СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья не представляет собой программу проведения занятий по физике или содержание элективного курса. Это скорее попытка показать некоторые принципы методики привлечения младших школьников к самостоятельному физическому эксперименту, достаточно простому, но при этом занимательному.

Просмотр содержимого документа
«ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»

М.А. Старшов ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Статья не представляет собой программу проведения занятий по физике или содержание элективного курса. Это скорее попытка показать некоторые принципы методики привлечения младших школьников к самостоятельному физическому эксперименту, достаточно простому, но при этом занимательному.


Совместная работа повышает вероятность общей победы


Лучшим ключом к любой науке служит, как известно, удивление. С него началась в своё время и физика, вспомним хотя бы очевидный излом палки или весла, наклонно опущенных в спокойную воду или способность янтаря притягивать мелкие соринки и шерстинки, после того, как чем-нибудь янтарь потереть, мехом или просто сухой ладонью. Ни то, ни другое никто не мог понять в то время, да и многие века спустя.

За последние две-три тысячи лет таких поразительных наблюдений и опытов накопилось множество. Большинство из них дали начальный толчок развитию различных направлений физики, а многие так и остаются курьёзными фокусами. Но и они очень полезны для привлечения к познанию подрастающих поколений, поэтому они заполняют книги о занимательной науке.

Описания многих опытов переходят из статьи в статью или наполняют новую книгу, а теперь ещё и просторы Интернета. Однако. К сожалению, слишком часто пишущий создаёт новое описание по памяти, не давая себе труда проверить тот или иной простой эксперимент «на кухне». А опыт этого не любит и может наказать за такое легкомыслие. Память своенравна, и может привести к потере репутации, а читателя подобных описаний ждёт разочарование и утрата интереса к науке. Опыт должен получаться и над ним необходимо работать с уважением. И хорошо, когда работа происходит под руководством надёжного наставника. Совсем необязательно, чтобы этим руководителем был учитель. Учась в мужской школе, классе в пятом или в шестом видел несколько физических демонстраций буквально из ничего, которые показывали некоторые одноклассники – мальчишки всё знают и всё могут! А в этом возрасте мальчишки способны на лету понять и повторить то, что раз увидели. Видимо, оттуда и моя любовь к простому эксперименту продолжается уже семь десятков лет, а также уверенность, что привлекать к физике можно через демонстрационный опыт, который готовят и показывают в коллективе школьники среднего возраста, лучше всего, вероятно, класса седьмого.

Для этого хорошо подходит кружок или спецкурс по выбору, собирающий только тех, кто этим интересуется. Пусть сначала придут многие, а потом останутся именно те, кому это по душе, они получат полезные навыки на всю жизнь. И не только для физики.

Примеры простых, но зрелищных физических опытов для наблюдения и повторения подобраны и проверены в седьмых классах одного из лицеев города Саратова.

В качестве первой демонстрации наиболее подходит неотразимый «картезианский водолаз», поплавок в закрытой бутылке с водой, послушно опускающийся и всплывающий по мановению руки демонстратора, но ещё сильнее впечатляет влияние руки какого-нибудь зрителя, к которому подносят эту удивительную игрушку.

Другой опыт полезен для обучения чтению. Да, этому надо учить даже в седьмом классе, а порой это приходится демонстрировать и студентам. Могу сразу назвать штук пять книг, в которых описан следующая демонстрация, а есть ещё и немало статей, и все с ошибкой. Авторы предлагают воткнуть в обычный простой карандаш полураскрытый перочинный нож и поставить его кончик на палец руки. Карандаш будет стоять вертикально, не падая. Как на рисунке 1.

























Рис.1. Равновесие невозможное, но популярное в литературе.


Сначала зрителям показывается одна книга с таким рисунком, вторая…пятая. Всюду карандаш стоит на какой-то опоре одинаково. А теперь берём настоящий карандаш и очень похожий нож, соединяем их в соответствии с рисунком и наблюдаем не совсем такую картину. Правда, карандаш стоит, но стоит не вертикально, как у всех авторов.


Рис.2. Реальное равновесие карандаша.


Обычно кто-нибудь посоветует согнуть нож посильнее. Пожалуйста! Но лучше не стало. А-а, надо разогнуть немного! – и это не помогает. А ведь можно «уговорить» карандаш встать как полагается при помощи того же самого ножа, только надо понять физику этого явления и проявить некоторую изобретательность. Но это уже не обучение правильному чтению, а нечто большее. Лично мне очень нравится демонстрация вертикально стоящего на кончике пальца птичьего пера –





Рис.3. Вертикальная стойка птичьего пёрышка.


Следующая физическая игрушка годится для первого самодельного устройства не только мальчикам, но и любой девочке, и её дома изготавливают все участники в группе, а затем каждый показывает свой вариант в действии. Это простая пуговица от старого пальто, потому что лучше, чтобы она была большая. Через две дырочки в ней пропускаем прочную нитку или шпагат длиной сантиметров 30 - полметра и связываем нитку в кольцо. Растянув нитку горизонтально двумя руками в стороны, раскручиваем пуговицу на несколько десятков оборотов и немедленно начинаем растягивать нитку в стороны. При периодическом натяжении и ослаблении нитки пуговица может быстро вращаться хоть целый день. Детям достаточно увидеть этот процесс один раз, и они легко научаются его производить. А если кто-то догадается пропустить нитку через пластиковые стаканчики, то получится громко звучащий «музыкальный инструмент».



Рис. 4. Жужжалка из пуговицы


Широко известен опыт с опрокидыванием стакана с водой. Но в его многочисленных описаниях часто встречаются предостережения, что делать его лучше над ванной, раковиной или тазом. В замечательной книге мемуаров известного французского физика русского происхождения Анатоля Абрагама этот опыт описан довольно трогательно, и сыграл в жизни тогдашнего мальчика важную роль. Он прочитал об этом опыте в детской энциклопедии, немедленно налил в стакан воды, накрыл куском бумаги и перевернул. Влетело от папы, потому что залил водой его любимый столик. Тем не менее он стал физиком, но к экспериментам навсегда сохранил настороженное отношение.

В самом деле, в описаниях этого опыта часто упускают совет придержать бумагу другой рукой при переворачивании стакана, только и всего. Но у этого популярного опыта есть масса вариантов и продолжений. Большое впечатление производит замена бумажки кусочком старой перфокарты от компьютера с большим числом аккуратных прямоугольных окошек. И вода не выливается!

Не льётся вода и через круглые миллиметровые отверстия в пластинке, которые видно на рисунке 5.



Рис.5. Вода и дырки


За учебный год школьники видят, обсуждают, обдумывают и, главное, повторяют – по крайней мере, некоторые – много увлекательных и простых физических экспериментов. Каждая самостоятельно выполненная работа отмечается в специальном документе под названием «Мастерок». Его оформление может быть примерно таким, как представляет рисунок 6.




Внутренний разворот документа содержит графы и строки для вписывания сведений о выполненных учащимся работ.



В конце курса или при завершении работы кружка эти удостоверения вручаются каждому школьнику.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!