СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Химия и жизнь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень часто химия далека от повседневной жизни и у учеников постоянно возникает вопрос- а зачем нам это учить? Нам это в жизни не пригодится. При изучении этого факультатива ребята увидят прямую связь химии и жизни. В курсе много практических работ, которые будут интересны ученикам

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Химия и жизнь"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 3

Маслянинского района Новосибирской области



ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «____» августа 201 года № ___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «______» августа 201 года





Рабочая программа

Факультативного курса по химии для 10класса

«Химия и жизнь»

Срок освоения: 1 год








Составитель:

Гераськина Е.А.,

учитель химии











2018





Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

  2. Формирование универсальных учебных действий

  3. (личностные и метапредметные результаты)

  4. В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

  5. Личностные результаты

  6. У выпускника будут сформированы:

  7. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  8. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  9. учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  10. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  11. способность к оценке своей учебной деятельности;

  12. основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  13. ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  14. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  15. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  16. установка на здоровый образ жизни;

  17. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  18. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  19. Выпускник получит возможность для формирования:

  20. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  21. выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  22. устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  23. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  24. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  25. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  26. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  27. установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  28. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  29. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

  30. Регулятивные универсальные учебные действия

  31. Выпускник научится:

  32. принимать и сохранять учебную задачу;

  33. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  34. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  35. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  36. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  37. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  38. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  39. различать способ и результат действия;

  40. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  41. Выпускник получит возможность научиться:

  42. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  43. преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  44. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  45. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  46. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  47. самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  48. Познавательные универсальные учебные действия

  49. Выпускник научится:

  50. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  51. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  52. использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  53. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  54. строить сообщения в устной и письменной форме;

  55. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  56. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  57. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  58. осуществлять синтез как составление целого из частей;

  59. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  60. устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  61. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  62. обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  63. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  64. устанавливать аналогии;

  65. владеть рядом общих приемов решения задач.

  66. Выпускник получит возможность научиться:

  67. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  68. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  69. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  70. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  71. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  72. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  73. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  74. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  75. произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

  76. Коммуникативные универсальные учебные действия

  77. Выпускник научится:

  78. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  79. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  80. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  81. формулировать собственное мнение и позицию;

  82. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  83. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  84. задавать вопросы;

  85. контролировать действия партнера;

  86. использовать речь для регуляции своего действия;

  87. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  88. Выпускник получит возможность научиться:

  89. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  90. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  91. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  92. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  93. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  94. с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  95. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  96. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  97. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

  98. Предметные результаты освоения учебного предмета, курса

  99. Ученик научится

определять свойства веществ различной природы и различных классов, причины применения в той либо иной жизненной ситуации;

  1. устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;

составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ;

  1. узнает о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;

  2. о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;

  3. состав, строение, области применения в быту различных химических веществ;

  4. о влиянии различных веществ на организм человека и последствиях этого влияния.

  5. применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного

  6. обращения с ними;

Ученик сможет научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  1. - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников


Содержание курса

  1. Неорганические вещества в повседневной жизни

Вода. Уникальные свойства. Универсальный растворитель. Загрязнение природных вод. Методы очистки воды. Поваренная соль. Биологическое значение. Свойства. Спички. История появления. Производство.


2. Химические элементы в организме человека

Биологическая активность химических элементов. Макро- и микроэлементы. Яды в медицине. Мышьяк, ртуть, цианиды. Домашняя аптечка. Перманганат калия. Перекись водорода. Йод.


  1. Химические вещества – строительные материалы

Связывающие материалы: известь, цемент, бетон. Древесина. Состав. Обработка. Стекло как конструкционный материал. Состав и виды стекол. Оргстекло.


4. Препараты бытовой химии

Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Чистящие средства. Безопасное использование различных моющих средств. Растворы и растворители. Ацетон. Полимеры и волокнистые материалы. Пластмассы, каучуки, резина. Вулканизация резины.

Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств. Определение природы волокна. Выведение пятен с одежды в домашних условиях.


  1. Химия и искусство

Бумага. Состав и строение. Производство. Виды. Карандаши и краски. Пигменты. Основа. Связывающие вещества. Стекло и керамика. История. Виды. Технология изготовления. Металлы в искусстве. Драгоценные металлы. Ювелирное дело. Декоративное литье.

Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений.


  1. Химия красоты и здоровья

Мыла и синтетические моющие средства. Сравнительная характеристика. Состав и свойства. Средства гигиены. Зубные пасты и порошки. Парфюмерия. Духи, туалетная вода и одеколоны: состав, свойства. Химия запахов. Химия в парикмахерской. Средства для осветления и окраски волос. Химическая завивка. Лаки, гели, муссы, воски для укладки волос. Лекарственные средства. Витамины. БАДы. Правила приема лекарственных препаратов.

Практическая работа. Определение витаминов.


  1. Химия питания

Химия пищеварения. Обмен веществ в организме. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Пищевые добавки: консерванты, красители, стабилизаторы. Пищевая аллергия. Диеты.

Практическая работа. Изучение состава различных продуктов


Календарно тематическое планирование


Тема занятия Кол-во часов


1. Неорганические вещества в повседневной жизни

3

1

Вода

1

2

Поваренная соль

1

3

Спички

1


2. Химические элементы в организме человека

3

4

Биологическая активность химических элементов

1

5

Яды в медицине

1

6

Домашняя аптечка

1


3. Химические вещества – строительные материалы

3

7

Связывающие материалы: известь, цемент, бетон

1

8

Древесина

1

9

Стекло как конструкционный материал

1


4.Препараты бытовой химии

6

10

Кислоты, щелочи и соли в нашем доме

1

11

Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств

1

12

Растворы и растворители

1

13

Полимеры и волокнистые материалы

1

14

Практическая работа. Определение природы волокна

1

15

Практическая работа. Выведение пятен с одежды в дом условиях

1


5. Химия и искусство

5

16

Бумага

1

17

Карандаши и краски

1

18

Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений

1

19

Стекло и керамика

1

20

Металлы в искусстве

1


6.Химия красоты и здоровья

6

21

Мыла и синтетические моющие средства

1

22

Средства гигиены

1

23

Парфюмерия

1

24

Химия в парикмахерской

1

25

Лекарственные средства

1

26

Практическая работа.

1


7. Химия питания

8

27

Химия пищеварения

1

28

Химия пищеварения

1

29

Основные химические вещества пищи

1

30

Пищевые добавки

1

31

Пищевые добавки

1

32

Пищевая аллергия

1

33

Диеты: “за” и “против”

1

34

Практическая работа. Изучение состава различных продуктов

1

35

Зачет

1

36

Зачет

1


ИТОГО

36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!