СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический квест

Нажмите, чтобы узнать подробности

Филологический квест разрабатывался к "Неделе русского языка", подойдет для учеников 5-6 классов. Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«Филологический квест»

Подготовили: Ягодина И.Д., Елизарова Е.Р., учителя русского языка и литературы, МБОУ Гимназии № 16 г.о. Мытищи.

Филологический квест.

Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.

Задачи:

- мотивировать школьников к участию в игре;

- формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в филологическом квесте;

- расширить кругозор учащихся;

- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Формы организации деятельности детей:

Игровая деятельность

Возраст: 5-7 классы

Филологический квест можно провести как в течение одного дня, так и в течение всей недели. Если в течение недели, то команды выполняют задания по схеме: одно задание – один день. В квесте участвуют несколько команд (количество команд учитель определяет сам). Выполнение заданий связано не только с русским языком и литературой, но и задания, связанные с эрудицией, смекалкой.

Каждая из команд получает вопрос, ответ которого определит номер конверта-задания для группы. Задание – это загадка, решив её, команда определит место, где лежит конверт с основным заданием.

Оборудование:

Каждой команде выдаётся конверт с правильными и неправильными подсказками (азбука Морзе с русским алфавитом, зеркало, перфокарта и т.д.).

Помощь можно брать у любого, в том числе в сети Интернет, кроме учителя.

Ход мероприятия


Вопросы для определения конверта с заданием.

Конверт 1

Дайте ответ на загадку. Это номер следующего конверта.

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер?

Конверт 2.

Укажите количество грамматических основ. Это номер следующего конверта.

Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.

Конверт 3

Учащиеся получают карточки с примерами, которые необходимо решить. Ответ – номер конверта. На каждой карточке есть буквы (команда должна определить, что порядок решения примеров – распределение карточек по алфавиту), сложив карточки и решив пример, дети смогут определить номер конверта.

-12

Ж

+3

Г

4+8

Б



Конверт 4

Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием: СЪЕЛ

Конверт 5.

Прежде чем определить номер конверта – вставьте пропущенные буквы. Сколько у вас получилось слов с буквой «т»? это номер конверта.

Вес?ник, гиган?ский, грус?ный, ужас?ный, радос?ный, вкус?ный, интерес?ный, ненас?ный, небес?ный.


ЗАДАНИЕ-загадка 1.

Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.

Суть задания: учащиеся получают карту-схему школы, определяют кабинеты, забирают карточки с азбукой Морзе, при помощи подсказки определяют место, где находится основное задание.

В приложении примерная карта-схема нашей школы, картинки обозначают кабинет истории, биологии, географии, математики, английского языка, ОБЖ, начальные классы, русский язык, история, кабинет директора.

Зашифрованное слово библиотека. Задание находится в библиотеке.

ЗАДАНИЕ 1. КТО ИЗОБРАЖЁН НА ПОРТРЕТЕ?

  1. ___________________________________

  2. ___________________________________

  3. ___________________________________

  4. ___________________________________

  5. ___________________________________

  6. ___________________________________


Дополнительные баллы получают те, кто укажет произведения, написанные этим автором.





ЗАДАНИЕ-загадка 2.

Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.

Суть задания: учащиеся получают таблицу с набором букв. В подсказках есть перфокарта, наложив её на буквы, дети прочитают место, где находится задание. Команда определяет, что задание находится в гардеробе.

ЗАДАНИЕ 2. ОТГАДАЙТЕ ИЛЛЮСТРАЦИЮ

Назовите произведение и автора, по книге которого снят мультипликационный и художественный фильмы.


  1. _____________________________________

  2. ___________________________________

  3. ___________________________________

  4. ___________________________________

Дополнительные баллы получают те, кто укажет режиссёра мультипликационного или художественного фильмов.

ЗАДАНИЕ-загадка 3.

Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.

Суть задания: учащиеся получают слово, написанное зеркально. В подсказках лежит зеркало или слово «зеркало». Команда определяет, что задание находится в учительской.

ЗАДАНИЕ 3. ИСПРАВЬТЕ РЕКЛАМЩИКА

Учитель учащимся предлагает несколько фотографий объявлений, рекламы, в которых допущены ошибки. Школьники должны записать без ошибок.

  1. _____________________________________________________________

  2. _________________________________________________________


ЗАДАНИЕ-загадка 4.

Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.

Суть задания: учащиеся получают карточку с именем автора и названием произведения, набором цифр.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

87 96

34 15

84 99

99 89

67 11

33 11

88 33

47 66

(подсказка: первые две цифры № строки, следующие две - № буквы)

Примечание: две цифры необходимо сложить 8+7=15 – строка, 9+6=15 – буква и т.д.

Команда определяет, что задание находится в столовой.

ЗАДАНИЕ 4.

Учащимся предлагается картинка, на которой нужно найти 17 слов на букву «В».


ЗАДАНИЕ-загадка 5.

Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.

Суть задания: определите кабинет, в котором находится задание.

За документы отвечает,

О каждом классе что-то знает,

Учёбой он руководит,

За всеми классами следит.

Он к каждому найдёт «ключи».

Я говорю о _____________________ (кабинет завуча)

ЗАДАНИЕ 5.ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

3. Расставьте ударение в словах: торты, начал, начала, звонит, звонят, баловать, красивее, мельком, черпая.

4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый - «любящий насмехаться», а смешливый - «такой, которого легко рассмешить».)

5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)

8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

9. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)

10. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча.)

11. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р,], мягкий звук [н,]? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь.)

12. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел – могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал.)

13. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.)

14. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

15. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса -ищ-: ножищи.)

16. Родственны ли слова пот и потолок? (Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.)

17. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)

18. Отрывок из книги Е.В. Язовицкого «Говори правильно».

Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:

- Билет до Барнаула есть?

- Есть.

- А плацкарт?

- И плацкарт есть.

Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка.

Какая ошибка допущена? (Плацкарта ж.р.)

19. К какому роду относится слово тюль? (м.р.)

20. Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку? (Домик, топорище)


Подведение итогов. Рефлексия.

Карта-схема 2 и 3 этажей нашей школы

Задание-загадка 1.



А збука Морзе лежит в подсказках

Карточки разрезаем и раскладываем в указанных кабинетах.

―



―

―



― ― ―

――

―



Загадка к 3 заданию

































Е























Г






Д



















Р




Б






А


Р





















О





















На месте букв первой таблицы нужно вырезать квадраты.

В

Н

Л

Д

Б

И

М

П

Ц

Ы

И

Ч

Ы

З

Х

Ъ

Я

С

М

И

Т

О

Г

Е

М

Г

Е

Щ

Й

Ц

Л

О

Э

М

Р

Т

Ь

Б

Ш

Э

П

Р

В

К

Г

Н

Е

Ш

В

Г

С

Ф

Ы

С

М

Д

Я

Е

Ю

Ж

О

Г

Я

Й

Щ

А

Ё

У

Н

И

О

И

Р

А

Р

Ч

Й

Ф

Б

Ж

Л

А

К

У

А

Л

Р

Л

Д

Б

Ь

К

О

Д

П

У

С

М

Е

Т

А

Н

А

Э

Х

О

З

О

Х

О

Д

К

З

И

М

А

О

С

Е

Н

Ь

Ф

О

Н

Т

А

Н

И



Список литературы

  1. Арсирий А.Т. В страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Книга для учащихся 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Яндекс. Картинки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!