Просмотр содержимого документа
«Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «иван-царевич и серый волк»»
Урок 7. Фантастические события и волшебные предметы
в русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк»
(учебник, с. 28–32; рабочая тетрадь, с. 21)
Тип урока: решение частных задач |
Педагогическая задача: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки; обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной мысли произведения, делению текста на части, составлению простого плана, подробному пересказыванию текста сказки, работе с репродукцией картины, выявлению основных объектов, видению содержательных линий картины, созданию своего собственного текста, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать (предугадать) произведение по обложке книги) |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности – эпитеты, синонимы, сравнения, метафоры, антонимы (с помощью учителя), осмысливать их значение; инсценировать сказку | Метапредметные: познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с помощью учителя или самостоятельно); подготавливают подробный пересказ содержания сказки; находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения; регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития; коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности | Личностные: осознают пользу книг и значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Образовательные ресурсы: выставка книг и детских иллюстраций к сказке, репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | – Добрый день, ребята! Проверьте готовность рабочего места. Рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь! | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя | Организуют рабочее место |
II. Проверка домашнего задания | Проверяет выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Читают текст сказки | Принимают учебную задачу |
III. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания | – Закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир. О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится... – Сказки… Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно. Прочитайте слова, написанные на доске: Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок! | Внимательно слушают. | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
– Как вы их понимаете? | Сказки чему-нибудь учат: добру, любви, смелости, честности |
IV. Постановка цели урока | – Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете. | – «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». | Формулируют ответы на поставленные |
| – А почему они называются волшебными? – Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой. – Откройте учебники и прочитайте название сказки | – Потому что в них происходят волшебные превра-щения, есть волшебные предметы. Читают название сказки | учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение текста сказки учащимися. 2. Беседа по содержанию прочитанного | – Понравилась вам сказка? – Почему братья караулили сад с золотыми яблоками? – Кто воровал яблоки? – Как Иван повстречался с волком? – Что предложил ему волк? – Какой наказ дал волк Ивану? Послушался его Иван? – Что из этого получилось? – Куда отправились Иван с волком дальше? – Что ждало их в царстве Кусмана? – Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? – Куда они отправились дальше? – Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк? – Украл ли волк Елену Прекрасную? – Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу? – Что задумали братья? – Как опять волк помог Ивану? – Как заканчивается сказка? | Слушают хорошо чита-ющих учеников. Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
| – Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка? – Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу? – Почему вы решили, что волк добрый? – А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог? Вывод. Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. Физкультминутка Это – правая рука, Стало всё наоборот. Это – левая рука. Слева – шумная дубрава, Справа – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Слева – быстрая река… Неужели стала правой Обернулись мы, и вот Моя левая рука? | – Злого. – Иван нуждался в помощи. – Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен. Выполняют движения физкультминутки согласно тексту | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Продолжение работы над темой. 1. Работа по картине В. Васнецова. | – Откройте учебник на странице 51 и рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». – Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи с использованием устаревших слов. – Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ. – Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты. – Какой момент изобразил художник? – Какое настроение передаёт эта картина? – Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите? – Подберите слова (глаголы), которые передают движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет. – Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде. – Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете | Выполняют задания. Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал). Отвечают на вопросы. Вариант описательного рассказа по картине (см. ресурсный материал). | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Работа в тетради на печатной основе | Предлагает выполнить задание в рабочей тетради на с. 21 (разделить сказку на части). – Ответьте на вопрос: «Почему мне нравится картина В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»?» Вам помогут ответить слова и выражения из «словарной коробочки»: • волшебный мир сказки; • цветущие кусты; • художник изобразил; • верный друг – Серый Волк; • темный, угрюмый лес; • надежда на спасение. – Составьте небольшой текст. Предлагает прочитать составленный текст | Самостоятельно работают в тетрадях. 2–3 ученика читают вслух (см. ресурсный материал) | Владеют навыками самостоятельной работы, составления текста. Осуществляют логичес-кие действия |
VII. Итог урока. Рефлексия | Читает стихотворение: Нет, русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер-самолет. Нет, не праздные люди те сказки слагали, А провидцы, в чьих замыслах правда живет. – Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? – Какой урок вы получили из этой сказки? – А вы кому-то помогли на уроке и как? – Ответьте. Сегодня на уроке: • я узнал… • я научился… • мне понравилось… | Внимательно слушают. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Владеют навыками самоанализа |
VIII. Домашнее задание | Предлагает разноуровневые задания: 1. Составить план сказки. 2. Составить викторину по сказке | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ
Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.
В его воображении возникали сказочные образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие.
«Я только Русью жил», – говорил художник.
ВАРИАНТ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.
Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.
Цветущая ветка вишни на переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеяться.
ВАРИАНТ ТЕКСТА
Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.
Верный друг – Серый Волк – стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.