) результат, то можно было сделать вывод о правильности отражения данного свойства, закономерности, составляющих проявление внешнего мира. Таким образом, эмпирический метод предполагал индуктивный вывод; познание развертывалось от экспериментов (частностей) к обобщающим выводам (к общему).

В свою очередь, рационалисты использовали прежде всего дедукцию. Главное отличие их понимания познавательного процесса заключалось в том, что они не доверяли ощущениям. Они считали, что органы чувств, которые порой «обманывают» сознание человека, могут привести исследователя к существенным ошибкам. Действительно, даже в зависимости от самочувствия у конкретного человека могут возникнуть различные зрительные, слуховые и другие ощущения от одних и тех же объектов; по той же причине при наблюдении одного объекта (явления, процесса) впечатления разных людей в один и тот же момент могут оказаться различными. Поэтому по-настоящему полагаться можно только па логическую непротиворечивость выводов рационального мышления.

В итоге, поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

  • измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

  • синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

  • абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

  • формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

  • аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

  • дедукция — движение от общего к частному;

  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.



Билет №3. Направления научного познания: философское, технологическое, гуманитарно-социальное, естественнонаучное

Теория научного познания (гносеология) – одна из областей философского знания.

Философские методы познания — определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический;

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей Следует иметь в виду, что каждая отрасль естествознания наряду с общенаучными применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Технологическое познание - Современное научно-техническое знание в структурном отношении соответствует организации научного знания в целом.

В технических науках наличествуют все основные формы научного знания (проблема, гипотеза, термин, закон, теория, картина мира и др.), связующие эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Особенность технических наук в сопоставлении с аналогичными формами естествознания и обществознания проявляется в оригинальности гносеологических функций.

Спецификой технической теории, ядром которой выступают функциональные, поточные и структурные схемы, является ее менее абстрактный и идеализированный характер. Современные технические теории оказывают серьезное воздействие на фундаментальное естествознание.

Методология научно-технического познания базируется на взаимодополнении диалектического и метафизического подходов. Основные методы технических наук являются разновидностью отдельных общенаучных эмпирических и теоретических методов или же образованы в результате их синтеза.



Гуманитарное познание опирается на методы, специфические только для него и отличающиеся от общенаучных. К таковым принято относить биографический метод, диалог, идеографический метод, генерализирующий (неметодический) метод и др. Специфика предмета и методов гуманитарных наук обуславливает методологические проблемы. Креативность гуманитарного знания, его многомерность и неизбежное присутствие субъективных оценок значительно усложняет доказательство теорий. Предметная область гуманитарных наук отличается меньшей устойчивостью и высокой зависимостью от состояния субъективности и типа рациональности. Рефлективность, креативность, оценочный характер и моральное значение непременно обуславливают субъективность гуманитарного познания.

Естественно - научное познание - это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой. Естественно - научное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Отправной точкой любого из этих направлений научного исследования является, получение научного, эмпирического факта.
Главным в эмпирическом направлении исследования в некоторых областях естествознания является наблюдение. Наблюдение — это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира. Следующей структурой эмпирического направления познания является научный эксперимент. Эксперимент — это научно поставленный опыт, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в точно учитываемые условия. Отличительной особенностью научного эксперимента является то, что его способен воспроизвести каждый исследователь в любое время. Найти аналогии в различиях — необходимый этап научного исследования. Эксперимент может быть проведен на моделях, т. е. на телах, размеры и масса которых пропорционально изменены по сравнению с реальными телами.

Соответственно:

Естественно - научное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. В структуре эмпирического направления исследования следующая схема: эмпирический факт, наблюдения, научный эксперимент, эмпирические обобщения. В структуре теоретического метода следующая схема: научный факт, понятия, гипотеза, закон природы, научная теория.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим правилам, принципам и способам деятельности. Свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Теория до тех пор остается принятой научным обществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка, образ) научного исследования. Динамика развития науки происходит следующим образом: старая парадигма — нормальная стадия развития науки — революция в науке — новая парадигма.

Принцип соответствия утверждает, что развитие естествознания происходит, когда новое не просто отрицает старое, отрицает с удержанием всего положительного, что было накоплено в старом.



Билет №4. Методология научного исследования: принципы, формы, методы

Методология – это система принципов и способов организации научной деятельности, а также учение об этих принципах, это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология – это учение об организации деятельности (целенаправленная активность человека). Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Исследование в любой области познания, в том числе и научной, подчинено общим закономерностям познавательного процесса и осуществляется с помощью методологических регулятивов. В то же время научное исследование имеет свои, только ему присущие признаки, обусловливаемые спецификой взаимодействия субъекта и объекта познания, особенностями применяемых средств и способов достижения предполагаемых результатов.

Современная методология призвана решать следующие задачи: обогащать методологический инструментарий изучения реальности; вырабатывать понимание символических систем и реалий и отношение к ним; изучать специфику антропологического и психологического подходов; анализировать целостность и взаимозависимость мыслительной деятельности и действительности; объяснять связи потенциала мышления и событий реальности и др.

Вопросы на которые отвечает методология: 1) Как мы узнаем, то что узнаем 2) Насколько общие характеристики и закономерности, которые мы выявляем 3) Надежность получаемых результатов 4) Критерии истинного знания

Методология науки рассматривает: 1. Характеристики научной деятельности: -особенности, -принципы, -условия, -нормы научной деятельности; 2. Логическая структура научной деятельности: -субъект, -объект, -предмет, -формы, -средства, -методы, -результат научной деятельности; 3. Временная структура научной деятельности: -фазы, -стадии, -этапы научной деятельности.



Билет № 5. Теоретические и эмпирические методы исследования: сущность, различия, соотношение в процессе проведения научного исследования.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.

Эмпирическое знание – совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Основывается на чувствительном познании. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект исследования. Исследование проводится по средствам описания, сравнения, измерения, наблюдения, эксперимента, анализа, индукции (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт. Факт от лат. factum –сделанное, совершенное.

В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования представляет вторжение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней текстуры, источников возникновения, устройств становления и функционирования. Назначение теоретических методов состоит в том, чтобы не только установить прецеденты и вскрыть наружные взаимосвязи между ними, но и дать подробное объяснение, отчего они существуют, что их вызвало и т. д. Однако у теоретических методов исследования имеется и свой недостаток: они не оказывают конкретного воздействия на разнообразие наблюдаемых явлений и процессов, хотя и позволяют обнаруживать в них скрытые закономерности, общее, значимое.
Теоретический уровень исследования тесно связан с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой и анализом. При этом раскрывается внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений, их взаимодействие и обусловленность.


Билет № 6. Научное исследование как форма научного познания. Особенности научного исследования.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический.

Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и

всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.



Билет №7. Типы исследований: Теоретические, прикладные

Прикладные научныеисследования определяются как исследования, направленные преимущественно на применениеновых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Под фундаментальными научнымиисследованиями понимают экспериментальную или теоретическую деятельность, направленнуюна получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования иразвития человека, общества, окружающей природной среды.

Теоретическое научное исследование – это действие направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктивов. Здесь отсутствует непосредственный контакт с объектом, который изучается только опосредовано, в теоретическом эксперименте.

Теоретическое исследование использует следующие методы: идеализация, мысленный эксперимент, аксиоматический и гипотетически – дедуктивный метод.

Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).

Вместе с эмпирическим методом эти оба метода взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания.



Билет № 8. Диссертация, как вид научного исследования

Диссертация - это скоординированная по целям, времени и ресурсам совокупность научных исследований (экспериментов, испытаний) и разработок, организационных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на практике осуществлять научное обоснование основных направлений развития, решать важнейшие фундаментальные, прикладные и научно практические задачи в интересах прогресса.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, отвечающей одному из следующих трех пунктов, определяющих характер результатов диссертационной работы.

1. В ней должно быть получено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, социально-культурное или политическое значение.

2. В ней должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки.

3. В диссертационной работе предложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Диссертационная работа должна отвечать следующим критериям:

Объективность - основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину.

Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений. Опираясь не на авторитет, традиции или веру, а "путем сознательного убеждения в их истинности на основе общей значимости для научного сообщества норм и критериев".

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании.





Билет № 9. Структура диссертации, как вида научного исследования

По структуре научно-исследовательская работа должна содержать введение, основную часть (текст исследования), разбитую на главы и параграфы (вопросы), заключение, список использованных источников. Она может быть простой или сложной. Простая структура содержит перечень основных вопросов. В сложной – каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированную структуру, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется за-дачей отражения внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента. Каждая часть текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической непротиворечивости и последовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей.

Критерий целостности. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры это часть произведения в целом. 

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Связность - критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее текста как определенной структуры.

Органическим качеством структуры диссертационной работы является соответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости,

Традиционным элементом структуры диссертации являются приложения. В них помещают описания экспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, исторические памятники научной мысли и т. п.



Билет № 10. Этапы проведения научного исследования

Этап №1 Общее ознакомление с проблемой исследования, определение её внешних границ. Определение темы исследования.

Этап №2 Определение цели и задачи исследования.

Этап №3 Формулировка гипотезы исследования.

Этап №4 Разработка плана исследовательской работы.

Этап №5 Выполнение теоретического исследования

Этап №6 Сбор социально экономической и статистической информации, изучение материалов.

Этап №7 Обобщение результатов. Оформление результатов работы.

Этап №8 Подготовка публикаций.



Билет № 11. Основы организации исследовательской работы

Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления. Либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса».

Планирование научной работы. Разработка научной программы. Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с егоцелями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического ипроцедурного. Методологический раздел включает: 1) формулировку проблемы или темы; 2)определение объекта и предмета исследования; 3) определение цели и постановку задачисследования; 4) интерпретацию основных понятий; 5) формулировку рабочих гипотез.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бываютразведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные. Разведывательный план

применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудновыдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) иформулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ееочень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предметисследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу,описать факты, характеризующие объект исследования. Экспериментальный план включаетпроведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы:

научная проблема и объяснительная гипотеза.

Цель плана – определение причинно-следственныхсвязей в исследуемом объекте. В процедурной части программы обосновывается выбор методовисследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования.


Билет № 12. Социальная и профессиональная значимость темы исследования, его актуальность.

Формулирование темы научного исследования.

Подготовительным этапом научно-исследовательской работы является выбор темы научного исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки.

Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько проблем.


Билет № 13. Научный аппарат исследования. Постановка проблемы исследования.

Научная проблема – это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную областьисследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой,

глобальной.

ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для еѐразрешения. Проблема понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

Оценка проблемы содержит следующее.

1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор методов, способов, приемов, методик и средств исследования, а так-же возможностей проведения эксперимента. Это позволит диссертанту определить его научный потенциал и спланировать распределение времени, сил и средств.

2. Выявление наличных возможностей и предпосылок решения проблемы. Этим предполагается установление порядка исследования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и последующие.

Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся ус-ловия для решения оставшегося вопроса.

3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необходимо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопросам предстоящих изысканий.

4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или иному типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая доследования. Диссертанту целесообразно соизмерить свои возможности в соответствии с принадлежностью проблемы к определенному типу.

5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски альтернативных вопросов.

Обоснование проблемы предполагает следующее.

1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.

2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование актуальности проблемы предполагает доказательства, вытекающие из потребностей теории и практики.

3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постанов-ка таких вопросов, которые по своему значению будут противоположными данной проблеме.

4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввести в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятого в науке порядка, так и относящиеся к данной области исследования. Все это необходимо согласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.

5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на предметно-научный язык, доступный для всех, кому предназначаются результаты исследований. Зачастую при изысканиях диссертантам приходится сталкиваться с работами, язык которых пред-назначен для специалистов узкой принадлежности, но их положения необходимы для обоснования избранной проблемы.

При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно не упустить из виду, что последние могут быть мнимые и реальные. Мнимые проблемы рассматриваются как:

1) «уже не проблемы»;

2) «еще не проблемы»;

3) «вообще не проблемы».

«Уже не проблемы» - это проблемы, решенные, но считающиеся еще нерешенными.

«Еще не проблемы» - проблемы, возникающие задолго до того, как созревают условия (предпосылки) для их решения.

«Вообще не проблемы» - это такие мнимые проблемы, проблемы-фикции, для которых не существует решений.

Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев:

1) объективные критерии;

2) критерии соответствия;

3) формально-логические критерии.

Объективные критерии:

* критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;

* критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, пред-назначающимися для исследования;

* критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;

* критерий адекватности предполагает установить, соответствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неизвестного действительному состоянию знаний в этой области;

* критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предполагаемой для исследования проблеме.

Критерии соответствия:

* критерий предпосылок предполагает наличие в основе про-блемы таких реальных возможностей (предпосылок) , которые послужили бы базой для ее решения;

* критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.





Формально-логические критерии:

* критерий проверяемости предписывает различать те вопросы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообразные вопросы и ненужные;

Критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой данного вопроса проблемы. В соответствии с этим критерием определяется правильность постановки тех или иных вопросов в проблеме. Использование описанных выше критериев способствует целесообразности построения работы исследователей в стадии оценки избранных проблем, избежание ошибок при этом. Кроме того, большие возможности распознавания мнимых проблем заключены в коллективной форме принятия решения о необходимости изучения определенных проблем. В обсуждении предстоящих для исследования проблем принимают участие все научные подразделения. На основе результатов такого обсуждения может издаваться перечень - справочник перспективных проблем вуза, НИУ, нуждающихся в исследовании в планируемом периоде.

Но даже в этом случае могут быть допущены ошибки в оценке проблем, что можно было бы избежать, если бы действовала специально назначенная и постоянно действующая группа при научно-исследовательском отделе вуза (учреждении). Главными ее обязанностями могли бы быть разработка, оценка и прогнозирование этих проблем, определение возможностей их решения и ожидаемых результатов исследования и др.

Перспективна система защиты самой проблемы (темы), выбранной исследователем. В этом случае было бы целесообразно специальным оппонентам делать опровержение тезисов аргументов, вопросов исследования, выдвигаемых диссертантом, защищающим проблему. На данном этапе функция, в некотором роде аналогичная рассматриваемой, выполняется советом вуза, НИУ при утверждении тем в качестве кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытекают из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей.



Билет № 14. Определение темы исследования. Объект и предмет исследования

Тема — это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах.

Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое,но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установитьожидаемый экономический эффект.

Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время.

Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценитькрупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладныхнаучных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, котораяобеспечит большой экономический эффект.

Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублированиеисключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящихорганизаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целяхразрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом,оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований.

Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая темаприкладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований.

Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными. Теоретические темыразрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Практическиетемы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темысочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.

При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании — разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.

Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежнымиисточниками данной и смежной специальности.



Билет № 15. Гипотеза научного исследования. Варианты формулировки гипотезы в гуманитарных исследованиях

Формулировка гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешногорешения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на однуили несколько гипотез.

ГИПОТЕЗА – это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) должна соответствовать фактам, на которые она опирается; 2) должна быть проверяемой (опытным путем) и ее можно приложить к широкому кругу явлений; 3) должна быть совместима с существующим научным знанием; 4) обладать объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений. • Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

• Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.

• Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.



Билет № 16. Понятие научной новизны и теоретической значимости исследования. Варианты формулировок соответствующих разделов текста исследования.

Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных. 

Научная новизна - что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследова­ния может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и ме­тодику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впер­вые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сло­жившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследова­ния при подготовке квалификационной работы имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

Уровни новизны, конкретизация, дополнение, преобразование.

Научная новизна - одно из главных требований к теме диссертации. Это значит, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки.

Следует отождествлять понятия: "существенные признаки новизны" и "основные положения, выносимые на защиту".

Новизна диссертации и тема органично связаны. При этом должна существовать гипотеза (прогноз) новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют "изюминкой" диссертационной работы.

Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично соискателем.

Что позволяет выявить и определить новизну:

Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития. Распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения.

Рассмотрение существующих точек зрения. Их критический анализ и сопоставление в свете новых задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям.

Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже
заметная заявка на оригинальность.

Детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Можно вычленить следующие элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые;

новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

новый метод решения;

новое применение известного решения или метода;

новые результаты теории и эксперимента, их следствия;

новые или усовершенствованные критерии, показатели;

разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений;

разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.





Билет № 17. Понятие практической значимости исследования. Потенциальные возможности использования результатов гуманитарного исследования при решении прикладных задач .

Практическая значимость (ценность) результатов является обязательным разделом введения в автореферате и диссертации, в котором отражается применение результатов исследования в практике: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Практическое значение полученных результатов приводится во введении в автореферате и диссертации в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому использованию результатов исследования с указанием при наличии формы использования и реквизитов подтверждающих использование документов.

К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.



Билет № 18. Цель и задачи исследования, как компонент научного аппарата диссертации

ЦЕЛЬ – это то, что в самом общем виде должен или, точнее, намерен достигнуть исследователь в итоге своей работы (т. е. цель – это предполагаемый результат). Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется в задачах. Как правило, цель исследования вытекает из правильно сформулированной.

Постановка задач исследования. ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта. ВТОРАЯ – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. ТРЕТЬЯ – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. ЧЕТВЕРТАЯ – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации.
Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.
После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи диссертации). Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.


Билет № 19. Особенности содержания диссертационного исследования относительно его структуры.

При составлении глав, автору рекомендуется придерживаться основных свойств рассматриваемого объекта исследования, раскрывая сущность предмета диссертации. Общее количество глав зависит от специфики документа и темы работы.

Оглавление – это список всех основных структурных составляющих научно-исследовательской работы. Составляется последним, потому что для его оформления нужны точные сведения о заголовках и страницах, где размещены главы, рубрики, пункты, подпункты и т.д.

При составлении содержания диссертации, автор указывает расположение элементов структуры в том же порядке, как и в документе. Запрещается указывать в оглавлении недостоверные сведения о номерах страниц.

Все пункты диссертации проставляются по принципу сквозной нумерации. Первым пунктом всегда указывается введение (правило актуально в случае отсутствия предисловия, сокращений и условных обозначений), а последним – список использованных источников или приложения (при их наличии).

Обязательной нумерации и указанию в содержании подлежат все страницы (включая номер листов для основных разделов, приложений, введения, библиографического списка).

Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» печатается прописными символами с размером шрифта, большим основного на 4 кегля. Расстояние между списком рубрик и заглавием равно одному междустрочному интервалу (размер – 1,5).

Для многотомных диссертационных исследований составляется отдельное содержание. В первом томе используется обобщенное оглавление со всех томов.

Основная задача содержания/оглавления – точное отображение последовательности структурных элементов диссертации. Автору запрещается самопроизвольно менять порядок расположения – это считается грубой ошибкой.

Заметка

Слово «Оглавление» отделяется от перечня рубрик одним отступом. Названия структурных элементов должны быть идентичными тем, что указаны в диссертации (полное совпадение графического и словесного отображения)

Первым пунктом в содержании отображается введение – правило актуально, если в научной работе отсутствуют сокращения, условные обозначения и предисловие. Последний пункт – это список литературы, приложения (при их наличии).

Обязательной нумерации в содержании подлежат все части диссертации за исключением введения, трех-четырех основных глав, списка литературных источников, приложений.

Страницы с указанием рубрик отделяются друг от друга отточиями. Междустрочный отступ является разделителем между заголовками и их номерами.

Титульный лист диссертации не нумеруется и не включается в содержание. Если научная работа пишется на иностранном языке, их должно быть два – на языке документа и русском.

Содержание/оглавление составляется на втором листе труда. Здесь указываются все структурные единицы документа в соответствии с номерами страниц, на которых они расположены.

На написание введения отводится 5-8 страниц (зависит от типа диссертации, а также ее темы). Эта часть содержит аргументированное обоснование выбора тематики, описание актуальности проведенных исследований и их научной новизны, значимость сделанных выводов для дальнейшего практического применения в конкретной области.

Первая глава. Основные характеристики исследования, ход проделанных работ отображаются в трех-четырех главах. Первой главе с емким, лаконичным названием, выделяется 35-40 страниц – автор представляет краткую характеристику использованных литературных источников, анализирует мировые достижения по теме исследования, формулирует рабочую гипотезу и цель будущей диссертации.

Вторая глава. Ориентировочный объем второй главы диссертации – до 40-50 страниц. Здесь соискатель ученой степени подробно описывает практическую часть работы – характер методов проведенных исследований, основные параметры использованной аппаратуры и т.д. Основная цель этой главы – доказать неоспоримость полученных результатов.

Третья глава. Рекомендуемое количество страниц для третьей главы – 90 листов. В этот объем нужно уместить отчет о проведенных исследованиях. Четвертая глава. Если специфика работы позволяет, рекомендуется создать четвертую главу (до 30 стр.), где подробно расписать взаимосвязь полученных итогов исследования с прошлыми результатами изучения проблемы.

В заключении диссертант «подводит черту», резюмируя все вышеизложенные пункты работы. Эта часть содержит прямые ответы на вопросы, поставленные в пункте «цели и задачи исследования». Если научный труд прикладного характера, рекомендуется предоставить советы по применению полученных результатов на практике.

Приложения, список сокращений и условных обозначений не являются обязательной частью диссертационного исследования – все зависит от темы работы или желания автора документа.



Билет № 20. Анализ и синтез в работе с научными источниками как этап проведения научного исследования. Современные подходы к работе с научными источниками.

Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих основных элементов:

- четкого представления об общей системе информационных ресурсов и тех

возможностях, которые дает использование информационных источников своей области;

- знания всех возможных источников информации по своей специальности;

- умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;

- наличия навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов.

Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно исторической практике.

Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания.

Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. Информация будет научной в том случае, когда между данными будет установлена связь. При этом надо учитывать и третье условие отнесения той или иной информации к научной.

Чтобы информация считалась научной, она должна удовлетворять еще одному, четвертому условию: она должна непременно использоваться в общественно-исторической практике.

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение.

Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности,

К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации.

Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфическим самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.

Различают восходящий и нисходящий потоки информации.

Восходящий — это поток информации от пользователей в регистрирующие органы. Исполнитель научной работы (НИИ, вузы и др.) после утверждения плана работ обязан в месячный срок представить информационную карту в соответствующие вышестоящие институты. К восходящему потоку относят также статьи, направленные в различные журналы.

Нисходящий — это поток информации в виде библиографических обзорных реферативных и других данных, который направляется в низовые организации по их запросам.

Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные.

Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).

Научные издания, монография, автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Сборник научных трудов, тезисы докладов научной конференции, материалы научной конференции, научно-популярное издание, учебные издания, справочно-информационные издания, реферативное издание.

Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися.

Непериодические издания – это издания, выходящие однократно и не имеющие продолжения. К ним относятся: книги, брошюры, листовки и т.д. Книга, брошюра, листовка.

Периодическое издание - сериальное издание, выходящее, через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков) и не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

К периодическим печатным изданиям – по законодательству РФ относят: газеты, журналы, альманах, бюллетени, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Информация в научном источнике должна соответствовать требованию исследования. Научная информация характеризуется: количеством, достаточностью, репрезентативностью, достоверностью, точностью. Должна соответствовать временным рамкам, быть актуальной, содержательной, устойчивой, доступной.

Под количеством информации понимают объем данных, выраженный в каких-либо единицах измерения (печатный знак, страница, байт, килобайт, мегабайт).

К количественной характеристике информации относят достаточность (полноту) - минимально количество информации, необходимое для решения определенной задачи.

Репрезентативность информации связана с правильностью отбора и формирования информации в целях адекватного отражения свойств объекта.

Достоверность информации - это объективное отражение данными объекта, явления или процесса.

Точность информации определяется степенью близости получаемых данных к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Своевременность информации означает поступление информации не позже заранее назначенного момента времени, согласованного СО временем решения поставленной задачи.

Важной характеристикой информации является актуальность, Которая определяется степенью сохранения ценности информации в момент ее использования.

Содержательность информации отражает емкость информации, то есть количество данных в общем объеме сообщения.

Устойчивость информации отражает способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Доступность информации обеспечивается выполнением соответствующих процедур получения и преобразования информации.







Билет № 21. Научный эксперимент, как компонент исследовательской деятельности. Особенности проведения эксперимента в гуманитарных исследованиях.

Наиболее важной составной частью научных исследований являются эксперименты. Этоодин из основных способов получить новые научные знания. От обычного, обыденного, пассивногонаблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на изучаемое явление.

Основной целью эксперимента является проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы), а также более широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Эксперимент должен быть проведен по возможности в кратчайший срок с минимальнымизатратами при самом высоком качестве полученных результатов.

Различают эксперименты естественные и искусственные.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) рассматривается как эмпирический метод познания действительности в контролируемых и управляемых, а зачастую и специально конструируемых условиях. Он позволяет установить связи между явлениями и объектами или выявить новые свойства объектов или явления, предсказанные теорией. Таким образом, устанавливая соответствие или несоответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений действительности, эксперимент как одна из форм практики служит критерием истинности научного познания.

Эмпирическая проверяемость в естественных науках реализуется главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в социально-гуманитарных науках преобладают методы наблюдения, анкетирования, интервью, тестирования.
Воспроизводимость фактов в науках о природе устанавливается в основном повторением экспериментов для получения статистически достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках, когда имеются условия, эксперимент тоже применяется. В тех же областях гуманитарного познания, где эксперимент невозможен, используют анализ свидетельств многих источников, например в истории, юриспруденции, педагогике.

Множество источников или много свидетелей – это аналог множества наблюдений и большого числа экспериментов.
Большое значение имеет план эксперимента, который содержит указание:

- на его стратегию (лонгитюдная, сравнительная, формирующая и т.д.),

- зависимые (контролируемые) и независимые регистрируемые переменные,

- устраняемые факторы,

- назначение отдельных серий и блоков экспериментального плана,

- описание характера ожидаемых экспериментальных данных,

- обоснование используемого метода обработки эмпирических данных, применяемых статистических критериев для проверки гипотез.

Полученные результаты должны быть приведены полно и описаны непредвзято с тем, чтобы эксперт имел возможность интерпретировать их самостоятельно и независимо от авторской позиции.

Билет № 22. Результаты научного исследования. Соотношение теоретического и практического результата в гуманитарных исследованиях



В результате теоретико-экспериментального анализа могут возникнуть три случая:

1) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта. При этом дополнительно группируют полученный материал исследований таким образом, чтобы из него вытекали основные положения разработанной ранее

рабочей гипотезы, в результате чего последняя превращается в доказанное теоретическое положение, в теорию;

2) экспериментальные данные лишь частично подтверждают положение рабочей гипотезы и в той или иной ее части противоречат ей. В этом случае рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента. Чаще всего производят дополнительные корректировочные эксперименты с целью подтвердить изменения рабочей гипотезы, после чего она также превращается в теорию;

3) рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом. Тогда ее критически анализируют и полностью пересматривают. Затем проводят новые экспериментальные исследования с учетом новой рабочей гипотезы. Отрицательные результаты научной работы, как правило, не являются бросовыми, они во многих случаях помогают выработать правильные представления об объектах, явлениях и процессах.

После выполненного анализа принимают окончательное решение, которое формулируют как заключение, выводы или предложения. Эта часть работы требует высокой квалификации, поскольку необходимо кратко, четко, научно выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований.

Обычно по одной теме не рекомендуется составлять много выводов (не более 5—10). Если же помимо основных выводов, отвечающих поставленной цели исследования, можно сделать еще и другие, то их формулируют отдельно, чтобы не затемнить конкретного ответа на основную задачу темы.



Билет № 23. Обработка результатов исследования. Достоверность результатов исследования. Теоретические и прикладные результаты исследования.

Фундаментальные научные исследования— экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результаты — гипотезы, теории, методы и т. д.

Прикладные научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки технических нововведений. (Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по созданию технических нововведений).

Теоретические результаты – это результаты, требующие дополнительного осмысления, соотнесения с собственным опытом. Эти результаты могут быть использованы как в других исследования, так и в практической деятельности, но требуют дополнительной работы исследователя или практика. К этой группе результатов мы отнесли следующие:

– выявление (описание) проблемы;

– формулировка (описание, доказательство) идеи;

– установление (выявление) предпосылок, противоречий;

– характеристика тенденций, факторов;

– уточнение формулировки (выявление сущности, введение в научный язык) понятия;

– разработка концепции, стратегии;

– представление (понимание смысла, этапы развития, причины появления, теоретическое обоснование сущности, описание свойств) педагогического явления, феномена;

– установление (педагогического) факта;

– выявление хронологических рамок;

– разработка подхода к изучению проблемы;

– представление (описание, характеристика, разработка) метода;

– установление (взаимовлияние, взаимосвязь) зависимости (закономерности); – разработка типологии, классификации;

– установление (формулировка, уточнение) принципов;

– выявление (описание, характеристика) особенностей;

– разработка модели, механизма; – описание (установление) критериев, показателей, индикаторов, признаков, параметров;

– характеристика процесса;

– описание (проектирование) среды;

– установление (описание) структуры;

– обобщение (анализ) опыта работы учителей (руководства ОЭР);

– описание (характеристика) условий (педагогических, организационнопедагогических и т. д.);

– характеристика перспектив исследования;

– построение прогноза развития системы.

Практические результаты – это результаты, не требующие дополнительного осмысления или доработки, и готовые к внедрению в практику. К этой группе результатов мы отнесли разработку алгоритма, технологии, диагностики, методики, методов подготовки, моделей уроков (зачетов, экзаменов, упражнений), программ, проектов, пособий.



Билет № 24. Выводы и обобщения, как показатель научной и практической значимости исследования

Обобщение результатов исследования, их содержательная интерпретация и соотнесение с теми или иными теоретическими положениями, выделение главных результатов позволяет сформулировать выводы. Выводы в обобщенной форме содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. При этом выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Число выводов не имеет большого значения, но лучше воспринимается в количестве 5-7.

Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформулированными во введении.





Билет № 25. Требования к тексту исследования. Культура изложения материала в научном исследовании. Использование научной терминологии. Как показатель исследовательской культуры диссертации.

Диссертация. Излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты. В ней обязательно должны быть: обоснование актуальности темы, характеристика проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы и выносимых на защиту положений, описание хода и результатов работы. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указание на новизну и практическую значимость исследования. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по теме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических и др.), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, то они могут быть включены и во Введение). В этой же части излагаются гипотезы, обосновывается логика и условия работы. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, формулировку нового, практические советы. Библиография содержит перечень используемой литературы и источников, материалов на электронных носителях, располагаемых или по алфавиту, или с подразделением на виды источников.

Текст исследования должен соответствовать теме заявленной автором и не выходить за рамки, оговоренные во введении. Не следует приводить в исследовании широко известные факты. Обилие известных фактов может заслонить собой то новое, что вам удалось открыть в ходе исследования. Именно на новых, интересных фактах необходимо заострять внимание.

Текст исследовательской работы не должен являться откровенным плагиатом. Материал, представленный в работе, должен быть достоверным.

Избегайте длинных, запутанных фраз. Никогда не пишите свою работу сплошным текстом. Делите его на абзацы и главы.

Для написания исследовательской работы используется научный стиль

Основные методы написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательства, важно это зафиксировать, не теряя логики изложения. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка материала.

Критико-аналитический метод применяется на следующем этапе работы, когда идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются дополнения и перестановки, убирается лишнее.

Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от точности, логичности и ясности изложения, полноты содержания и доказательности аргументов, приводимых автором, краткости научного текста. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не ясен.

Главной морфологической особенностью научной речи является преобладание имен существительных (наука объясняет суть вещей, а не динамичность) и прилагательных (решают задачи описания и характеристики явлений) над глаголами, отсутствие личных местоимений (в текстах не употребляются местоимения – я, мы, нами…), сухость (не эмоциональность) и специфические обороты научного стиля.

В исследовательской работе научный текст строится как цепь рассуждений, призванных доказать то или иное положение работы. Текст должен быть выстроен логично. Научный стиль работы предполагает использование особых конструкций, называемых клише. Клише используются, как средства связи между предложениями и отражают логику научного исследования.



Билет № 26. Основные требования к оформлению результатов научного исследования.

Заключительный этап исследования, литературное оформление результатов, нельзя представлять себе только как изложение готового труда. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и т.д. В ходе изложения мысль формулируется и во многом доформировывается. Поэтому литературное оформление – важная часть исследования. Автору необходимо точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как это лучше сделать).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!