СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Анализ художественного текста"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив "Анализ художественного текста" рассчитан на работу с учащимися 9 классов. Количество часов - 34. Цель курса - формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы, развитие речи учащихся ( умение строить высказывание), развитие логического и образного мышления, развитие исследовательских навыков и творческих способностей

Просмотр содержимого документа
«факультатив "Анализ художественного текста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Балтийска

«РАССМОТРЕНО»


Руководитель МО

__________ Ухабина М. Г.

Протокол № 1

«27» августа 2015


«СОГЛАСОВАНО»


Замдиректора по УВР

________ Назарова О. Н.

«28» августа 2015


«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ СОШ №6

___________ Захаренко Л. А.

Приказ № 314

«29» августа 2015













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по литературе

«Анализ художественного текста»

педагога первой квалификационной категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 9 «Б» общеобразовательного класса


Количество часов по учебному плану школы – 34 (1ч/нед)










2015-2016




Пояснительная записка


Программа факультативного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие    исследовательских    навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

  • развитие умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультативный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста  и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным  в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения: факультативный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме

Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста. Программа элективного курса включает в себя:

  • пояснительную записку;

  • требования к уровню освоения содержания курса;

  • тематический план курса;



  • учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; список стихотворений для анализа на занятиях).



Учебно-тематическое планирование

Количество занятий

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

1

Мир художественного произведения.

Литература как вид искусства.

Автор, художественное произведение

Устный опрос.

2

3

Виды анализа текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса


Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.





Устный опрос

3

2

Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.

Особенности звуковой организации художественного текста.

Звуки речи, ассонанс, аллитерация

Устный опрос, практическая работа.

4

3

Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.

Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.

Интонация, ритм,стихотворные размеры.

Устный опрос, практическая работа.

5

3

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Изобразительные возможности лексики.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы, заимствования.

Устный опрос, практическая работа, тесты.

6

4

Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Риторические фигуры и тропы.

Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.

Устный опрос, практическая работа,тесты.

7

2

Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств.

Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка.

Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова.

Беседа, практикум.

8

2

Пространство и время в художественных произведениях.

Пространство и время в литературе.

Хронотоп.

Устный опрос.

9

4

Идейно-образный анализ текста.

Герой художественного произведения, проблематика.

Художественный образ

Сочинение

10

3

Роды и жанры литературы

Три рода литературы, жанры

Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.

Устный опрос.

11

3

Авторская позиция. Особенности художественного мира писателя.


Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.

Авторская позиция, тема, проблема, идея произведения.

Сочинение

12

2

Творческая мастерская

Зачётная (письменная) работа




Самостоятельная работа (анализ текста)

13

2

Творческий  или исследовательский проект



Защита проекта





  1. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств  и  снова возвращаться к высказанной гипотезе.

  4. При анализе произведения  на  различных  языковых  уровнях  (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств,  средства  художественной  изобразительности.

  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

  1. Дата написания стихотворения.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Жанровое своеобразие.

  4. Идейное содержание.

  5. Ведущая тема.

  6. Основная мысль.

  7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

  8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

  9. Преобладание личных и общественных интонаций.

  10. Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

  1. по сходству;

  2. по контрасту;

  3. по смежности;

  4. по ассоциации;

  5. по умозаключению.

• Основные изобразительные средства: эпитет, иносказание, метафора, метонимия,   сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

• Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

• Основные особенности ритмики:

  1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

  2. стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

  3. Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

  4. • Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

  5. • Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

  6. • Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса  предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

  1. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

  1. 1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. -  М.: Просвещение, 1995.

  2. 2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.:  «Образование от А до Я», 1999.

  3. 3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. -  М.: Просвещение, 1996.

  4. 4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. -  М.: Просвещение, 1997.

  5. 5.  Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. -  М.: Просвещение, 1990.

  6. 6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. -  М.:  «Первое сентября», 2002.

  7. 7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. -  М.: «Школьная пресса», 2002.

Литература для учителя

  1. 1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. -  2002.- №2; 2003.- №1-4.

  2. 2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 

  3. 3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под  ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

  4. 4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

  5. 5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

  6. 6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

  7. 7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

  8. 8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.














8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!