СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по музыке в 7 классе "Современная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по музыке составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю, всего 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по музыке в 7 классе "Современная музыка"»

ТМКОУ «Хатангская средняя школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 8 «А» КЛАССА.

Стуровой Елены Владимировны, учителя музыки

«Современная музыка»

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по музыке составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю, всего 34 часа.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие «музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

По предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 16 ч.

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.  Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.  Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»  18 ч.

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой  предшествующих поколений.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



8 «А» класс. Тематическое планирование факультатива по музыке «Современная музыка»



Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к

Уровню подготовки

Вид контроля

Дата

1

Жанровое многообразие музыки

1

вводный

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь: приводить примеры
различных музыкальных жанров; проводить интонационно-образный анализ  музыки

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.

03.09

2

Песня - самый демократичный жанр музыкального искусства

1

Комбини

рованный

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма

Знать:- понятия: куплетная
форма, строение песни;- виды исполнения песен с аккомпанементом, а капелла)-  исполнительский состав  (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбли)

Устный опрос. Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?» Хоровое пение

10.09

3

Особенности песенной музыки

1

Комбини

рованный

Трансформация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Знать понятия: опера, ария, вокализ, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка. Уметь объяснять термины: простая и сложная, народная и профессиональная музыка.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыкальных фрагментов. Хоровое пение

17.09

4

Многообразие жанров народного песенного искусства

1

Комбини

рованный

Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольклор и др.  Особенности музыкального языка и инструментария

Знать:- многообразие песенных жанров разных народов (в рамках изучения программного материала);-особенности музыкального языка, инструментария.

Устный опрос. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка, фольклорных произведений разных жанров

24.09

5

Духовное и светское песенное искусство

1

Комбини

рованный

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох

Знать:- особенности духовной и светской песни; понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса.

Устный опрос. Выявление особенностей православного и католического церковного пения.

01.10

6

Песня вчера, сегодня, завтра

1

Закрепление полученных знаний

Особенности современной песенной    культуры и вокального исполнительства

Знать жанры современной песенной культуры

Самостоятельная поисковая работа.


08.10

7

Танец сквозь века

1

Комбини

рованный

Значение танца в жизни человека.

Знать жанровое многообразие танцевальной музыки, особенности музыкального языка танцевальной музыки. Уметь определять особенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию.

Устный опрос.


15.10

8

Танцевальная музыка прошлого и настоящего

1

Комбини

рованный

Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные). Особенности музыкального языка танцевальной музыки прошлого и настоящего и древних игр.

Выявление средств музыкальной выразительности разных танцев. Слушание музыки

22.10

9

Развитие танцевальной музыки

1

Комбини

рованный

Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке

Уметь приводить примеры различных танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке (сюиты, симфонии, оперы, балеты и др.)

Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки. Самостоятельная поисковая работа

29.10

10

Танец, его значение в жизни человека

1

Комбинированный. Закрепление полученных знаний

Значение танцевальной музыки в драматургии современных зрелищных представлений и праздников

Знать значение танцевальной музыки в современном искусстве

Устный опрос. Разработка плана концерта с включением танцевальной музыки

12.11

11

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

1

Комбини

рованный

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки.

Знать:- особенности марше-вой музыки;- жанры маршей. Уметь приводить примеры различных жанров маршей

Устный опрос. Выявление особенностей маршевой музыки. Слушание музыки.

19.11

12

-14

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры

1

Комбини

рованный

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры.

Уметь:- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; проводить интонационно-образный анализ музыки

Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки

26.11

03.12

10.12

15

Марш, его значение в жизни человека

1

Комбинированный. Закрепление полученных знаний

Роль маршевой музыки и организации и проведении современных массовых представлений

Знать значение маршевой музыки в современном искусстве

Устный опрос. Разработка плана военного парада, спортивного праздника, концерта с включением маршевой музыки

17.12

16

Жанровое многообразие музыки

1

Повторение

и обобщение

полученных

знаний

«Три музыкальных кита» и их эволюция развития в истории музыкальной культуры

Знать особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки, их жанровое многообразие. Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных жанров.

Слушание музыки. Музыкальная викторина. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

24.12

17

Музыкальный стиль.

1

вводный

Понятие музыкальный стиль. «Стиль - это человек». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, творчеству отдельных композиторов и исполнителей

Знать понятия: музыкальный стиль, разновидности стилей. Уметь приводить примеры

Устный опрос. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.


14.01

18

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства

1

Комбини

рованный

Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино)

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Уметь приводить примеры

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

21.01

19

Барокко

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характерные признаки музыкального барокко, его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Великие представители стиля барокко – И.С.Бах, Г.ф.Гендель.

Знать характерные признаки музыкального стиля барокко; понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория. Уметь называть композиторов – представителей этого стиля.

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

28.01

20

Классицизм

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характерные признаки музыкального классицизма (1750-1830). Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, К.Глюк, М.Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой,  ИЗО.

Уметь называть композиторов – представителей этого стиля.

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

04.02

21

Романтизм

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характерные признаки музыкального романтизма (19в). Творчество Л. Бетховена – Р.Шуман связь двух музыкальных эпох (классической и романтической). Композиторы романтики – Г.Берлиоз, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, Э.Григ, И.Штраус,  П.Чайковский. Композиторы «Могучей кучки»

Знать характерные признаки музыкального стиля романтизм, понятие музыкальная драматургия. Уметь называть представителей романтизма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов и их произведения. Характеризовать художественные особенности, выразительные средства музыкальных произведений

Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

11.02

22

Реализм

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характерные признаки музыкального реализма. Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. «Правда жизни». Великие «реалисты» - Д.Верди, Р.Вагнер, М.Мусоргский. Взаимосвязь музыки с литературой и живописью

Знать характерные признаки музыкального стиля реализм. Уметь называть представителей реализма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов и их произведения. Анализировать музыкальные произведения реалистов.

Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

18.02

23

Импрессионизм

1

Расширение и углубление знаний.

Характерные признаки музыкального импрессионизма. Влияние живописи на музыку. Новый музыкальный язык (гармонии, аккорды, регтайм) Программная музыка. Представители импрессионизма – К.Дебюсси, М.Равель.

Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм. Понятия регтайм, программная музыка. Уметь называть композиторов – представителей этого стиля.

Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

25.02

24

Неоклассицизм и классический авангардизм.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характерные признаки неоклассицизма и авангардизма. Додекафония. Алеаторика. Сонорика. Новая венская школа: А.Шенберг, А.Берг, А.Веберн, Д.Кейдж, А.Шнитке, Э.Денисов. Неоклассика в творчестве Ф.Бузони, И.Стравинского

Знать характерные признаки музыкальных стилей неоклассицизм и авангардизм, понятия додекафония, алеаторика, сонорика. Уметь называть полные имена композиторов этих стилей.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

04.03

25

Джаз.

1

Расширение и углубление знаний.

Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки. Основные жанры: блюз, спиричуэл. Композиторы – Л.Амстронг, Д.Эллингтон, Л.Утесов, А.Козлов, Г.Ландсберг, Н.Минх.

Знать характерные признаки и историю развития джазовой музыки, понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг, состав джазового оркестра. Уметь называть композиторов и исполнителей джазовой музыки.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

11.03

26

Рок-н-ролл.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Рок-н-ролл – первое большое направление в рок-музыке. Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Э.Пресли. Развитие рок-н ролла – появление биг-бита. Группа «Битлз»

Знать характерные признаки рок-н-ролла. Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

18.03

27

Кантри. Фолк-рок.

1

Расширение и углубление знаний.

Кантри – песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США. Фолк-рок – жанр рок-музыки, выросший из кантри и блюза. Характерные признаки кантри и фолк-рока, этнической музыки. Состав инструментария. Представители – Б.Дилан, Ж.Бичевская, группа «Иван Купала», «Песняры».

Знать характерные признаки кантри, фолкрока, этнической музыки. Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

01.04

28

Арт-рок.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Арт-рок – «художественный рок», «симфорок». Характерные признаки арт-рока. Рок-опера. Состав инструментария. Представители музыканты – «Битлз», А.Журбин,  А.Рыбников, Э.Уэббер.

Знать характерные признаки арт-рока. Уметь называть музыкантов этого стиля, приводить примеры

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

08.04

29

Хард-рок.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Хард-рок – тяжелый рок. Характерные признаки хард-рока и хэви-металл. Состав инструментария Манера исполнения. Зрелищные концерты. Самые замкнутые стили рока. Представители – группы «Лед Зеппелен», «ДипПепл», «Черный кофе», «Ария», «Круиз».

Знать характерные признаки хард-рока и хэви-металл. Уметь называть представителе этого стиля.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

15.04

30

Рэп. Эстрада.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Рэп – ритмизированный речитатив, или проговаривание текстов песен – массовая развлекательная музыка. Характерные признаки поп-музыки. Представители  поп-музыки – группа «АББА»

Знать характерные признаки рэпа и поп-музыки. Уметь называть представителей этих направлений.

Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей.

22.04

31

Авторская песня.

1

Расширение и углубление знаний.

История возникновения и развития авторской песни. Ваганты и барды. Авторская песня в России. Характерные признаки авторской песни. Известные барды – Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, С.Никитин, Ю.Ким, А.Розенбаум. Грушинский фестиваль

Знать историю возникновения и развития авторской песни, ее характерные признаки. Уметь называть имена авторов-исполнителей

Выявление характерных признаков авторской песни.

29.04

32

Стилизация и полистилистика

1

Расширение и углубление знаний.

Стилизация и полистилистика в музыке 20-21 века, как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стилизация и полистилистика в творчестве в Р.Щедрина, С. Прокофьева,  А.Шнитке и др.



Знать понятия: стилизация, полистилистика. Уметь называть композиторов, работающих в этих направлениях.

Устный опрос. Слушание музыки. Выявление характерных черт музыкального языка.

06.05

33

Музыкальный ринг

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Музыкальный ринг.

Музыкальный стиль. Жанровые, интонационно-образные особенности стилей, их языка, манеры исполнения. Стилизация и полистилистика

Знать особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей. Уметь называть представителей этих направлений.

Музыкальный ринг

13.05

34

Традиции и новаторство в музыке

1

Обобщение, повторение и систематизация знаний и умений.

Жанровое многообразие музыки. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее.

Знать понятия, полученные за курс обучения по музыке. Уметь приводить музыкальные примеры, выявлять особенности музыкального языка, применять навыки пластического и вокального интонирования.

Устный опрос. Слушание музыки. Свободная беседа.

20.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!