Слайд 1.
Реализация требований ФГОС НОО на этапе обучения грамоте и чтению в 1 классе
В этом учебном году мне предстояло приступить к реализации на практике ФГОС НОО в 1 классе. Я отношусь к тому большинству учителей, которому необходимо перестраивать свое мышление исходя из новых задач. И это очень сложно. В первую очередь я решила изучить программу. И как всегда пришла к выводу, что новое – это старое, даже не забытое. Мы все это делаем каждый день на уроках и во внеурочное время. Только надо немного «отойти в тень» и предоставить возможность детям быть «героями» на уроке.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, в данном случае по обучению грамоте.
Слайд 2
ФГОС- 2022 опираются на системно-деятельностный подход
Сделан акцент на развитии метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и метапредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках предмета «Литературное чтение»
Расписан формат работы в рамках предмета «Литературное чтение» для развития этих навыков
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети за определенный период обучения
Отказ от размытых формулировок
Слайд 3.Давайте рассмотрим какие требования сформулированы при реализации системно- деятельного подхода
Личностные результаты – ориентация на формирование системы ценности и мотивов, какие формулировки для этого подойдут: ценности к…, уважительное отношение к…интерес…
По обучению грамоте – это умения оценивать и объяснять простые ситуации со своей позиции и с позиции автора. Типы заданий Вам известны – интерпретация текста,
Высказывания обучающимися своего отношения, Анализ характеров героев
Метапредметные результаты- Три группы универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные и регулятивные. Формулировки результатов подходят под такие действия «находить», «выявлять», «устанавливать», «выбирать»
Познавательные действия – формируемые умения – это развитие у обучающихся читательской грамотности. Типы заданий – поэтапная работа с текстом
Коммуникативные- умение слушать и слышать других. Подготовка устных рассказов.
Регулятивные- это конечно, продуктивное чтение. Типы заданий- Составление плана, самопроверка, поиск новых, сложных слов, прогнозирование ответов
Слайд 4.
Что можно сказать о предметных результатах
Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применении знаний и конкретных умений
Формулируются на основе документов планирования с учётом результатов процедур оценки качества образования
Определяется минимальное содержание заданий, которые будут работать на результат
Усиливают акценты на изучении явлений и процессов современной науки
Слайд 5.
В новых ФГОС чётко определены метапредметные результаты:
В познавательных действиях выделяются:
Базовые логические действия
Примеры конкретизации
выявлять и характеризовать существенные признаки звуков, объектов;
•устанавливать существенный признак классификации (гласные и согласные звуки)
•выявлять причинно-следственные связи и т.д.
базовые исследовательские действия
использовать вопросы по работе с текстом как исследовательский инструмент познания;
Работа с информацией:
•выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Коммуникативные - общение и совместная деятельность
выражать свою точку зрения в устных текстах;
в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды и т.д.
Регулятивные действия
самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других.
Примеры конкретизации
Эмоциональный интеллект:
•выявлять и анализировать причины эмоций;
•ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого и т.д.
Принятие себя и других:
•осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
•принимать себя и других не осуждая и т.д.
Слайд 6,7 распечатать
Слайд 8,9,10,11 всё на слайдах
Слайд 12.
Что общего в данных иллюстрациях? (изображены животные)
Назови их.
Исключите часть этих животных по двум признакам одновременно.
Какой первый признак вы нашли?
Одна часть – это названия птиц, другая – названия насекомых.
Назовите второй признак.
В названиях птиц есть буква У, а в названиях насекомых нет ( картинки с насекомыми убираются), остаются гусь и кукушка
Появляются картинки во втором столбике. А что обозначают данные картины? Пищу, которую едят эти птицы. Но порядок перепутан.
Исходя из этого сформулируйте своё задание к данным словам.
Ученик: Надо составить пары слов. Первое слово пары должно обозначать название птицы. Второе – название любимой пищи этой птицы.
Используются все УУД.
Слайд 13. ВЫВОДЫ
Согласно новым ФГОС, педагог должен ориентироваться на результат и открывать учебник не с вопросом «сколько времени и заданий на урок?», а «какие задания выбрать, чтобы получить результат?»
Если кратко охарактеризовать изменения в деятельности педагога, то можно сказать, что это переход от «педагога процесса» к «педагогу результата». То есть, согласно новым ФГОС, педагог должен ориентироваться на результат и открывать учебник не с вопросом «сколько времени и заданий на урок?», а «какие задания выбрать, чтобы получить результат?»