Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Иркутск
Согласовано Утверждаю
заместитель директора по УВР
приказом директора МБОУ «СОШ № 6»
Шулепова Т.В. от_________________№__________
Рябчевская М.А.____________________
Рабочая программа факультатива
«Исторический портрет на фоне эпохи».
(10 класс)-34 часа
Составитель программы:
Малютина Л.Ю. учитель истории и обществознания
Иркутск 2022
Факультатив «Исторический портрет на фоне эпохи» рассчитан на 34 ч. и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XXI века.
Средняя общеобразовательная школа должна отличаться более высоким уровнем осмысления хода российской истории, углублением сложившихся ранее представлений всесторонней картины развития России, что невозможно без изучения исторических личностей, непосредственно влиявших на происходящее.
История никогда не была безликой. Связь отдельной эпохи с конкретным человеком, его судьбой была, есть и будет всегда. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Личности в истории всегда играют огромную роль.
Цель курса «Исторический портрет на фоне эпохи» - расширение, углубление знаний учащихся о роли личности в истории, развитие исторического мышления школьников на базе материала курса.
Задачи курса.
Развивать интерес к историческим закономерностям.
Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории.
Формирование у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности.
Развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
Способствовать формированию личностных качеств учащихся на основе биографических, научных фактов, гуманистических ценностей.
Актуальность курса.
Современное общество нуждается в гражданах с активной жизненной позицией, инициативных, самостоятельных. Пример исторических деятелей поможет сформировать необходимые качества. Процесс воспитания подрастающего поколения невозможен без обращения к историческим корням своего прошлого и реалиям настоящего. Воспитание патриотизма, гордости за свое Отечество, за её прошлые и настоящие заслуги перед человечеством является краеугольным камнем педагогической работы современной школы.
Обоснование.
Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценка их деятельности и личных качеств нередко страдает односторонностью. При сложившейся ситуации с преподаванием истории часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.
1.Планируемые результаты :
Предметные :
исторические личности, результаты их деятельности,
даты основных событий,
термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
результаты и итоги событий X - XXI веков;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
изученные виды исторических источников.
Личностные
сравнивать исторические явления и события;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
уметь дискутировать;
вести самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, проводить ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
анализировать исторический источник;
самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
представлять полученные результаты в виде выступлений на семинарах, написании эссе, составлении презентаций, участия в семинарах, дискуссиях, деловых играх;
Метапредметные
высказывать собственных суждений об историческом наследии народов России;
использовать знания об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Выпускник научится понимать различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
демонстрировать умение вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
определять место и время создания исторических документов;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др. характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;
приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;
проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;
использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России X - XX в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение (1 час). Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Алгоритм оценки деятельности личности
2. Роль личности в истории. (1 час) Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.
Раздел I. Великие Рюриковичи (8 часов)
Киевская Русь Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства. Олег Вещий. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. «Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха». Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель». Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Дмитрий Иванович Донской.
Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
Круглый стол «Первые русские князья»(1час)
Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная... (5часов).
Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания Московского государства. Иван III. Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана». Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I. К.Минин и Дм. Пожарский Алексей Михайлович Тишайший - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
Конференция «Человек и общество»1 час
Раздел III. Императорская Россия (7часов)
Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук. Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоановны. Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести». Елизавета Петровна и Петр III. «Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской». Екатерина II. «Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных». Ф Ушаков. Ранние годы Русско-турецкая война 1787—1791 гг. Награды Память об адмирале Ушакове
А. Суворов Происхождение. Юность Суворова Начало военной карьеры Русско-турецкая война Военная карьера при Павле I.
Семинар « История в лицах» 1 час.
Раздел IV. Россия в XIX веке (7часов).
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин). Михаил Кутузов. Михаил Сперанский Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева иЕ. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I-умный и расчетливый политик. Александр II. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
Александр III и Контрреформы Александра III.
Семинар « Человек в истории» 1 час.
Раздел V.Лидеры ХХ-ХХI вв. Ленин.В.И. Сталин И.В., Хрущев Н.С.Брежнев ,Л.И, Горбачев, М.С .Ельцин Б.Н. Путин В.В 2-час.
3.Тематический планирование
Введение (1 час).
Роль личности в истории. (1 час)
Раздел I. Великие Рюриковичи (8 часов)
Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная... (5часов).
Раздел III. Императорская Россия (7часов)
Раздел IV. Россия в XIX веке (7часов).
Раздел V.Лидеры ХХ-ХХI вв. Ленин.В.И. Сталин И.В., Хрущев Н.С.Брежнев , Л.И, Горбачев, М.С .Ельцин Б.Н. Путин В.В( 5-час).
Календарно-тематическое планирование
| Количество часов | Форма проведения занятий | Формы контроля | Дата |
Тео рия | Прак тика |
1 | Введение. Предмет и задачи курса | 1 | | Лекция с элементом беседы | | |
2 | Роль личности истории | 1 | | Лекция с элементом дискуссии | Написание эссе | |
| Раздел I.Великие Рюриковичи |
3 | Олег Вещий | | 1 | Практическое занятие | Составление таблицы, презентации | |
4 | Ольга Святая | | 1 | Работа в группах с документами | Составление таблицы, презентации | |
5 | Святослав | | 1 | Практикум | Составление таблицы, презентации | |
6 | Ярослав Мудрый | | 1 | Работа с источником | Составление таблицы, презентации | |
7 | Владимир Мономах | 1 | | Лекция | Составление таблицы, презентации | |
8 | Юрий Долгорукий | 1 | | Лекция с элементом дискуссии | Составление таблицы, презентации | |
9 | Александр Невский | | 1 | Проблемное изложение | Составление таблицы, проблемные задания | |
10 | Дмитрий Донской | | 1 | Проблемное изложение | Составление таблицы, проблемные задания | |
11 | Круглый стол «Первые русские князья» | | 1 | Круглый стол | Участие в работе круглого стола, написание эссе | |
| Раздел II. Русь неделимая, единая, долговечная… |
12 | Иван III | 1 | | Лекция с элементом дискуссии | Составление таблицы, презентации | |
13 | Иван Грозный | | 1 | Проблемное изложение | Составление таблицы, презентации | |
14 | Борис Годунов | | 1 | дискуссия | Составление таблицы, презентации | |
15 | Минин и Пожарский | | 1 | Работа в группах | Составление таблицы, презентации | |
16 | Алексей Михайлович Тишайший | | 1 | практикум | Составление таблицы, презентации | |
17 | Конференция «Человек и общество» | | 1 | | Участие в работе конференции, презентации исторических портретов | |
| Раздел III. Императорская Россия |
18 | Пётр I | | 1 | диспут | Составление таблицы, презентации | |
19 | Екатерина I | 1 | | Лекция с элементом беседы | Составление таблицы, презентации | |
20 | Анна Иоанновна | | 1 | Ролевая игра | Составление таблицы, презентации | |
21 | Елизавета Петровна | 1 | | Лекция с проблемным изложением | Составление таблицы, презентации | |
22 | Екатерина II | | 1 | дискуссия | Составление таблицы, презентации | |
23 | Ф Ушаков | | 1 | Работа с источниками | Составление таблицы, презентации | |
24 | А. Суворов | | 1 | Работа с источниками | Составление таблицы, презентации | |
25 | Семинар «История в лицах» | | 1 | семинар | Выступление на семинаре | |
| Раздел IV. Россия в XIX веке |
26 | Александр I Благословенный | | 1 | Самостоятельная работа с источником | Составление таблицы, презентации | |
27 | Михаил Кутузов | | 1 | Работа в группах | Составление таблицы презентации | |
28 | Михаил Сперанский | 1 | | Лекция с проблемным изложением | Составление таблицы, презентации | |
29 | Николай I | 1 | | Лекция с элементом дискуссии | Составление таблицы, презентации | |
30 | Александр II Освободитель | | 1 | практикум | Составление таблицы, презентации | |
31 | С, Ю. Витте Граф «Полусахалинский | | 1 | Самостоятельная работа с источниками | Составление таблицы, презентации | |
32 | А. Горчаков Бархатный канцлер | | 1 | Работа в группах с документами | Составление таблицы, презентации | |
33 | Александр III | 1 | | Лекция с проблемным изложением | Составление таблицы, презентации | |
34 | Семинар Лидеры 20-21века » | | 2 | семинар | Выступление на семинаре ,эссе | |
Итого: 34 ч. |
Литература для учителя
Жуков Г.К.Воспоминания и размышления. –М.;1979
Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. – М.;Эксмо,2003.
Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
Костомаров Н.Н .Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей в 4-ж томах. – М, «РИПОЛ КЛАССИК»,2001
Колосков, А. Г., Гевуркова Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М: Просвещение, 1996.
Ляшенко Л .М. История России XIX век. Дидактические материалы –М, Дрофа;2000
Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
Энциклопедия для детей. Т. 5, История России и её ближайших соседей; ч.1 От древних славян до Петра Великого; ч.2От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ; ч. 3. История России. 20 век. - М.: Аванта+, 1996.
Литература для учащихся
Голубева Т. С. Царские династии –М; «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001
Занимательные истории по русской истории в 3-х книгах. /Автор –составитель Л.Б. Яковер –М.;ТЦ «Сфера», 2000
Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., 1991
Соловьев В.М.История России для детей и взрослых. –М; Белый город, 2003
Энциклопедия для детей. Т. 5, История России и её ближайших соседей; ч.1 От древних славян до Петра Великого; ч.2От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ; ч. 3. История России. 20 век. - М.: Аванта+, 1996.
Электронные пособия по истории
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
История. Нестандартные уроки 7-8 классы. Издательско-торговый дом Корифей
История. Нестандартные уроки 9 класс. Издательско-торговый дом Корифей)
История России XXвек Компьютерный (мультимедиа) учебник.
Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия».
Электронное приложение к учебнику ИсторияРоссии.1945-2000г.:11 класс
Кабинет истории оборудован мультимедийным проектором, компьютером, Интернет, полностью отвечает современным требованиям.