СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Файлы и файловые структуры

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Файлы и файловые структуры»

Дата: 10.11.2021 Урок № 19 Класс: 7 Предмет: Информатика

Учитель: Мазуркевич Н.В.


ТЕМА: ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цель: познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, логические диски, основными элементами файловой структуры; сформировать умения и навыки производить действия с файлами и папками; научить записывать путь к файлу, полное имя файла и иерархическую файловую структуру (дерево).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

понимать понятия файл, логический диск, каталог, дерево, иерархическая файловая структура;

сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.

Метапредметные :

развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Метапредметные (УУД)→Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков, познавательной активности, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- поиск различных способов решения задач

- умение обрабатывать информацию и делать вывод.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственное мнение;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

- определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации, адекватной самооценки личности;

развитие учебных мотивов и логического мышления;

- добиваться поставленной цели;

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование (средства ИКТ)/ресурсное обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация «Файлы и файловые структуры», раздаточный материал – карточки с заданиями.

Лицензионные ЭОР: ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/

Демонстрации к лекции «Файлы и файловые структуры», «Интерфейс файловой системы», «Имя файла. Путь к файлу».

УМК: Базовый учебник: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика. Базовый курс. Учебник для 7 класса. 2014 г.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку, настрой на урок, объявление хода урока).

2. Работа над ошибками. (Устно. Быстро)

Определите тип каждой приведённой ниже пиктограммы (устройство, папка, документ, ярлык)


3. Проверка домашнего задания. Коррекция знаний учащихся по д/з.

Задания на повторение изученного материала.

1. Трое учащихся работают в электронном тесте-онлайн по теме «Пользовательский интерфейс» (https://onlinetestpad.com/ru).

2. Двое учащихся настраивают индивидуальный рабочий стол Windows (приложение 1).

3. Учащийся работает по терминам и понятиям, записанным на доске заранее: компьютер, что входит в состав компьютера, что хранится в памяти компьютера, типы программного обеспечения, пользовательский интерфейс, меню.

4. 7 учащихся работают по карточкам (приложение) + самопроверка.

Устные ответы и работы в электронных тестах оцениваются сразу (провести работу над ошибками). Отметки учащимся, которые работали по карточкам, выставить до конца рабочего дня и обязательно объявить их на следующий урок.

На выполнение заданий дается 5 минут.


4. Актуализация и мотивация учебной деятельности

Вопросы к учащимся?

- Как хранятся книги в нашей школьной библиотеке?

- Кто-нибудь из вас сдавал вещи в камеру хранения в магазине, в гардероб, на вокзале? Для чего вы это делали?

- Найдите взаимосвязь этих вопросов с темой нашего урока?

- Как организована информация в компьютере?

- Как нам найти необходимую информацию? (ответы учащихся)


Демонстрирует



Давайте попробуем расшифровать первую часть темы нашего урока

Задание с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности.


Активный метод обучения «Недостающее звено»

Ребята сейчас я вас попрошу открыть на компьютере файл «Информатика» и с помощью учебника на стр. 62 заполнить информацию, которой нам не хватает.

(«А где нам взять его?», «Где он находится?» и т.п.)

Молодцы! Прежде, чем его открыть нам необходимо найти этот файл на компьютере. Что нам для этого необходимо знать? (Примерные ответы: Его месторасположения, адрес (путь).

Так вот, порядок определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации в компьютере называется файловой структурой.

Это и будет являться второй частью нашей с вами темы урока – «Файловая структура».


-Давайте откроем параграф 11 «______________». Страницу нам скажет __________(Левченко София, смотрит оглавление.)


5. Объявление темы и озвучивание целей урока с учащимися.

Запишите тему урока в тетрадь и давайте все вместе попробуем сформулировать цель нашего урока: что мы узнаем и чему научимся?


6. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала проходит в форме беседы и просмотра

презентации.

(С фиксированием кратких записей в тетрадь. Обучающиеся с ОВЗ изучают материал со всем классом на протяжении всего урока).

Рассказ учителя.

Принцип хранения информации в компьютере и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла.

Слайд 3

Что такое файл?

(дается несколько определений)

Файл – это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти.

Файл – место на диске, у которого есть имя.

Файл – это _______________________________________________

(Работают с учебником, делают запись определения в тетради)








Слайд 4


В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя. Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно:

1) Какое имя у файла;

2) Где хранится файл.


Слайд 5

Беседа: объект – имя – параметры (на примере учеников, их имени и фамилии)

(Фиксируют пример в тетради)


Слайд 6


Существуют определенные требования к именам файлов:

1. Разрешается использовать до 255 символов.

2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.

3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"|.

4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.

(Самостоятельно делают записи в тетради)


Слайд 7

Демонстрация интерактивного объекта № 1

ЕК ЦОР «Имя файла. Путь к файлу».

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/504b2772-e86e-4c5b-8ac4-7837eb91f7cc/view/



Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных.


ФИЗ/ МИНУТКА

Ребята, мы активно поработали и теперь немножко отдохнем и снимем усталость глаз, для этого выполним следующее упражнение: сядем удобно, расслабимся, быстро поморгаем, затем закроем глаза и посидим спокойно, медленно считая до 5. Повторим эти действия пока звучит мелодия.


Демонстрация интерактивного объекта № 2

ЕК ЦОР «Файлы и файловые структуры».

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/341d1e14-d571-46d2-8fe7-9416619b10c7/view/

Типы файловой структуры. (Рассказ учителя об одноуровневых и многоуровневых файловых системах. Ученики делают себе пометки в тетрадь сам-но, и ищут в учебнике информацию, которую видят на слайде)


Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12


Рассмотрим примеры:

Слайд 3


«Интерфейс файловой системы» демонстрирует ЭОР № 3

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2b99754e-bc24-4380-b77e-a0df6bf65fad/view/


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Прочитать §11(стр.61-66)

  • Составьте схему многоуровневой файловой системы. Локальный диск С: своего домашнего компьютера (в тетради)

  • Записать полное имя файла, запускающего вашу любимую игру на домашнем компьютере

  • Постройте дерево каталогов

C:\Ученики\Отличники\Грамоты.bmp

C:\Художники\Картины\Зимнее утро.bmp

C:\Ученики\Компьютер\проектор.bmp

C:\Мои документы\Класс\Отличники\Мазуркевич\ Доклад.doc


8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Задание № 1 (фронтальный опрос)

Выберите допустимые имена файлов:


  1. Aplle*.doc

  2. Win?exe

  3. Info.doc

  4. Lada.bmp

  5. gif.gif

  6. D.b.txt

  7. Dog.gif

  8. Home/x.ppt


Задание № 2. Выберите из списка какое у файла расширение?

Тип файла

Расширение

Текстовые файлы


Графические файлы


Звуковые файлы


Видеофайлы



Задание № 3.Определите тип файла по иконке.


pdf , Папка, jpg, doс, mp3, txt, rar


Вопросы к учащимся. Беседа с учащимися


  • Как называется операционная система, используемая в вашем компьютерном классе?

  • Какую файловую структуру использует операционная система?

  • Сколько физических дисководов работает на ваших компьютерах?

  • Сколько логических дисков находится на физических дисках и какие имена они имеют в операционной системе?


9. Оценивание с пояснением

10. Рефлексия

Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями (у детей на столах отпечатаны карточки). Ребята делают записи на своих карточках, некоторые из них это делают на интерактивной доске.

  • я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • занятия дали мне для жизни…

  • мне захотелось…


















Приложение 1


Настройка индивидуального рабочего стола Windows


Ученик 1 (ОВЗ)

1. Измените параметры Рабочего стола: фон и рисунок, цветовую схему, заставку.

2. Установите на рабочем столе заставку «бегущая строка» с изображением цитаты: «Информатика»

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ученик 2

Создайте для рабочего стола следующие настройки:
Схема управление питанием: «Домашний или настольный»
Ждущий режим: «Через 15 мин»
Отключение: «Через 20 мин»
Отключение дисков: «Через 30 мин»
Эффекты:
Включить: Использовать крупные значки; Использовать видео эффекты

Выключить: Отображать содержимое окна; Сглаживать неровности…
Настройка: Цветовая палитра – High Color; Область экрана – 640*480

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
































Приложение 2

Карточки для учеников


Виды пользовательских интерфейсов.

Вид интерфейса

Преимущества

Недостатки

Отличительная особенность

Командный интерфейс



























Виды пользовательских интерфейсов.

Вид интерфейса

Преимущества

Недостатки

Отличительная особенность





Графический интерфейс


















Виды пользовательских интерфейсов.

Вид интерфейса

Преимущества

Недостатки

Отличительная особенность

Объектно-ориентированный графический интерфейс






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!