СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.В.Сычков - великий художник

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Свое творчество я посвятил изображению простого народа. Героями моих картин являются, главным образом, жители села Кочелаева Мордовской республики. Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее…» Ф.В.Сычков.

Просмотр содержимого документа
«Ф.В.Сычков - великий художник»

МОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 1»








Открытый урок с использованием ИКТ

на тему:



«Ф.В.Сычковонь мархта содафтомась»

(4 класс)



Подготовила и провела:

учитель мокшанского языка

Горькина В.И.

Дата проведения:18. 03.10г.









Ковылкино 2010 г.



Цель урока:

  1. познакомить школьников с жизнью и творчеством знаменитых людей Мордовии ( Ф.В.Сычков),

2.развивать внимание, наблюдательность, память, совершенствовать приемы активизации познавательной деятельности;

3.воспитывать у детей уважение мордовскому народу, его истории и культуре, любовь к родине, родному краю.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, книга о Ф.Сычкове, портрет Ф.Сычкова, раздаточный материал.


Ход урока:


1 Орг. момент:

Шумбратада шабат!

Шумбратада, Валентина Ивановна! Шумбратада, инжихть!

Тячи минь классонк пяк лама инжида. Синь ерайхть ваномс, кода тинь содасасть мокшень кяльть. Пряньконь эряви няфтемс цебярь ширде. Сембонди арьсян оцю сатфкст. Озада лацкас. Ушедсаськ урокть.

Шабат, кие тячи дежурнайсь?

Кие аш класса?

Кода тонь лемце?

Кода тонь фамилияце?

Коса тон эрят?

Кодама класса тонафнят?

Мзяра тонь кизодот?

Тонь ули аляце? Тядяце?

Кода аляцень(тядяцень) лемоц?

Кодама пингсь етась?

Кодама пингсь сась?

Кодама тячи ушесь?

Кодама тячи числась?


Молодецтада!


2.Проверка усвоения изученных слов:

Тяни минь мархтононтт лятфтасайнек етаф валхнень и содасаськ кроссвордть. Молодецт! Ванода, шабат, кодама вал лувови вярде алу ваномок. (художник).

Слайд - 1

Правильно! Кода арьсетяда, Мезень колга карматама корхтама тячи урокса? ( ответы детей).

Мордовияса лама художникта,конат эсь рисовандамаснон

мархта няфтихть минь Родинаньконь мазышинц.

Мордовиянь кодама художникт тинь содатада?(Ф.Сычков, В.Попков, В. Беднов, В.Илюхин).

Да, лама художникта тинь содатада, а тячи минь содафттама Ф В. Сычковонь творчестванц колга, сонь работанзон. И кодама вий путсь мокшень историять и культурать мазыптоманцты.

Сермадость числать и класснай тев. Урокть теманц « Сычковонь мархта содафтомась».


3.Введение новой темы:



слайд -2

(Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с жизнью и творчеством Ф.В Сычкова. – знаменитого мордовского художника, его работами, выясним, какой вклад он внес в историю и культуру мордовского края).

слайд – 3



слайд – 4

( в тетрадь записываем число, классная работа, тему урока, года жизни Сычкова – Федот Васильевич Сычков (1870- 1958)-мордовский художник.

(учитель рассказывает , а дети внимательно слушают)


Родился Федот Васильевич Сычков 1 (14) марта 1870 года в селе Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район). С детских лет он видел нужду, рано осиротел. Случалось и так в семье Сычковых, когда мать с детьми вынуждена была просить милостыню, чтобы не умереть с голоду. Будущий художник, как и все дети кочелаевских крестьян, не мог и думать о систематическом образовании. Уделом его была трехклассная земская школа села Кочелаева, куда мальчик был отдан для обучения грамоте. Здесь он впервые услышал от своего учителя П.Е. Дюмаева об искусстве, увидел репродукции с картин русских художников. Учитель первый заметил в мальчике способность к рисованию. Но прошло ещё несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника-самоучки. Чего только не пришлось пережить ему за это время: скитания, унижения, работу за гроши у сердобского иконописца Решетникова, подзатыльники и зуботычины. Однако непреодолимая тяга к искусству, огромная сила воли, трудолюбие помогли ему пережить все невзгоды и не свернуть с избранного пути.


В 1892 году поступил в школу Общества поощрения художеств в Петербурге.


В годы учебы в Петербурге Ф. В. Сычков также постоянно испытывал нужду. С большим увлечением не только овладевал навыками художественного ремесла, но и стремился расширить свой кругозор: слушал лекции по истории и анатомии, занимался в академической библиотеке, посещал выставки. Здесь же он встретился со знаменитым русским художником Ильем Ефимовичем Репиным. Эта встреча имела большое значение в становлении творчества Ф.В.Сычкова.

Учась в Петербурге, Сычков ежегодно на каникулы приезжал в родное Кочелаево. Здесь он написал ряд работ: это портреты матери, сестры, старика-односельчанина, этюды, запечатлевшие красоту родной природы. Серьёзным, вдумчивым изучением натуры отмечен Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника» (1893) .


слайд –5,6,7


В нём молодому живописцу удалось передать скромный, полный обаяния и нравственной чистоты облик девушки из народа. Точные, ясные формы головы и фигуры свидетельствуют о больших успехах в рисунке.

Этими же чертами отмечена и другая работа Сычкова «Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника»(1898). Он пишет фигуру женщины на фоне интерьера. Устав после трудового дня, мать

присела у окна на табурет, погрузившись в

нелёгкие думы.

В 1900 году Сычков окончил Академию

художеств. Женитьба в 1903 году на

Лидии Васильевне Анкудиновой,

дочери состоятельных родителей,

открыла Сычкову двери влиятельных

петербургских домов.

Наиболее показательным произведением у Сычкова является является «Портрет Лидии Васильевны Сычковой»(1904). В нём наряду с созданием образа молодой, обаятельной светской дамы художник много внимания уделяет изображению внешней обстановки: предметов мебели. Любовь к родине заставило его вернуться в родное село Кочелаево, где прожил почти всю свою жизнь. Жизнь в деревне не отгородила Ф. В. Сычкова от активной выставочной деятельности. Многие его картины стали известны не только у нас в стране, но и за границей. Сычков был узнаваем везде.

слайд – 8 Многие поэты воспевали Ф.В.Сычкова в своих произведениях.( ученица Ершова Таня читает стих И.Калинкина )



слайд –9,10

Стоит в селе Кочелаеве на вершине холма небольшой домик,

каких немало в наших сёлах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажитесь в царстве картин. А сейчас мы отправимся на экскурсию в дом-музей Ф.В.Сычкова, в с. Кочелаево. Нас здесь встречает экскурсовод Малышонков Артем (ученик проводит экскурсию в дом-музей по слайдам).


слайд – 11,12



слайд 13,24

Молодец, Артем! Спасибо за экскурсию.

Картины, картины, картины…

Огромное наследие мастера разошлось по всей стране. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Большая часть из них собрана в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.

А давайте послушаем, как Ф.В.Сычков говорил о своих произведениях.

слайд – 25( на слайде записан голос художника)


«Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее» - писал заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР, народный художник Мордовии Федот Васильевич Сычков. Эти слова являются свое образным художественным кредо живописца.


слайд – 26

Физминутка


Продолжаем знакомство с творчеством Ф.В.Сычкова.

Изображать на своих полотнах жизнь простых людей, являлась своеобразным художественным кредо живописца. Неслучайно ряд его картин отражают крестьянский труд.


(слайд 27-29 )

( учащиеся рассматривают картины из цикла «Крестьянский труд»)

Не всегда Ф.В. Сычков выбирал своих натурщиц. Случалось, что будущие героини шедевров сами выбирали своего мастера.

Сценка «Нарисуйте нас!»

Девочки: Здравствуйте, нам сказали, что Вы - художник. Нарисуйте нас!

Сычков: А зачем мне вас рисовать?

Девочки: Как зачем?! Да ведь мы на курсах механизаторов МТС учимся. Будем первыми девчатами – трактористками в нашем селе! Может, и во всей Мордовии.

Сычков: Ну, раз первыми… То пожалуйста.

слайд – 30


Эта картина была написана в1938 году. А посмотрите на них, какие веселые, добрые лица, их красота жива и сейчас! Русский по национальности, художник по собственному утверждению был «связан с мордвой крепко и пожизненно».

Одна из лучших работ мастера посвященных людям Мордовии – картина « Учительница – мордовка». Слайд - 31

О своей картине он говорил, что в серьезном немного строгом лице, в задумчивом взгляде внимательных глаз, чувствуется любовь к родине, патриотизм и уверенность в счастливом завтрашнем дне своего края.

Учителями всегда славится Россия и не случайно этот год объявлен президентом «Годом Учителя».

И еще с одной работой я хотела бы вас познакомить.

слайд - 32

На этой картине изображен герой Советского Союза, участник ВОВ Александр Григорьевич Котов. Ребята, а вы знаете, сколько лет прошло со дня Великой Победы? (65)


5.Проверка усвоения знаний по теме

а ) работа с текстом

Наша экскурсия подошла к своему завершению. А сейчас мы поработаем с текстом.

На столе у каждого из вас есть текст. Наша задача – прочитать и перевести. Работать будем в паре (один читает, другой переводит).

Молодцы, ребята!

слайд -33


б) тест

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока, работа с тестом. Из трех ответов на вопрос, выбираем один правильный.

1.Родиной Федота Васильевича Сычкова является...

А)село Кочелаево

Б)село Васильевка

В)деревня Денисовка

2.Встреча с каким художником имела большое значение в становлении творчества Сычкова?

А)с Илюхиным

Б)с Серовым

В)с Репиным

3.Кто впервые заметил в мальчике способность к рисованию:

    1. П.Е. Дюмаев

2. А. Саврасов.

3. И. Бродский.

4.Где учился Ф. В. Сычков:

  1. В Москве.

2. В Петербурге.

3. В Италии.

слайд 34-48


Ученики отвечают на тест. Если ответ верен выходит слайд «Класс», «Вот здорово»; в противном случае - «Ты меня огорчаешь», «Попробуй ещё раз» .


Молодцы, хорошо. Справились!


6. Итог урока: О ком мы говорили сегодня на уроке?

Чем знаменит этот человек?

Чему учат нас картины великого мастера?

(Картины учат нас любить родную землю, природу, любить человека)

картины дарят нам радость).



Ребята, у вас на столе у каждого лежат по два смайлика: один веселый, другой грустный. Если вам урок понравился, поднимите веселого, улыбающегося смайлика, если вы испытали трудности, поднимите грустного. ( чем понравился урок? Какие трудности ты спытал?)


Много замечательных картин, показывающих жизнь родной деревни написал Ф. В. Сычков. Герои его живописных произведений – простые русские и мордовские крестьяне, люди труда.


7. Задание на дом: подготовить описание одной из картин Ф. В. Сычкова.


слайд -49




слайд - 50


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!