Факультативный курс по математике 8 класс «Математика для каждого», 34часа
Пояснительная записка
Основной целью программы является: развитие и закрепление интереса к математике, подготовка к ОГЭ.
Основные задачи:
подготовка к олимпиадам различного уровня;
формирование логического мышления, посредством решения задач;
возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся;
Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
Научить строить графики и читать их.
Научить различным приемам решения текстовых задач.
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:
кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.
Формы проведения занятий:
тестирование;
практикум по решению задач;
решение задач, повышенной трудности;
доклады учащихся;
игровые занятия;
практические занятия;
работа с научно - популярной литературой.
Ожидаемые результаты программы
При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность учащихся на занятиях кружка, активное участие учащихся в процессе занятий, их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и учащихся являются условиями успешности проведения занятий.
Результатом деятельности учащихся на занятиях кружка является успешное участие в муниципальных олимпиадах, всероссийских конкурсах по математике, высокие результаты ОГЭ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного материала
1. Алгебраические выражения (5ч)
Преобразование выражений с помощью ФСУ. Разложение на множители. Доказательство тождеств. Решение уравнений.
2.Функции(3ч)
Линейная функция. Кусочная функция.
3. Рациональные дроби (10ч)
Допустимые значения переменной. Сокращение дробей. Построение графиков функций. Сложение и вычитание рациональных дробей. Доказательство утверждений. Доказательство тождеств. Умножение и деление рациональных дробей. Преобразование рациональных выражений.
4.Четырехугольники(5ч)
Прямоугольник. Квадрат. Параллелограмм. Ромб. Трапеция
5.Рациональные уравнения(4ч)
Решение рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений
6.Квадратный корень(2ч)
Преобразование выражений, содержащих квадратный корень. Доказательство тождеств
7.Квадратные уравнения(3ч)
Решение уравнений с параметром. Решение текстовых задач, с помощью квадратных уравнений.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
1. | Преобразование выражений с помощью ФСУ |
2. | Разложение на множители: вынесение общего множителя |
3. | Разложение на множители: метод группировки |
4. | Доказательство тождеств. |
5. | Решение уравнений. |
6. | Линейная функция |
7. | Кусочная функция. |
8. | Построение графиков функций |
9. | Допустимые значения переменной. |
10. | Сокращение дробей. |
11. | Построение графиков функций. |
12. | Сложение и вычитание рациональных дробей. |
13. | Доказательство утверждений. |
14. | Доказательство утверждений. |
15. | Доказательство тождеств. |
16. | Умножение и деление рациональных дробей. |
17. | Преобразование рациональных выражений. |
18. | Преобразование рациональных выражений. |
19. | Прямоугольник. |
20. | Квадрат. |
21. | Параллелограмм. |
22. | Ромб. |
23. | Трапеция |
24. | Решение рациональных уравнений. |
25. | Решение рациональных уравнений. |
26. | Решение задач с помощью рациональных уравнений |
27. | Решение задач с помощью рациональных уравнений |
28. | Преобразование выражений, содержащих квадратный корень. |
29. | Доказательство тождеств |
30. | Решение уравнений с параметром. |
31. | Решение текстовых задач, с помощью квадратных уравнений |
32. | Решение текстовых задач, с помощью квадратных уравнений |
33. | Промежуточная аттестация |
34. | Анализ и коррекция знаний |