СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС Новые стандарты. Календарно - тематическое планирование. 2 класс. Литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС Новые стандарты. Календарно - тематическое планирование. 2 класс. Литературное чтение. 

Просмотр содержимого документа
«ФГОС Новые стандарты. Календарно - тематическое планирование. 2 класс. Литературное чтение.»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

136 час

Тематические блоки, темы

Номер и тема урока

Количество часов

Основное содержание

Методы и формы организации обучения. Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

О нашей Родине

1. Вводный урок по курсу литературного чтения

2. Произведения о Родине. И. С. Никитин «Русь»

3. Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Ф. П. Савинов «Родина»

4. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Н. М. Рубцов «Россия Русь – куда я ни взгляну…», З. Н. Александрова «Родина»

5. Прозаические произведения о Родине. Анализ заголовка, соотнесение его с темой, главной мыслью (идеей) произведения. С. Т. Романовский «Русь»

6. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.)

7. Чтение наизусть стихотворений о Родине (РК)

7

Круг чтения: произведения о Родине (на примере стихотворений И.С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью

и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи

И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).

Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произведений данного раздела.

Слушание стихотворных произведений, оценка своей эмоциональной реакции на прослушанное произведение, определение темы (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия Русь – куда я ни взгляну…», З. Н. Александровой «Родина».

Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения – любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе.

Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы, задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли?

Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна… (З. Н. Александрова)», составление своего высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений).

Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. Например, С. Т. Романовский «Русь», К. Г. Паустовский

«Мещёрская сторона» (отрывки) и др.

Распознавание прозаического и стихотворного произведений, сравнение произведений разных авторов на одну тему, заполнение таблицы, проверка результатов своей работы.

Задания на поисковое выборочное чтение: например, объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с подтверждением своего ответа примерами из текста, нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина, родные, род, Отечество). Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине (одно по выбору).

Составление устного рассказа по репродукциям картин художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и др.).

Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ «Любимая книга»

Урок «Наше Отечество. Моя Родина» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1484488?menuReferrer=catalogue

Урок «Образ Родины в поэтическом стихотворении И. С.

Никитина "Русь"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/922163?menuReferrer=catalogue

Тестовое задание «Стихотворение "Родина" З. Александрова» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4268510?menuReferrer=catalogue

Фольклор (устное народное творчество)

8. Произведения малых жанров фольклора (потешки, пословицы).

9. Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. 10. Особенности скороговорок, их роль в речи.

11. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц.

12. Составляем произведения малых жанров фольклора

13. Произведения малых жанров фольклора. Смысл, выразительное чтение, иллюстрирование

14. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки.

15. Народные песни, их особенности. (РК)

16. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок.

17. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет»

18. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).

19. Особенности сказок о животных: сказки народов России. «Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля»

20. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. «Каша из топора»

21. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси и лебеди».

22. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).

23. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры (РК)

24. Повторение по теме «Фольклор (устное народное творчество)»

17

Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом,

«перевёртыш событий» как основа построения небылиц.

Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности.

Загадка как жанр фольклора, тематические группы

загадок.

Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).

Особенности сказок

о животных: сказки

народов России.

Бытовая сказка:

герои, место действия,

особенности построения и языка. Диалог

в сказке. Понятие

о волшебной сказке

(общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение

в сказках народного быта и культуры.

Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение, подбор примеров (на материале изученного в 1 классе).

Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения.

Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок (по выбору).

Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок».

Работа с текстом: анализ юмористических событий в небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов. Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные – спокойно, медленно, чтобы убаюкать, хороводные – весело, радостно для передачи состояний разных явлений природы), выделение ключевых слов.

Чтение загадок и объединение их по темам.

Упражнение на распознавание отдельных малых жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка, небылица).

Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.

Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о животных: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля»,

«Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк» (1-2 произведения по выбору).

Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.

Сравнение сказок о животных народов России: тема, основная идея, герои.

Слушание сказок, различение бытовой и волшебной сказок, характеристика особенностей каждой (на примере сказок:

«Каша из топора», «У страха глаза велики», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Гуси-лебеди» (по выбору).

Анализ структуры сказки: выделение присказки, нахождение завязки.

Сравнение героев бытовых и волшебных сказок, нахождение и выразительное чтение диалогов.

Работа с текстом сказок: определение последовательности событий, выделение опорных слов, составление плана произведения (номинативный).

Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учётом всех сюжетных линий).

Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в тексте сказки национальных особенностей (например, имя героя, название жилища, предметов одежды и т. д.). Например, «Хитрая лиса» (корякская народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка), «Мышь и воробей» (удмуртская народная сказка), «Айога» (нанайская народная сказка), «Четыре ленивца» (мордовская народная сказка) Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях.

Дифференцированная работа в группах: составление сценария народной сказки, определение фрагмента для чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования, разучивание текста, представление отдельных эпизодов (драматизация) или всей сказки.

Урок «Фольклор – народная мудрость» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2088718?menuReferrer=catalogue

Урок «Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5024/start/286164/

Урок «Потешки, прибаутки, считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчеств» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4239/start/286196/

Урок «Делу время, потехе час» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2177095?menuReferrer=catalogue

Урок «Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5025/start/286227/

Урок «Загадки, пословицы, поговорки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/485495?menuReferrer=catalogue

Видео «Колыбельная песня "Баю-баюшки, баю..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9221055?menuReferrer=catalogue

Урок «Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт». Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5019/start/286258/

Урок «Русские народные сказки «Каша из топора», «Гуси-лебеди»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5021/start/186854/

Видео «Русская народная сказка "Гуси-лебеди"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10833671?menuReferrer=catalogue

Урок «Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4240/start/286290/

Урок «Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1073481?menuReferrer=catalogue

Урок «Путешествие в страну «Устное народное творчество»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/start/286321/

Звуки

и краски родной природы в разные времена года (осень)

25. Тема природы осенью в произведениях литературы. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

26. Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски осени). Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

27.Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. А. Н. Плещеев «Осень», К. Д. Бальмонт «Осень»

28. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (об осени). Ю. Голяховский «Листопад»

29. Прозаические произведения об осени. М. М. Пришвин «Осеннее утро»

30. Отражение темы «Осенняя природа» в картинах художников (пейзаж) и музыкальных произведениях композиторов

31. Чтение любимых произведений об осени. Иллюстрирование. (РК)

32. Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (РК)

8

Тема природы в разные времена года (осень) в произведениях литературы. Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски осени). Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (об осени). Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Осенняя природа» в картинах художников (пейзаж): И. И. Левитана,

В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др. и музыкальных произведениях композиторов.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О чём ты узнаешь?»,

«Чему ты будешь учиться?».

Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Н. Плещеев «Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…», А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», Е. Ф. Трутнева «Осень», В. Ю. Голяховский «Листопад», И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов), выражение своего отношения к пейзажной лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?».

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой

и ритмом стихотворения, объяснение образных слов и выражений, поиск значения слова по словарю.

Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений об осени, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, С. Т. Аксаков «Осень, глубокая осень!», Н. И. Сладков «Сентябрь», «Осень на пороге»,

М. М. Пришвин «Утро», Г. А. Скребицкий «Четыре художника. Осень».

Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): определение формы (прозаическое или стихотворное), ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Упражнение на сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора.

Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода.

Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1-2 по выбору).

Рассматривание репродукций картин художников (например, В. Д. Поленов «Осень в Абрамцево», И. И. Левитан «Золотая осень»), составление устного рассказа-описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта с использованием средств выразительности: сравнений, эпитетов.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений об осени.

Урок «А.С. Пушкин - великий русский писатель» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4247/start/304130/

Видео «Уж небо осенью дышало. А.С. Пушкин» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7472114?menuReferrer=catalogue

Урок «Красота осенней природы в произведениях художественной литературы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5027/start/286352/

Видео «Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9604296?menuReferrer=catalogue

Урок «А. Плещеев "Осень наступила"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7490388?menuReferrer=catalogue

Урок «Использование изобразительно-выразительных средств в стихах русских поэтов» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5028/start/286384/

Урок «В. Берестов «Хитрые грибы»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4245/start/286415/

Урок «М. Пришвин «Осеннее утро»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4246/start/286447/

Урок «М. М. Пришвин "Осеннее утро"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2303278?menuReferrer=catalogue

Видео «Осень в картинах русских художников» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9907840?menuReferrer=catalogue

Урок ««Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1981190?menuReferrer=catalogue

Урок «Люблю природу русскую. Обобщающий урок» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5029/start/286478/

О детях и дружбе

33. Тема дружбы в художественных произведениях

34. Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

35. Н. Н. Носов «Заплатка»

36. Н.Н. Носов «На горке»

37. А. Гайдар «Совесть»

38. В.Осеева «Волшебное слово»

39. В. А. Осеева «Синие листья»

40. В. А. Осеева «Просто старушка»

41. В. В. Лунин «Я и Вовка»

42. Герой произведения, его характеристика (портрет), оценка поступков.

43. Повторение по теме «О детях и дружбе»

44. Проверочная работа по теме «О детях и дружбе»


12

Тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: произведения

С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. В.Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: А. Л. Барто «Катя», Ю. И. Ермолаев «Два пирожных», С. А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»,

Е. А. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы», Н. Н. Носов «Заплатка», «На горке», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. А. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово», «Просто старушка», А. Гайдар «Совесть», М. С. Пляцковский «Настоящий друг» (по выбору, не менее четырёх произведений).

Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту.

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, нахождение описания героя, оценка его поступков (с опорой на текст).

Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму.

Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста.

Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности. Подробный пересказ (устно) содержания произведения.

Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения.

Работа в группах: сравнение предложенных текстов художественных произведений (распознавание жанров), заполнение таблицы, проверка своего результата.

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста произведения от третьего лица.

Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений, различение жанров произведения, нахождение ошибки в предложенной последовательности событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания.

Проверка своей работы по предложенному образцу.

Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе.

Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному алгоритму

Урок «Стихи о дружбе и друзьях. В.Берестов, Э. Мошковская» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5043/start/287009/

Урок «А. Барто. Стихотворения о детях «Верёвочка»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4257/start/286879/

Урок «Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Ю. Ермолаев «Два пирожных»» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5044/start/287040/

Видео «Н. Носов "Заплатка"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9591008?menuReferrer=catalogue

Урок «Н.Н. Носов «На горке»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4259/start/286941/

Урок «А. П. Гайдар "Совесть"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/419349?menuReferrer=catalogue

Урок «В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему». Е. Благинина «Простокваша»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5060/start/304253/

Урок «В.А. Осеева "Волшебное слово" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2603174?menuReferrer=catalogue

Видео «В. Осеева. Синие листья» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5229137?menuReferrer=catalogue

Урок «В. Лунин «Я и Вовка»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4260/start/187301/

Урок «Д.Хармс «Игра», «Вы знаете», «Что это было?»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4250/start/286726/

Урок «Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5035/start/198873/

Урок «Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4253/start/286757/

Урок «Писатели детям» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5042/start/286972/

Урок «Обобщение по теме.

Проверочная работа «Я и мои друзья»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4262/start/199586/

Мир сказок

45. Расширение представлений о фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке: «бродячие» сюжеты.

46. Определение фольклорной основы авторских сказок. Русская народная сказка «Золотая рыбка»

47. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения

48. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка.

49. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки»

50. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов

51. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Русская народная сказка «Снегурочка»

52. Средства художественной выразительности в сказках. Сравнение. Эпитет.

53. Составление сказок. Иллюстрирование

54. Характеристика и сравнение авторской сказки и народных сказок. 55. Мои любимые сказки. Инсценирование. Иллюстрирование.

56. Повторение по теме «Мир сказок»

12

Расширение представлений о фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке: «бродячие» сюжеты. Определение фольклорной основы авторских сказок. Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и литературных сказок. Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки», русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка» (по выбору, не менее четырёх произведений).

Задание на сравнение фольклорной и литературной (авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки, используемых в авторском произведении сказочного жанра.

Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника, приведение примеров из текста, установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия «бродячий сюжет» (без предъявления термина).

Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и поисковое выборочное чтение): определение главной мысли сказки, соотнесение её с пословицей, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя.

Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста).

Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения.

Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.

Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок.

Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных частей произведения.

Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги с народными и авторскими сказками. Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением, составление выставки книг по изучаемой теме.

Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и авторские), приведение примеров

Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе.

Урок «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4248/start/183163/

Урок «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2160105?menuReferrer=catalogue

Урок «Работа над образами главных героев сказки

А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/361669?menuReferrer=catalogue

Урок «Русская народная сказка "У страха глаза велики"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/930213?menuReferrer=catalogue

Видео «Русская народная сказка "У страха глаза велики"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9368806?menuReferrer=catalogue

Урок «Владимир Иванович Даль. Девочка Снегурочка» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/894921?menuReferrer=catalogue

Звуки и краски

родной

природы в разные

времена года

(зима)

57. Тема природы зимой в произведениях литературы. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

58. Формирование

эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски зимы). С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

59. Использование

средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

60. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (о зиме). И. З. Суриков «Первый снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

61. Произведения новогодней тематики. С. В. Михалков «Новогодняя быль»

62. Прозаические произведения о зиме. Е. А. Пермяк «Волшебные краски»

63. Отражение темы

«Природа зимой» в картинах художников (пейзаж)

64. Отражение темы

«Природа зимой» в музыкальных произведениях композиторов

65. Чтение любимых произведений о зиме. Иллюстрирование.

66. Сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах (РК)

67. Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски зимы). Тема. Идея. Заголовок. С. А. Иванов «Каким бывает снег»

68. Чтение наизусть стихотворений о зимней природе (РК)

12

Тема природы в разные времена года (зима) в произведениях литературы.

Формирование

эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски зимы). Использование

средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (о зиме). Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального

отклика на произведение. Отражение темы

«Природа зимой» в картинах художников (пейзаж):

И. И. Левитана,

В. Д. Поленова,

А. И. Куинджи,

И. И. Шишкина и музыкальных произведениях композиторов.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. З. Суриков «Первый

снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», А. А. Прокофьев «Как на горке, на горе…», З. Н. Александрова «Снежок» (по выбору 2-3 произведения), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы.

Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о зиме, доступных для восприятия младшими

школьниками. Например, С. А. Иванов «Каким бывает снег», И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», «Узоры на снегу»,

М. М. Пришвин «Деревья в лесу». Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на

вопросы по фактическому содержанию текста.

Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении, определение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1-2 по выбору).

Чтение произведений новогодней тематики (например, С. В. Михалков «Новогодняя быль», «Событие», А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), С. Я. Маршак «Декабрь», Е. А. Пермяк «Волшебные краски»), сравнение произведений писателей на одну тему, выбор понравившегося, объяснение своего выбора.

Рассматривание репродукций картин художников (И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.), составление рассказа-описания на тему «Какие картины зимней природы мне нравятся?».

Работа в группе: распределение обязанностей, выбор произведений для инсценирования и рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в классе.

Урок «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Вот север, тучи…», «Зима»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5046/start/286509/

Урок «С. Есенин «Поёт зима - аукает», «Берёза»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5037/start/286788/

Урок «Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5036/start/183941/

Урок «Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176144?menuReferrer=catalogue

Урок «И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». К.Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4254/start/142020/

Урок «Русская народная сказка «Два Мороза»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4255/start/299994/

Видео «Сказка "Два Мороза"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10820557?menuReferrer=catalogue

Урок « С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5069/start/198994/

Видео «С.В. Михалков "Новогодняя быль"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10423837?menuReferrer=catalogue

Интерактивное задание «Е. Пермяк "Волшебные краски"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/app/276714?menuReferrer=/catalogue

Урок «С. Иванов "Каким бывает снег"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/119094?menuReferrer=catalogue

О братьях наших меньших

69. Жанровое многообразие произведений о животных. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре». И. Пивоварова «Жила-была собака…»

70. Дружба людей и животных – тема литературы. С. В. Михалков «Мой щенок»

71. В. Д. Берестов «Кошкин щенок»

72-73. М. М. Пришвин «Ребята и утята»

74-75. Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

76. Б. С. Житков

«Храбрый утёнок»

77. В. В. Бианки «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная уточка»

78. С. В. Образцов «Дружок»

79. Отражение

образов животных

в фольклоре (русские

народные песни, загадки, сказки).

80. Герои

стихотворных и прозаических произведений о животных. 81. Описание

животных в художественном и научно-познавательном тексте.

82. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).

83. Особенности басни как жанра литературы. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

84. Мораль басни как

нравственный урок

(поучение). Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

85. Л.Н. Толстой «Филиппок».

86. Л.Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже».

87. Знакомство с художниками-иллюстраторами,

анималистами Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.

88. Проверочная работа по теме «О братьях наших меньших»

20

Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки,

В. В. Чаплиной,

С. В. Михалкова,

Б. С. Житкова,

С. В. Образцова,

М. М. Пришвина

и др.). Отражение

образов животных

в фольклоре (русские

народные песни, загадки, сказки). Герои

стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание

животных в художественном и научно-познавательном тексте.

Приёмы раскрытия

автором отношений

людей и животных.

Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни

как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни

(на примере произведений

И. А. Крылова,

Л. Н. Толстого).

Мораль басни как

нравственный урок

(поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами,

анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Например, русская народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др.

Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения, ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?», осознание

идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности, человек должен с заботой относиться к природе.

Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про

себя произведений о животных: русская народная сказка «Белые пёрышки», К. Д. Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна», В. В. Бианки «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная уточка», Е. И. Чарушин «Страшный рассказ», В. В. Вересаев

«Братишка», В. А. Осеева «Почему», В. В. Чаплина «Нюрка», М. М. Пришвин «Журка», «Ребята и утята», Б. С. Житков

«Галка», «Храбрый утёнок», С. В. Образцов «Дружок», Г. Я. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (по выбору, не менее

пяти авторов).

Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам.

Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения.

Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прослушанному (прочитанному) тексту.

Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, составление или дополнение плана по данному началу.

Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.

Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого (произведения по выбору), сравнение формы: прозаическая или стихотворная.

Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали (поучения).

Задания на распознавание отдельных жанров художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки), сравнение произведений писателей на одну тему:

называть понравившееся, объяснять свой выбор (составление высказывания из не менее 4 предложений).

Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев.

Создание небольших историй с героями прочитанных произведений (воображаемая ситуация).

Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: выполнение проверочных заданий, проверка и оценка своей работы по предложенным критериям.

Составление выставки книг писателей на тему о животных, рассказ о своей любимой книге по предложенному алгоритму.

Творческая работа: составление сказки или рассказа с героем животным по аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике.

Поиск в справочной литературе дополнительной информации о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В. Бианки.

Дифференцированная работа в группе: выполнение коллективного проекта «Книжка-самоделка „Животные – герои произведений“», представление его в классе.

Урок «И. Пивоварова "Жила-была собака..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2089514?menuReferrer=catalogue

Видео «Б.В. Заходер «Плачет киска в коридоре», И.М.

Пивоварова «Жила-была собака» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10525727?menuReferrer=catalogue

Урок «В. Берестов «Кошкин щенок». Б. Заходер «Плачет киска» И. Пивоварова» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5022/start/198594/

Урок «М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5033/start/299963/

Видео «М.М. Пришвин «Ребята и утята. Текст произведения в иллюстрациях» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1379140?menuReferrer=catalogue

Урок «Б. Житков «Храбрый утёнок». В.Бианки «Музыкант»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4251/start/286664/

Урок «В. Бианки "Хитрый Лис и умная Уточка"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1465049?menuReferrer=catalogue

Урок «В. Бианки «Сова»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5034/start/286695/

Урок «С.Я Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5040/start/286847/

Урок «Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5068/start/286633/

Урок «И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5030/start/286539/

Урок «Л. Н. Толстой рассказы «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Правда всего дороже», «Филипок»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5031/start/304222/

Видео «Евгений Чарушин - художник-анималист» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2191749?menuReferrer=catalogue

Урок «В гости к природе «О братьях наших меньших»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5023/start/299459/

Звуки

и краски

родной

природы

в разные

времена года

(весна, лето)

89. Тема природы весной и летом в произведениях литературы. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

90. А. Н. Плещеев «Весна»

91. Формирование

эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски весны, лета). В. А. Жуковский «Жаворонок», «Приход весны»

92. Использование средств

выразительности при описании природы:

сравнение и эпитет. (РК)

93. Настроение, которое

создаёт пейзажная лирика (о весне и лете). С. Я. Маршак «Весенняя песенка»

94. Иллюстрация к произведению как

отражение эмоционального отклика на произведение.

95. Отражение тем «Весенняя природа» в картинах художников (пейзаж) и музыкальных произведениях композиторов

96. Отражение тем «Летняя природа» в картинах художников (пейзаж) и музыкальных произведениях композиторов

97. Прозаические произведения о весне. А. П. Чехов «Весной»

98-99. Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (РК)

100. Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений (РК)

101. Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет.

102. Работа с авторскими текстами о лете. Поиск информации (РК)

103. Инсценирование сюжетов, диалогов

104. Сочиняем тексты по теме. Структура текста. Название. Тема. Главная мысль.

105. Составляем текст на заданную тему (не менее 5 предложений)

106. Повторение по теме «Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна, лето)»

18

Тема природы в разные времена года (весна, лето) в произведениях литературы.

Формирование

эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски весны, лета). Использование средств

выразительности при описании природы:

сравнение и эпитет.

Настроение, которое

создаёт пейзажная лирика (о весне и лете). Иллюстрация к произведению как

отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение тем «Весенняя природа», «Летняя природа» в картинах художников (пейзаж):

И. И. Левитана,

В. Д. Поленова,

А. И. Куинджи,

И. И. Шишкина

и музыкальных

произведениях композиторов.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», В. А. Жуковский «Жаворонок», «Приход весны», А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2-3 произведения), выражение своего отношения к пейзажной лирике.

Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы

звуки весеннего леса?».

Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений, упражнение в нахождении

сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, работа со словарём.

Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о весне, доступных для восприятия младшими

школьниками. Например, А. П. Чехов «Весной», Г. А. Скребицкий «Четыре художника. Весна», Н. И. Сладков «Апрельские шутки», И. С. Соколов-Микитов «Весна», контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.

Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода.

Сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора.

Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (1-2 по выбору).

Рассматривание репродукций картин художников А. И. Куинджи, И. И. Левитана и др., составление устного рассказа-

описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений о весенней природе.

Урок «Люблю природу русскую. Весна» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2182499?menuReferrer=catalogue

Урок «Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4261/start/300025/

Урок «Ф.И. Тютчев "Весенние воды"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2118510?menuReferrer=catalogue

Урок «Люблю природу русскую. Стихи Ф. И. Тютчева о весне» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1992596?menuReferrer=catalogue

Урок «А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А.Блок «На лугу». Загадки о весне» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5061/start/300087/

Видео «Весна в картинах художников» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4222193?menuReferrer=/catalogue

Видео «Ранняя весна в картинах русских художников» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8983633?menuReferrer=/catalogue

Урок «Обобщающий урок по теме «Весна»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4263/start/287073/


О наших

близких,

о семье

107. Тема семьи и детства

в творчестве писателей и фольклорных произведениях

108. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

109. Л. Н. Толстой «Лучше всех»

110. В. А. Осеева «Сыновья»

111. А. Л. Барто «Зажигают фонари»

112. Ю. А. Яковлев «Мама»

113. Л. Ф. Воронкова «Катин подарок»

114. Чтение наизусть стихотворений о маме

115. М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

116. А. Н. Плещеев «В бурю

117. Народные колыбельные песни и авторские произведения: схожесть и различие тем, языка (РК)

118. Произведения о Великой Отечественной войне. С. А. Васильев «Белая берёза»

119. Чтение наизусть произведений, посвященных Великой Отечественной войне

13

Тема семьи, детства,

взаимоотношений

взрослых и детей

в творчестве писателей и фольклорных произведениях.

Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание,

уважение и внимание

к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Международный женский день, День Победы – тема художественных произведений.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева «Сыновья», В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев «Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А. Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова «Катин подарок», Ю. И. Коринец «Март» (по выбору).

Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое выборочное чтение.

Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск описания героя, оценка его поступков, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму.

Чтение народных колыбельных песен и авторских произведений, их сравнение. Например, М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н. Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка.

Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности. Подробный пересказ (устно) содержания произведения.

Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения.

Работа с таблицей: сравнение текстов художественных произведений (распознавание жанров) и заполнение таблицы.

Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне: С. В. Михалков «Быль для детей», С. А.Баруздин

«Салют», С. А. Васильев «Белая берёза», Л. А. Кассиль «Сестра», Б. А. Лавренёв «Большое сердце», обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста.

Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений по предложенному алгоритму.

Работа в группах: составление сценария праздников «8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений, исполнение песен, слушание музыки, посвящённой праздникам.

Дифференцированная работа: подготовка сообщения о своих родных – участниках Великой Отечественной войны.

Урок «Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5070/start/187430/

Видео «Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская

«Я маму мою обидел» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7530920?menuReferrer=catalogue

Урок «Лев Толстой "Отец и сыновья"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/361932?menuReferrer=catalogue

Урок «Михаил Юрьевич Лермонтов "Спи, младенец мой

прекрасный..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2585717?menuReferrer=catalogue

Урок «Люблю природу русскую. А. Н. Плещеев «В бурю» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2182521?menuReferrer=catalogue

Урок «С. А. Васильев "Белая берёза"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1270298?menuReferrer=catalogue

Урок «Детские писатели –фронтовики» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1514160?menuReferrer=catalogue

Зарубежная литература

120. Зарубежные писатели-сказочники

121-122. Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Ш.Перро «Кот в сапогах»

123-124. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Братья Гримм «Бременские музыканты»

125. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

126. Х.-К. Андерсен «Огниво»

127. Составление плана художественного произведения

128. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

129. Обобщение информации о писателях-сказочниках

130. Проверочная работа по теме «Зарубежная литература»

11

Литературная (авторская) сказка: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.–К. Андерсен). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей: братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Огниво» (не менее двух произведений по выбору).

Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя.

Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста).

Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения.

Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.

Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок.

Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных частей произведения.

Работа со схемой: обобщение информации о писателях-сказочниках, работа со схемой

Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели».

Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по выставке книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах изучаемой тематики).

Урок «Литература зарубежных стран» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5066/start/144640/

Урок «Ш. Перро «Кот в сапогах»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5067/start/287169/

Урок «Братья Гримм "Бременские музыканты"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/856853?menuReferrer=catalogue

Видео «Г.Х. Андерсен» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9642260?menuReferrer=catalogue

Интерактивное задание «Г. Х. Андерсен "Огниво"» (составьте план пересказа) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material/app/286394?menuReferrer=catalogue

Урок «Обобщение. Литературная (авторская) сказка» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/88981?menuReferrer=catalogue


Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

131. Книга как источник необходимых знаний

132. Экскурсия в библиотеку: тематические картотеки библиотеки

2

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация.

Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом.

Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения и развития.

Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по тематическому каталогу в библиотеке.

Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям.

Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий. Составление списка прочитанных книг. Группировка книг по изученным разделам и темам.

Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений.

Урок «Книга – источник знаний" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5058/start/186792/

Урок «Старинные и современные книги» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6203/start/182393/

Урок «Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал»» ((РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5045/start/198811/

Повторение

133. Промежуточная аттестация.

134. Анализ работы. Любимые писатели

135. Книги – наши друзья

136. Итоговый урок. Рекомендации по летнему чтению

4

Вспоминаем сказки.

Любимые писатели. Книги – наши друзья


Рассказ о своих любимых сказках, книгах по предложенному алгоритму.

Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя.

Урок «Встречи с любыми писателями» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6298/start/287231/

Урок «Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3475/start/286131/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!