1 | Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности) 2 мин | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих; | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности. Формирование положительной мотивации |
2 | Актуализация знаний 8 мин | Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? Что такое программное обеспечение и на какие типы оно делится? Покажите мне, пожалуйста, какие программы к какому типу относятся (приложение 1, максимум 9 баллов) (Работа в парах). На каждой парте лежат листочки со словами, соберите из этих слов предложение (приложение 2) В виде чего хранится информация вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1) Перед вами компьютер. Задание: откройте файл «Урок». Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере? Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура». Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» (слайд 2) Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться? | Программное обеспечение ПО – это вся совокупность программ, хранящаяся на всех устройствах долговременной памяти компьютера. ПО делится на три типа: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования. Разделяют программы по типам сначала на оценочном листе, а затем проверяют на интерактивной доске Собирают предложение «Информация хранится на различных носителях» Определяют слово «файл» Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» На каком диске или в какой папке он лежит Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе) | Оценивание усваиваемого материала; умение планировать последовательность действий; умение работать с учебником; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности |
3 | Формирование новых знаний 20 мин | Откройте параграф 8 «Компьютерная память». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь. (слайд 3) Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. У вас на столах лежит набор карточек № 2 (Приложение 3). (слайд 4) На одном компьютере может быть несколько дисководов и жёсткий диск, встроенный в системный блок делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском и обозначаются одной буквой: А:\, В:\, С:\, D:\, Е:\ и т. д. На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками. .Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). (слайд 5) Приводится аналогия со шкафом. (слайд 6) Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов. Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. (слайд 7) Найдите в учебнике §12 определение файловой структуры диска. Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. (слайд 8) Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими). Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов. Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия — это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. Д. (слайд 9). Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск. Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.
Задание: Выберите имена папок и допустимые имена файлов (2 балла). (слайды 10, 11) Lettet.txt IVAN*.doc Book List.doc 2012 год Windows.jpg 8 «А» класс.jpg Windows Dom.doc. Полное имя файла (слайды 12, 13) Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл. В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена. Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg | Работают с учебником, делают записи в тетради. Учащиеся записывают типы файлов. Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку. | формирование готовности к самообразованию; Выделение важной информации, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать; умение структурировать знания |
5 | Закрепление 10 мин | Практическая работа на компьютерах. (слайд 21) | Выполняют практическую работу. | Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий; самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели. |
7 | Итог урока (рефлексия деятельности) 2 мин | Какие понятия мы сегодня с вами изучили? Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета. (слайд 23) Рефлексия «ДЕРЕВО» Красное яблоко – урок очень интересный, мне всё понравилось. Жёлтое яблоко – мне понравился урок, но я не со всем справился. Полосатое яблоко – я со всем справился, но урок был не очень интересный. Зелёное яблоко – было скучно, я ничего не выполнил. | файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. | Умение формулиро-вать собственное мнение; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |