СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.М.Достоевский. Уроки по роману "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преступление и наказание викторина»

Урок-игра по литературе "Поле чудес". Тема: «Биография и роман "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского»

Цель:В игровой форме проверить знание биографии Ф.М. Достоевского и содержания романа "Преступление и наказание".

Задачи:

  • образовательная: расширить представление о романе и его героях, углубить знания учащихся;

  • развивающая: формировать умение быстро отвечать на поставленные вопросы и доказывать свой ответ, ориентироваться в необычных ситуациях;

  • воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к творчеству великого писателя и русской литературе в целом.

Оборудование:

  • портрет Ф.М. Достоевского;

  • роман "Преступление и наказание";

  • иллюстрации к произведению;

  • табло;

  • барабан;

  • магнитофон;

  • микрофон;

  • камера;

  • фотоаппарат;

  • две шкатулки;

  • разнос;

  • чёрный ящик;

  • часы;

  • призы;

  • подарки;

  • грамоты.

Этапы игры

  • Музыкальная пауза.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  • Отборочная викторина.

  • I тур.Отборочная викторина.

  • II тур. Отборочная викторина.

  • III тур.Финал.

  • Суперигра.

III. Подведение итогов.

  • Вручение подарков и грамот.

  • Вывод.

Система баллов

На барабане указано количество баллов. Если игрок называет правильно букву или слово, то ему присуждаются очки от 50 до 750.

  • Сектор *2 - очки умножаются на два.

  • Сектор + - участник игры имеет право открыть любую букву в слове.

  • Сектор 0 - переход хода.

  • Сектор "Банкрот" - все очки сгорают.

  • Сектор "Шанс" - игрок имеет право позвонить или спросить у зала любую букву.

  • Сектор "Приз" - участник может взять приз, либо отказаться и продолжить игру.

Помощники

  • Видеооператор.

  • Фотограф.

  • Ди-джей.

  • Эксперт отслеживает, кто первым поднимет руку в отборочной викторине.

  • Девушки-помощницы открывают буквы на табло, выносят две шкатулки, призы.

  • Спонсор игры (директор) вручает подарки и грамоты.

Ход игры

Музыкальная пауза.

Ребята исполняют песню, сочинённую ими о своей школе.

I. Организационный момент.

Ведущая.

В эфире "Поле чудес"! Вы находитесь в большой освещённой студии, в центре которой стоит барабан. Безусловно, каждому из вас хочется постоять за ним, покрутить, испытать судьбу. Вы сможете это сделать, если правильно ответите на вопросы отборочной викторины. Желаю успехов!

Тема нашей игры - биография и роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Речь пойдёт о "жестоком таланте" великого, гениального писателя - Фёдора Михайловича Достоевского и о его самом впечатляющем романе "Преступление и наказание".

В игровой форме мы проверим, углубим и расширим ваши знания по биографии писателя и содержанию его произведения. Постараемся сделать так, чтобы этот необычный урок остался надолго в вашей памяти. Удачи!

Итак, начинаем отборочную викторину, победители которой выходят в I тур. Кто первым поднимет руку и ответит на вопрос правильно, тот становится участником I тура.

II. Основная часть.

Отборочная викторина.

1 вопрос. Годы жизни писателя.

Ответ. 1821-1881.

2 вопрос. Почему Ф.М. Достоевского называли "жестоким талантом"?

Ответ. Ф.М. Достоевский считался самым беспокойным, порывистым, изменчивым и страстным литератором. Этого писателя нельзя было читать спокойно, без душевного напряжения; его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает глубиной и неоднозначностью поставленных автором вопросов.

3 вопрос. Где был задуман роман "Преступление и наказание"?

Ответ. Роман "Преступление и наказание" Достоевский считал своей исповедью и задумал его ещё на каторге, "лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения".

Итак, ребята, вы становитесь участниками I тура. Становитесь за барабан. Аплодисменты в студии. Поддержите участников!

I тур.

Звучит музыка.

Представление 1-й тройки игроков.

Задание. Страшная болезнь, от которой страдал великий писатель.

Ответ. "Падучая" болезнь - эпилепсия.

Э

П

И

Л

Е

П

С

И

Я

Аплодисменты первому финалисту!

Отборочная викторина.

1 вопрос. "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок". Что это?

Ответ. Комната (каморка) Раскольникова.

2 вопрос. Какое преступление совершил главный герой романа?

Ответ. Он убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну и её беременную сестру Елизавету.

3 вопрос. Вместо Раскольникова обвинили маляра Миколку. Кто не поверил в это? Кто догадался и понял, что истинный убийца на свободе?

Ответ. Следователь Порфирий Петрович.

Итак, ребята, вы становитесь участниками II тура. Становитесь за барабан. Аплодисменты в студии. Поддержите участников!

II тур.

Звучит музыка.

Представление 2-й тройки игроков.

Задание. Что толкнуло Раскольникова на "идейное" преступление?

Т

Е

О

Р

И

Я

Ответ. Теория, созданная Раскольниковым: тварь ли я дрожащая или право имею.

Аплодисменты второму финалисту!

Отборочная викторина.

1 вопрос. Назовите полное имя, отчество и фамилию сестры главного героя.

Ответ. Авдотья Романовна Раскольникова.

2 вопрос. Кто был женихом Дуни?

Ответ. Пётр Петрович Лужин.

3 вопрос. Пётр Петрович Лужин подсунул в карман Соне Мармеладовой 100 рублей и обвинил её в воровстве. Кто защитил и оправдал Соню?

Ответ. Андрей Семёнович Лебезятников, родственник Лужина.

Итак, ребята, вы становитесь участниками III тура. Становитесь за барабан. Аплодисменты в студии. Поддержите участников!

III тур.

Звучит музыка.

Представление 3-й тройки игроков.

Задание. Авторитет Родиона Раскольникова.

Ответ. Наполеон Бонапарт.

Н

А

П

О

Л

Е

О

Н

Аплодисменты третьему финалисту!

Финал.

Задание. Один из идейных "двойников" Раскольникова.

Ответ. Аркадий Иванович Свидригайлов.

С

В

И

Д

Р

И

Г

А

Й

Л

О

В

Аплодисменты финалистам и победителю нашей игры!

Суперигра.

Задание. Какое событие является кульминационным в романе "Преступление и наказание"?

Ответ. Признание Раскольникова Соне, его исповедь.

П

Р

И

З

Н

А

Н

И

Е

Аплодисменты победителю!!!

III. Подведение итогов.

Вручение подарков и грамот.

Вывод. Таким образом, ребята, мы подвели итог изучению идеологического романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Надеюсь, вы получили максимум знаний, впечатлений и незабываемых эмоций. Спасибо за игру! Мы прощаемся с вами ровно на одну неделю. До свидания! До новых встреч!

Приложение.

Литература.

  1. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. - М., 2002.

  2. Литература: Тесты. 9-11 классы. / Авт.-сост. И.М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2005.


Просмотр содержимого документа
«Соня мармеладова»

Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова"


Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.


Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.


Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.


Обрести Христа – значит обрести

собственную душу.

Ф.М. Достоевский


ХОД УРОКА


1. Слово учителя.


Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.


Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.


Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:


2. Сообщение учащегося.


1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.


2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.


3. Беседа.


- Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)


Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)


4. Слово учителя.


Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.


5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)


6. Беседа.


Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)


- Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)


Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.


Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)


Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.


Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова


- Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)


- Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)


Расскажите о жизни Сони.


( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)


- Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)


Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)


- Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.


Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)


- Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)


- Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)


- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.


Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)


7. Работа с текстом.


Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.


Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)


- Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)


- Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)


-С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)


- Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.


8. Сообщение ученика.


Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.


- В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.


Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.


9. Сообщение ученика.


“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.


- Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.


10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.


11. Беседа.


- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)


- Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.


Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)


- В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)


Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.


Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)


- Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)


12. Слово учителя.


Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.


Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.


13. Чтение сцены на Сенной площади.


14. Беседа.


Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)


- Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)


- Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)


- Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)


- Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)


15. Слово учителя.


Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.


На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)


Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.


“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.


16. Домашнее задание.


Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу? (Письменная работа.)

Просмотр содержимого документа
«петербург Достоевского»

Урок литературы по роману "Преступление и наказание". "В Петербурге Достоевского"


Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс).


Цели урока:

Обучающие –

познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;

подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Развивающие–

формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;

развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

Воспитательные –

воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.


Тип урока: Урок формирования новых знаний.


Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.


Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».


Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).


Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.


Эпиграф:


И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый,

Город в свой уходил туман.


Анна Ахматова. Поэма без героя


ХОД УРОКА


I. Организационный момент


II. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой


– Слово о писателе.

– Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.

– Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии).

– Тесная слитность города и судеб героев. Город как соучастник преступления.


III. Вступительное слово подготовленного учащегося


Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах. Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.

Мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма и «наполеонизма», о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».


IV. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-5; часть II, гл. 6,7; часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4-5; часть VI, гл. 6,7).


– Отправляемся вместе с главным героем произведения – студентом-разночинцем Родионом Раскольниковым – по «срединным» улицам Петербурга XIX-го века, «каморочкам» трактирам, распивочным.


Контрольные вопросы:


– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).


– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников: «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).


– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).


– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»;

комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»;

комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»;

комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»;

номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».

Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).


– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)


– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).


– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.


– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.

Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).


– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).


– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).


– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).


– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).


– Как вы понимаете слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? (К горю людей здесь относятся не просто равнодушно, а с усмешкой и злорадством. В доме Мармеладовых беда, а мы видим, как протягиваются «наглые смеющиеся головы», слышим «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет выгнать Катерину Ивановну прочь


Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем):


– Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию. Как и в произведениях Гоголя и Некрасова, в действии принимают участие не только люди, но и стихия города, выступающая у Достоевского как враждебная человеку сила.


– Устойчивый мотив тесноты, толкучки, вони, грязи, духоты, «как в комнатах без форточек», чего-то неправильного, безобразного. Скученности, тесноте и духоте жизни людей в большом городе противостоит духовное одиночество человека в толпе, в мире себе подобных.


– Человек задыхается и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.


– Люди относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием. Объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям других. Общество, в котором живут герои романа, устроено так, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.


– Изображение Сенной площади и прилегающей к ней «канавы» с многочисленными распивочными, рюмочными, кабаками и другими подобными «заведениями» позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не только какими-то случайными трагическими ситуациями, индивидуальными качествами личности, но и законами социального устройства общества.


V. Заключительное слово учителя


– Вслед за Н.В. Гоголем – автором петербургских повестей, и Н.А. Некрасовым – поэтом-репортером большого города – Ф.М. Достоевский концентрирует внимание на социально-психологических противоречиях и контрастах Петербурга, выражая сочувствие его «бедным людям» – чиновнику, студенту-разночинцу, всем честным, одаренным натурам, глубоко страдающим от нищеты и трагического «неблагообразия» окружающей их действительности. Но Достоевского в большей степени, чем Гоголя и Некрасова, интересуют сложные с психологической точки зрения характеры, герои внутренне неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие выхода. Это характеры людей с душой «петербургского мечтателя», душа капризная, неустойчивая, лишенная внутреннего равновесия, душа «маленького человека» большого города, возвышенная романтика которой может соседствовать в его мечтах с самой грубой прозой – мстительностью, властолюбием, непомерной гордостью, презрением и безжалостностью к другим.

Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не подаешься ли ты соблазнам «жизни в свою утробу»? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?»


VI. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).


VII. Домашнее задание: перечитать рабочие главы романа к теме «Путь Раскольникова к преступлению»: часть I, гл. 2, 3, 4, 5, 6; часть III, гл. 5.


Литература:

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.


Просмотр содержимого документа
«поурочное планирование по Преступлению и наказ»

Поурочное планирование изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе на основе осмысления нравственных философских категорий классического текста


Возраст 16-17 лет часто называют возрастом философов. Молодым свойственно ставить и пытаться решать «вечные» вопросы, и классика может стать подспорьем в этом нелегком деле. Учитель, выступая в роли посредника между 10-классниками и книгой, должен, на наш взгляд, показать жизненность «сухой литературы», ее глубину и многоплановость, доказать молодым, что в книге можно найти не только «4-5» на экзаменах, но и помощь в решении многих взрослых проблем. С этой целью я планирую темы таким образом, чтобы, заставляя ребят исследовать текст, указывать им на связь его с актуальными проблемами современности. Уроки, затраченные в начале темы на объяснение основ мировоззренческих позиций автора, окупаются в дальнейшем, доказывая свою необходимость.

Творчество Достоевского – одна из самых сложных тем 10 класса, но мне оно близко и видится нужным и интересным. Если идти обычным путем, «по главам», то ребята увидят лишь сложный для восприятия, «трудный» язык книги, больного героя, за что-то почитаемого, массу бреда и … вряд ли что-то еще им захочется вычитать из великого творения. Поэтому, опираясь на опыт своих учителей и исследователей, (смотрите список использованных в разработке трудов) предлагаю несколько иную логику планирования работы. Итак:

1ый час «Мальчик с Божедомки». Знакомство с творческим и духовным ростом писателя, факторами становления личности. Особое внимание уделяется следующим моментам: семья родителей, роль отца и матери; влияние на Ф.М. доктора Гааза; любимые главы Библии - книга страданий Иова; приход в литературу; кружок Петрашевцев (с упором на утопические взгляды организатора, увлеченность теорией Фурье); каторга и «Записки из Мертвого дома»; выводы писателя, которые могут стать эпиграфом урока: «Если мне докажут, что истина вне Христа, а Христос вне истины, то я предпочту остаться с Христом, чем с истиной».


К уроку можно дать индивидуальное задание: подготовить сообщение о главе Библии, о судьбе Ф. Гааза, а также историческую справку о кружке Петрашевского.

2-3 урок. Философия и творческий метод писателя.

К уроку в качестве домашнего задания составляется полная хронологическая таблица по жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. Основной упор в раскрытии темы делается на следующие понятия:

часть I. – инстинкт социальности, самоутверждение, двойственность человеческой натуры, противление писателя «голому разуму», нравственный идеал личности Христа для Достоевского, его вера в чистоту и подлинность верований народа и, как следствие, убежденность почвенников в необходимости сближения, преодоления пропасти между народом и интеллигенцией.

На дом можно предложить интересный вопрос: «В чем взгляды писателя оказались пророческими? Как век высоких технологий подтвердил его правоту, за что Достоевский так почитаем на Западе?» (можно урок разнообразить этими вопросами).

часть II. История создания романа, мечта о пятикнижье «Житие великого грешника»; определение особенностей жанра как социально-философского идеологического романа-трагедии (даем толкование каждого понятия), понятие полифонии; писатель, опередивший время – вот лейтмотив этих двух часов.

На дом: основные понятия знать; начать раоту щȠђекстом романа: пейзажнᑋе и и=терьерные описания в IчастѸ (особое вᐽ␸ма=ие уѴелить"цвету, папахам,РчМсам).


Рабо♂а с текстом романа1. Название, №"урока. 2. Эпизоды0текста, с кмторыми работаем. 3& Вопросы урока,темы для обсуждения, место эпизодов в логике ромаؽа. 4ªЖеԻ԰емые выводы пурокЃ. 5.Ос=овные нՀавственные :аقегкрии и литдратурны␵ понятия.

УроК 5.

«Лрод пакатногм холнца». (Петербург Достоевси␾го) Пезажые описания и интерьеры 1"главы$ описние состояния ␳ероя. Роль писателя- психолог, исследователь, социолог.

Можно ли роман признать детективным?

Конкретика, географическая точность описаний, «время заката», летней духоты и вони.

Комнаты, выдавливающие жителей (несоразмерность, повторяющиеся детали, уменьшительные суффиксы, и т.д.).

Перекрестки и площади, как места решения судеб. Писатель – наблюдатель, но не мастер детектива (не его задача). Город- катализатор преступления, душный, давящий на психику. Работа с символикой цвета: желтый, закатный, как символ нездоровья, безжизненности, символика числа 4 - как числа преступления.

На дом: объяснить, почему роман нельзя признать детективным. Работа по тексту: письмо матери и реакция на него Раскольникова; исповедь Мармеладова.

Урок 5.

«Накануне пробы» (герои и судьбы) Экспозиция романа. Исповедь Мармеладова, добрые и злые поступки героя, письмо матери.

Почему именно к Родиону подсаживается Мармеладов? В чем странность героя?

Реакция Раскольникова на письмо.

Каков замысел Раскольникова? Это обычное убийство? Каково отношение к нему самого героя?

Почему так детализировано описание убийства (время и реальность). Двойственность натуры героя: добро и зло, скорбь и гордыня… Страдания, окружающие Раскольникова. Логика его замысла и реальность жизни. Что такое скорбь? В чем причина страданий человека? Одинок ли герой? Время в романе.

На дом: сон о забитой лошади, момент убийства, характер героя глазами окружающих: матери , Разумихина, встречных. Индивидуальные задания по словарям (обязательно обращение к словарю Даля!)


Урок 6.

Родион Романович Раскольников: Между крестом и топором. Сон о забитой лошади. Характер героя глазами окружающих. Работа с иллюстрациями к роману И. Глазунова и Э. Неизвестного. Характеристики Раскольникова в тексте и на портретах.

Символика сна в романе. Место эпизода в художественной структуре текста и в замысле автора: как подтверждается фрагментом мысль о двойственности натуры.

Сцена убийства: расчет преступника и логика жизни.

Выбор героя: что ему противится и можно ли говорить о его необратимости? Борьба совести и гордости, муки выбора. Сон – доказательство двойственности натуры и урока равнодушия мира и беззащитности человека в нем. История снов в русской литературе (пояснение учителя). Работа с этимологией слов «совесть», «преступление», «гордость» Логика снов в структуре текста.

На дом: работа с началом второй части: день после убийства (что делает герой, что испытывает в душе)

Урок 7 лабораторная работа с текстом: День после убийства или куда идти Раскольникову? Осмысление текста 2 части Отслеживаем состояние героя в день после убийства, составляем таблицу. Что мучает героя, что заставляет метаться? Как поступает он с награбленным? Почему нет даже мысли о использовании? Как относится к близким, ради которых преступил? Казнь наступила сразу - она в страхе и отчуждении, муках одиночества. Невыносимость воспоминаний (сон об убитой ) Казнь страхом, несоответствие юридического и нравственного наказаний.

На дом: подумать над истинными причинами преступления; в тексте - статья Раскольникова о теории.

Урок 8

Почему Раскольников совершил преступление? (теория и другие причины).

«Русский человек без Бога- чудовище» (Ф.М.Д.) Обсуждение статьи Раскольникова, беседы со следователем, характеристика героя (повторение). Что же так измучило Раскольникова? А что заставило пойти на преступление?

Социальная, психологическая, идеологическая, атеистическая причины преступления.

Можно ли бедность считать единственной причиной? Что в натуре героя предрасполагает к преступлению?

Анализ теории, ее слабые места.

Верующий ли Раскольников человек?

Кого избрал он своими «маяками»?

Придумана ли теория? (показать реальность подобных фактов). Опровергаем заявление Писарева. Готовим вопросы к герою по теории. Безбожие, проявленное на деле. теизм, идея, «право крови по совести», логика теории и логика жизни. Гордость и гордыня .

На дом: творческая работа: «Согласен ли я с теорией?» Мои вопросы Раскольникову.

Урок 9.

Итоги преступления и теория. Обсуждение работ или «Свободный микрофон» по теории. К каким выводам приходит герой? Что заставляет его сознаться? Разуверился ли он в теории?

Юридический и нравственный суды: одновременны ли они?

Что теперь важно для автора? как довести для читателя теорию до логического разрешения? Герой разуверился в себе, но не в теории. Юридическое наказание еще не предполагает раскаяния. Необходимость появления в тексте героев-двойников. Юридические и нравственные законы, закон совести; понятие «раскаяние». «Крест и топор» Раскольникова.

На дом: истории и теории героев-двойников (Лужина, Свидригайлова, Сони).

Урок 10.

«Мы с вами одного поля ягоды» или зеркало для героя. Рассуждения Лужина о целом кафтане. История Свидригайлова: отношения с женщинами, объяснение с Дуней, добрые и злые поступки, последняя ночь и гибель. Чем отвратителен Раскольникову Лужин? Почему их можно считать двойниками?

Вседозволенность и пустота вокруг Свидригайлова: его эксперименты с добром и злом.

Почему он отпускает Дуню и в чем смысл его последнего сна?

«Вечность или темная банька с пауками?»

Кто из героев «отправлен» автором в будущее неизмененным? Доказываем, что Лужину легко переступить нравственные законы, а Свидригайлову невыносима пустота, им самим созданная. Пытаемся объяснить, почему Лужин остался неизменным. Герой-двойник, вседозволенность. «В чем нуждается каждый- это любовь».

На дом: Раскольников и Соня, встречи и диалоги.

Урок 11-12.

«Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем» (Соня в жизни героя). Диалоги, споры, высказывания Раскольникова и Мармеладова о Соне, чтение главы Библии о воскрешении Лазаря. Портрет героини и его нелогичность. В чем идея Сони, почему многие считают ее двойником героя?

Почему именно к Соне идет герой после преступления?

Отношение героев к человеку (глава 5 часть 4). Роль диалогов в структуре романа.

«Блудница и убийца» над чтением вечной книги. Символика сцены.

Почему Соне удалось сохранить чистоту души? Идея переступления через себя. «Покаяться и нести свой крест»- вот удел человека. Нравственная чистота героини, ее стойкость в спорах с Родионом. Жертвенность, страдание, покаяние, воскрешение, бескорыстие, реплики-афоризмы героев.

На дом: Ответьте, почему не складываются отношения Раскольникова и каторжан? Сон о моровой язве и определение любви по Достоевскому (найти и выписать).


Урок 13.

Предостережение 20-21 веку (идеи эпилога, их значение для понимания романа). Раскольников на каторге, последний сон. Почему каторжане не принимают героя? (эпизод в церкви). Как они относятся к Соне?

Раскольников и Соня: когда пришло осознание любви?

Последний сон: в чем помешательство, каковы его последствия? Почему именно после сна герой освобождается от бреда теории?

Как определил любовь Ф.М.Достоевский? Разрешение спора героев о человеке. В чем смысл предостережения писателя? Почему роман называют книгой 21 века? Вечные ценности в романе, отсвет библейских глав в книге. Символика имени Софья. Очищение и начало пути к воскрешению: как соотносятся они с главами о воскрешении Лазаря?



На дом: подготовиться к обобщающему уроку.

Урок 14. «Книга великой скорби и великой любви» (урок-обобщение).

Сильный класс готовит вопросы самостоятельно. В остальных случаях вопросы предлагает учитель:

Как объяснить слова Г.Фридлендера, назвавшего Достоевского русским Данте? В какой ад спустился писатель?

В чем бунт Раскольникова? В чем его самообман? (по книге Карякина).

В чем значение романа для нас? Почему Достоевский - писатель 21 века?

Легко ли читать роман? Понимать? А нужно ли это?

Определяем метод писателя как фантастический реализм.

В чем суть расхождения взглядов писателя с революционерами-демократами? Слезинка ребенка как критерий всех теорий о переустройстве мира.

Составляем и обсуждаем темы сочинений.

Урок 15. Контрольное сочинение по роману.


Варианты тем:

1. Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Д. «Преступление и наказание».

2. « Я себя, а не старушонку убил» (В чем самообман Раскольникова?).

3.Слезинка ребенка как критерий оценки теорий переустройства мира.

4. «Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем…» (Соня и Раскольников: двойники или антиподы?)

5. « Мы одного поля ягоды» (Система персонажей-двойников в романе).

6. Сны и явь в жизни Раскольникова.

И т. д.

В разработке использованы:

Ю.Ф.Карякин «Самообман Раскольникова».

Методика учителя Московской гуманитарной гимназии Г.П. Лазаренко.

Лекции Т.Б.Истоминой ( зав кафедрой литературы КГПИ г. Сыктывкар).

Просмотр содержимого документа
«тема гордости и смирения»

Урок по литературе «Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»


Цель:

Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни.

Как решает вопрос изменения существующего миропорядка.

Рассмотреть сцены, в которых сопоставляются мировоззрения Р.Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.


Оборудование:

Репродукция картины В.И.Перова « Портрет Ф.М.Достоевского».

Репродукция иллюстраций к роману «Преступление и наказание» И.Глазунова.


Эпиграфы к уроку:

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос

Ф.М.Достоевский


Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы


Мы продолжаем говорить о романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.


– Напомните, в чем заключается основа сюжета, какова суть?


– Назовите причины, побудившие Раскольникова, совершить преступление?


– В чем смысл теории Раскольникова?


Таким образом, мы можем сказать, что главный герой причисляет себя к людям, имеющим право «преступить через кровь», к людям «высшего разряда».


– Можно ли связать формулировку темы сегодняшнего урока, «Гордость и смирение в романе», с образом Раскольникова?


– И правильно ли она сформулирована в принципе?


– Что такое гордость?


– В чем состоит отличие «гордости» от «гордыни»?


– Что присуще главному герою?


Так, мы можем сказать, что Раскольников обременен одним из семи смертных грехов, гордынею!


– А смирение? С кем из героев мы можем связать эту формулировку?

2. Формулирование цели урока


Итак, сегодня на уроке мы будем обсуждать взаимоотношения двух тесно связанных между собой и при этом абсолютно разных людей: Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Что их соединяет? В чем состоит особенность их внутреннего мира? Почему при их противоположности они вместе? Кто из них является проводником идей автора романа?

3. Беседа


1) Расскажите историю жизни Сонечки Мармеладовой.


– Когда Раскольников впервые услышал о Соне?


– Почему он ею заинтересовался?


– Когда впервые увидел её? (ч.1, гл.7)


– Когда Раскольников увидел Соню второй раз? (ч.3, гл.3)


Прочитайте описание Сони.


– На что больше всего обращает внимание автор в её портрете?


Глубоко психологичные по своему содержанию беседы Раскольникова с Соней помогают нам глубже понять процесс изменения внутреннего мира Раскольникова, помогают раскрыть красоту души Сони, помогают увидеть их суть и различия.


2) Анализ первой беседы (ч.4, гл.4)


– С чего начинается разговор?


– Что говорит Соня о Капернаумовых?


– Что говорит о Катерине Ивановне?


Соня всех любит, всех жалеет, всем сострадает. А Раскольников, рисуя мрачные картины будущего, «загоняет в угол» Соню жестокими вопросами о дальнейшей судьбе её, Катерины Ивановны, детей.


– Зачем он это делает?


Он к Соне не каяться пришел, а искать сообщницу. Раздраженный Раскольников ставит перед Соней жесткие вопросы, отстаивая необходимость насилия для обуздания зла. Он пытается подвести её к своей идее. Но у неё в голове подобный ужас не может родиться. И Раскольников удивлен, «как этакий позор и низость в тебе с другими святыми чувствами умещаются».


– «…и разумнее бы было головой в воду и разом покончить!» Почему Соня отталкивает мысль о самоубийстве?


«Да разве в здравом рассудке так можно рассуждать», – говорит Раскольников. Он считает Соню юродивой. Хотя видит, что она сильнее, тверже его. Просит прочитать притчу из Библии о воскрешении Лазаря.


– Почему именно это просит прочесть?


3) Работа с эпиграфом.


«Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги».




В.Набоков: «Это и ключевая фраза романа и типично Достоевский риторический выверт. Отчего она так груба и безвкусна?...Их невозможно сравнивать»


– Согласны ли вы с мнением Набокова? Обоснуйте свой ответ.


– Что говорит Раскольников после прочтения притчи?


– Почему он зовет Соню с собой?


– Воскресило ли Евангелие Раскольникова?


– В чем он видит свою цель?


– Значит ли это, что он безвозвратно погиб с нравственной точки зрения.


Нет, потому что Раскольников сострадает людям: Соне, пьяной девочке на улице, Катерине Ивановне. Значит совесть его пока жива, значит есть тропиночка к возрождению, значит есть человек, который выведет его по этой тропиночке, и этот человек- Соня.

4. Формулировка вывода учащимися


Запись домашнего задания


Анализ второй и третьей встречи Сони и Раскольникова.


– Почему Раскольников открывает свою тайну Соне?


– Как она реагирует на признание Раскольникова?


– Почему реакция Сони вызывает удивление Раскольникова?


– Какое оправдание для Раскольникова ищет Соня?

5. Отметки за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!