Подготовили: Ягодина И.Д., Елизарова Е.Р., учителя русского языка и литературы, МБОУ Гимназии № 16 г.о. Мытищи.
Филологический квест.
Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.
Задачи:
- мотивировать школьников к участию в игре;
- формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в филологическом квесте;
- расширить кругозор учащихся;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Формы организации деятельности детей:
Игровая деятельность
Возраст: 5-7 классы
Филологический квест можно провести как в течение одного дня, так и в течение всей недели. Если в течение недели, то команды выполняют задания по схеме: одно задание – один день. В квесте участвуют несколько команд (количество команд учитель определяет сам). Выполнение заданий связано не только с русским языком и литературой, но и задания, связанные с эрудицией, смекалкой.
Каждая из команд получает вопрос, ответ которого определит номер конверта-задания для группы. Задание – это загадка, решив её, команда определит место, где лежит конверт с основным заданием.
Оборудование:
Каждой команде выдаётся конверт с правильными и неправильными подсказками (азбука Морзе с русским алфавитом, зеркало, перфокарта и т.д.).
Помощь можно брать у любого, в том числе в сети Интернет, кроме учителя.
Ход мероприятия
Вопросы для определения конверта с заданием.
Конверт 1
Дайте ответ на загадку. Это номер следующего конверта.
У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер?
Конверт 2.
Укажите количество грамматических основ. Это номер следующего конверта.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Конверт 3
Учащиеся получают карточки с примерами, которые необходимо решить. Ответ – номер конверта. На каждой карточке есть буквы (команда должна определить, что порядок решения примеров – распределение карточек по алфавиту), сложив карточки и решив пример, дети смогут определить номер конверта.
-12
Ж
+3
Г
4+8
Б
Конверт 4
Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием: СЪЕЛ
Конверт 5.
Прежде чем определить номер конверта – вставьте пропущенные буквы. Сколько у вас получилось слов с буквой «т»? это номер конверта.
Вес?ник, гиган?ский, грус?ный, ужас?ный, радос?ный, вкус?ный, интерес?ный, ненас?ный, небес?ный.
ЗАДАНИЕ-загадка 1.
Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.
Суть задания: учащиеся получают карту-схему школы, определяют кабинеты, забирают карточки с азбукой Морзе, при помощи подсказки определяют место, где находится основное задание.
В приложении примерная карта-схема нашей школы, картинки обозначают кабинет истории, биологии, географии, математики, английского языка, ОБЖ, начальные классы, русский язык, история, кабинет директора.
Зашифрованное слово библиотека. Задание находится в библиотеке.
ЗАДАНИЕ 1. КТО ИЗОБРАЖЁН НА ПОРТРЕТЕ?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Дополнительные баллы получают те, кто укажет произведения, написанные этим автором.
ЗАДАНИЕ-загадка 2.
Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.
Суть задания: учащиеся получают таблицу с набором букв. В подсказках есть перфокарта, наложив её на буквы, дети прочитают место, где находится задание. Команда определяет, что задание находится в гардеробе.
ЗАДАНИЕ 2. ОТГАДАЙТЕ ИЛЛЮСТРАЦИЮ
Назовите произведение и автора, по книге которого снят мультипликационный и художественный фильмы.
_____________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Дополнительные баллы получают те, кто укажет режиссёра мультипликационного или художественного фильмов.
ЗАДАНИЕ-загадка 3.
Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.
Суть задания: учащиеся получают слово, написанное зеркально. В подсказках лежит зеркало или слово «зеркало». Команда определяет, что задание находится в учительской.
ЗАДАНИЕ 3. ИСПРАВЬТЕ РЕКЛАМЩИКА
Учитель учащимся предлагает несколько фотографий объявлений, рекламы, в которых допущены ошибки. Школьники должны записать без ошибок.
_____________________________________________________________
_________________________________________________________
ЗАДАНИЕ-загадка 4.
Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.
Суть задания: учащиеся получают карточку с именем автора и названием произведения, набором цифр.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
87 96
34 15
84 99
99 89
67 11
33 11
88 33
47 66
(подсказка: первые две цифры № строки, следующие две - № буквы)
Примечание: две цифры необходимо сложить 8+7=15 – строка, 9+6=15 – буква и т.д.
Команда определяет, что задание находится в столовой.
ЗАДАНИЕ 4.
Учащимся предлагается картинка, на которой нужно найти 17 слов на букву «В».
ЗАДАНИЕ-загадка 5.
Определите место, где находится основное задание. Выполненное задание сдайте.
Суть задания: определите кабинет, в котором находится задание.
За документы отвечает,
О каждом классе что-то знает,
Учёбой он руководит,
За всеми классами следит.
Он к каждому найдёт «ключи».
Я говорю о _____________________ (кабинет завуча)
ЗАДАНИЕ 5.ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)
2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)
3. Расставьте ударение в словах: торты, начал, начала, звонит, звонят, баловать, красивее, мельком, черпая.
4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый - «любящий насмехаться», а смешливый - «такой, которого легко рассмешить».)
5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)
8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)
9. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)
10. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча.)
11. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р,], мягкий звук [н,]? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь.)
12. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел – могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал.)
13. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.)
14. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
15. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса -ищ-: ножищи.)
16. Родственны ли слова пот и потолок? (Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.)
17. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)
18. Отрывок из книги Е.В. Язовицкого «Говори правильно».
Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
- Билет до Барнаула есть?
- Есть.
- А плацкарт?
- И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка.
Какая ошибка допущена? (Плацкарта ж.р.)
19. К какому роду относится слово тюль? (м.р.)
20. Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку? (Домик, топорище)
Подведение итогов. Рефлексия.
Карта-схема 2 и 3 этажей нашей школы
Задание-загадка 1.
А збука Морзе лежит в подсказках |
Карточки разрезаем и раскладываем в указанных кабинетах.
― | | ― | ― | |
― ― ― | ― | | ―― | ― |
Загадка к 3 заданию
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| Г | | | | | | Д | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Р | | | | Б | |
| | | | А | | Р | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | О | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
На месте букв первой таблицы нужно вырезать квадраты.
В | Н | Л | Д | Б | И | М | П | Ц | Ы | И | Ч | Ы | З | Х | Ъ |
Я | С | М | И | Т | О | Г | Е | М | Г | Е | Щ | Й | Ц | Л | О |
Э | М | Р | Т | Ь | Б | Ш | Э | П | Р | В | К | Г | Н | Е | Ш |
В | Г | С | Ф | Ы | С | М | Д | Я | Е | Ю | Ж | О | Г | Я | Й |
Щ | А | Ё | У | Н | И | О | И | Р | А | Р | Ч | Й | Ф | Б | Ж |
Л | А | К | У | А | Л | Р | Л | Д | Б | Ь | К | О | Д | П | У |
С | М | Е | Т | А | Н | А | Э | Х | О | З | О | Х | О | Д | К |
З | И | М | А | О | С | Е | Н | Ь | Ф | О | Н | Т | А | Н | И |
Список литературы
Арсирий А.Т. В страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М.: Дрофа, 2004.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Книга для учащихся 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1989.
Яндекс. Картинки.