СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". История создания. Жанр.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания. Жанр произведения. Источник. Задание на дом.

Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". История создания. Жанр.»

Василий Перов. « Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского», 1872 год .

Василий Перов. « Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского», 1872 год .

История создания

  • Над романом писатель работал в 1 865—1866 годах. Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник».
  • Через год вышло в свет отдельное издание , структура его была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок .
  • Замысел созревал у Достоевского в течение многих лет. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие» ( сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых) , и наброски романа-исповеди , задуманного как откровение каторжанина .
  • В процессе работы план расширился , и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова , убившего ради спасения близких старуху-процентщицу *. При этом криминальная история стала для автора не только темой , но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах , толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные процессы происходят в душах людей .
  • Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия .
Возможный источник Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова ,  раскольника* , представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 году двух пожилых женщин . Орудием убийства служил топор ; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи и спрятал их, ни разу не воспользовавшись ввиду достатка семейного. Через полгода, в августе, начался суд.

Возможный источник

  • Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистовараскольника* , представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 году двух пожилых женщин . Орудием убийства служил топор ; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи и спрятал их, ни разу не воспользовавшись ввиду достатка семейного. Через полгода, в августе, начался суд.
Жанр Социально-психологический роман - литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, где раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими ; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора. Социально-философский роман - произведение, затрагивающее как социальные (общественные) проблемы , так и проблемы философского характера (смысл жизни и прочее), которые появляются в результате взаимодействия героев (социума).

Жанр

  • Социально-психологический роман -

литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, где раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими ; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

  • Социально-философский роман -

произведение, затрагивающее как социальные (общественные) проблемы , так и проблемы философского характера (смысл жизни и прочее), которые появляются в результате взаимодействия героев (социума).

Почему Раскольников убил старушку? Достаточно долгим был авторский путь при поисках ответа на вопрос о том, почему Раскольников убил процентщицу. В письме Михаилу Каткову Фёдор Михайлович ограничил представление о смысле деяния своего героя «простой арифметикой» : студент решил лишить жизни «глухую, глупую, злую и больную старуху», чтобы дать шанс на спасение другим страдающим людям — себе, своей сестре и матери . Во второй версии романа также присутствовал своеобразный  филантропический посыл со стороны персонажа: « Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу ». Наконец, в окончательной редакции была артикулирована раскольниковская «идея Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов».

Почему Раскольников убил старушку?

  • Достаточно долгим был авторский путь при поисках ответа на вопрос о том, почему Раскольников убил процентщицу.
  • В письме Михаилу Каткову Фёдор Михайлович ограничил представление о смысле деяния своего героя «простой арифметикой» : студент решил лишить жизни «глухую, глупую, злую и больную старуху», чтобы дать шанс на спасение другим страдающим людям — себе, своей сестре и матери .
  • Во второй версии романа также присутствовал своеобразный  филантропический посыл со стороны персонажа: « Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу ».
  • Наконец, в окончательной редакции была артикулирована раскольниковская «идея Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов».
Домашнее задание « Досье Раскольникова» или «Профиль Раскольникова ВК»  Ф.И.О (+ значение имени, фамилии ): Род деятельности: Семейное положение: Материальное положение: Родственники: Жизненная позиция/философия: Друзья: Враги/ «Черный список»: Преступление:  и пр.

Домашнее задание

  • « Досье Раскольникова» или
  • «Профиль Раскольникова ВК»

Ф.И.О (+ значение имени, фамилии ):

Род деятельности:

Семейное положение:

Материальное положение:

Родственники:

Жизненная позиция/философия:

Друзья:

Враги/ «Черный список»:

Преступление:

и пр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!