Рабочая программа
Факультативного курса
по предмету «Информатика»
для обучающихся 8 класса
учитель информатики и ИКТ |
Т.А. Сырбу |
Д. Шумаки
2018 г.
Пояснительная записка
Курс факультатива отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Учащиеся могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д.
Тематика курса предопределяет превалирование в его содержании практических занятий, проектной деятельности. На это ориентируют методика обучения и предлагаемые формы и средства контроля уровня достижения образовательных результатов при выполнении тестов и практических работ, выставки практических работ обучающихся.
Так как этот курс могут выбрать школьники с разным уровнем подготовки по информатике и разными интересами к тем или иным направлениям использования компьютерной графики, то во время изучения курса дифференцируется его содержание и планируемые образовательные результаты, соответственно осуществляется подбор содержания учебных проектов, соотнося их с интересами школьников; включает оптимальное соотношение лекционных и практических занятий в курсе, ориентируясь на увеличение объема практической деятельности.
Для сферы использования информационных технологий характерна проектная деятельность. Поэтому в данном факультативном курсе широко используется метод учебных проектов, что внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов.
Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов реализовано в данном курсе по информатике на разных уровнях.
Первый — проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации; поиска, выдвижения гипотез; их обоснования и проверки, а также оценки полученных результатов.
Второй — выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель может расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащихся, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам.
Третий — самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.
Цели курса:
Формирование интеллектуальных умений в области компьютерной графики и анимации, обработки видео- и звуковой информации:
Познакомить с основными базовыми понятиями и терминами компьютерной графики, анимации, видеомонтажа и компьютерного звука;
Углубить знания о представлении текстовой, графической, звуковой и видеоинформации;
Познакомить с основными принципами создания изображений и построения композиций.
Формирование практических умений в области компьютерной графики и анимации, обработки видео- и звуковой информации:
усовершенствовать навыки работы с графическим редактором Paint;
научить работать с текстовыми эффектами, текстурами, имитировать природные явления в изображении;
научить оформлять рамки изображений;
сформировать навыки работы с фильтрами для создания трехмерных преобразований;
сформировать умения работы с цветом изображения;
Сформировать навыки по созданию, обработке и монтажу клипов и фильмов;
Сформировать навыки работы со звуковыми файлами различных форматов, обработке, конвертации и монтажу звуковых файлов.
Формирование умений и навыков проектной деятельности:
умения планировать деятельность;
умения описать деятельность по достижению цели;
умения анализа полученного результата;
умения корректирования деятельности.
Формы контроля:
Основной целью курса является формирование интереса к изучению компьютерной графики, анимации, обработке видео- и звуковой информации, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся через создание проектов с использованием компьютерной графики и анимации, обработки видео- и звуковой информации.
Программа курса построена по модульному принципу. Все содержание программы разбито на 4 основных модулей. Каждый модуль содержит логически связанный учебный материал (теоретический материал, практические задания, задания для самостоятельной работы – выполнение индивидуального или группового проекта), который носит законченный характер. На последнем занятии каждого модуля проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Тематическое и поурочное планирование и структура каждого модуля осуществляет принцип от простого к сложному: изучение всех последующих тем обеспечено предыдущими темами или знаниями, полученными в базовом курсе информатики.
В 2018-2019 учебном году планируется провести 35 занятий (1занятие, 35 недель).
Планируемые результаты курса
После изучения курса обучающиеся должны:
Знать:
что такое графический редактор;
основные возможности графического редактора Microsoft Paint.
отличия векторной графики от растровой;
что такое цвет, спектр, цвета, атрибуты цвета;
правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений;
интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
функции инструментальных палитр;
какие операции можно выполнять с фрагментами изображений;
виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического изображения;
что такое анимация;
что такое дизайн, композиция изображения; что относится к художественным критериям изображения;
как представляется видеоинформация в ЭВМ;
основные функции и режимы работы программы Windows Киностудия;
как представляется звуковая информация в ЭВМ, что такое глубина кодирования и частота дискретизации.
Уметь:
пользоваться дополнительными возможностями графического редактора Microsoft Paint для создания и редактирования изображения;
пользоваться онлайн сервисом Prezi.com;
запускать графический редактор и пользоваться его инструментами и режимами работы для создания и редактирования изображения;
настраивать, создавать и использовать кисти;
создавать контуры изображения и маски;
выполнять коррекцию фотоизображений и их художественную обработку; выполнять фотомонтаж;
работать со слоями и фильтрами;
воспроизводить цвет на экране монитора, принтере, сканере; настраивать цветовой баланс для монитора;
создавать анимированные изображения;
анализировать графические изображения; определять цветовые схемы для изображений;
уметь пользоваться основными инструментами и режимами работы программы Windows Movie Maker для создания и монтажа фильмов и клипов;
уметь вставлять в фильм звуковые файлы, пользоваться звуковыми эффектами.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. Средства и технологии создания, обработки и представления мультимедийной информации знакомит учащихся с понятием мультимедиа-технологии. Учащиеся изучают технология представления мультимедиа, знакомятся с программами для создания презентаций. Учащиеся выполняют проект в форме презентации. (11 часов)
Раздел 2. Создание онлайн-презентаций на сервисе «Prezi.com» знакомит учащихся с созданием нелинейных презентаций, с помощью онлайн сервиса Prezi.com. Учащиеся познакомятся с интерфейсом программы, создадут презентацию с помощью онлайн сервиса, выполнят творческий проект. (6 часов)
Раздел 3. Цифровая обработка в редакторе Paint знакомит учащихся с принципами и методами цифровой обработки изображений с помощью графического редактора. Учащиеся выполняют проект в форме открытки (7 часов)
Рездел 4. Возможности редактора фильмов и клипов WINDOWS Movie Maker предлагают учащимся создать свой видео клип. (11 часов)
Тематическое планирование в 8 классе
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Средства и технологии создания, обработки и представления мультимедийной информации. | 11 |
2 | Создание онлайн-презентаций на сервисе «Prezi.com» | 6 |
3 | Цифровая обработка в редакторе Paint | 7 |
4 | Возможности редактора фильмов и клипов WINDOWS Movie Maker | 11 |
Реализация национальных, региональных и культурных особенностей (НРЭО)
НРЭО обеспечивают изучение национальных традиций Челябинской области, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей в 8 классе
№ урока | Тема урока | Содержание НРЭО |
6 | Структура презентации | Достопремечательности г. Коркино |
9 | Выполнение творческого проекта | Красоты Южного Урала |
14 | Выполнение творческого проекта | История родного города Коркино |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебник по информатике для 7,8 класса, Угринович Н.Д.-М.2015
Столяров А.М.,Столярова Е.С. Уроки по видеомонтажу Издательство: НТ ПРЕСС ООО МОСКВА, 2008г.
Создание он-лайн презентаций на сервисе Prezi.com: Методическое пособие. Автор-составитель: Ю.В. Кузнецова, начальник сектора методического сопровождения отдела подготовки кадров – М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 43 с. с ил.
Медиаресурсы
http://www.svcd.ru
http://comp-science.narod.ru/
http://www.infoznaika.ru/
http://www.computer-museum.ru/index.php
http://informatika.na.by/
http://informatikaplus.narod.ru/
http://prezi.com