СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою..." (2 класс Школа России)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою..." (2 класс Школа России)»

Пётр Ильич Чайковский слушать музыку –   Что вы представили себе, слушая музыку?  –  Что почувствовали?

Пётр

Ильич

Чайковский

слушать музыку

–   Что вы представили себе, слушая музыку? –  Что почувствовали?

–   Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина .  –  Что хотел нам сказать художник?  –   Кто догадался,  как называется эта картина?

–   Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина . –  Что хотел нам сказать художник? –   Кто догадался,  как называется эта картина?

Месяц январь – зиме государь. Береги нос в большой мороз. Мороз не велик, а стоять не велит. Декабрь зиму встречает, а год провожает. –   Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь  на уроке?  –  Какие зимние месяцы вы знаете?  –  Что вы знаете о каждом месяце?  –  Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Месяц январь – зиме государь.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Декабрь зиму встречает, а год провожает.

–   Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь  на уроке? –  Какие зимние месяцы вы знаете? –  Что вы знаете о каждом месяце? –  Какие пословицы и поговорки вы знаете?

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа.

Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

Федор Иванович Тютчев

Федор

Иванович

Тютчев

Смотрим видеоурок о Ф.И.Тютчеве по ссылке https://youtu.be/kGyFilIyir8

Смотрим видеоурок о Ф.И.Тютчеве по ссылке

https://youtu.be/kGyFilIyir8

Музей-усадьба в Овстуге Родился Фёдор Тютчев в селе Овстуге – село в Брянской области, в богатой дворянской семье. Здесь, в усадьбе, прошло его детство и юность.

Музей-усадьба в Овстуге

Родился Фёдор Тютчев в селе Овстуге – село в Брянской области, в богатой дворянской семье. Здесь, в усадьбе, прошло его детство и юность.

Учился маленький Федя дома. Были у него учителя, которые и обучали мальчика разным наукам.

Учился маленький Федя дома. Были у него учителя, которые и обучали мальчика разным наукам.

Фёдор Тютчев был умным мальчиком. В 14 лет он уже писал стихи. А в 15 лет стал студен­том Московского университета. После учебы уехал Тютчев в Германию. И очень долго прожил в этой стране. Но о своей Родине поэт не забывал, тосковал по ней, вспоминал родные поля и леса. И очень много писал о Родине.

Фёдор Тютчев был умным мальчиком. В 14 лет он уже писал стихи. А в 15 лет стал студен­том Московского университета. После учебы уехал Тютчев в Германию. И очень долго прожил в этой стране. Но о своей Родине поэт не забывал, тосковал по ней, вспоминал родные поля и леса. И очень много писал о Родине.

Его очень часто называют «Певцом природы». Потому что его стихи очень мелодичны, кажется, что он поет о природе. Много своих произведений посвятил Тютчев временам го­да. Вот например: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Его очень часто называют «Певцом природы». Потому что его стихи очень мелодичны, кажется, что он поет о природе. Много своих произведений посвятил Тютчев временам го­да. Вот например:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Слушаем аудиозапись Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно?  –  Почему?

Слушаем аудиозапись

Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно? –  Почему?

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Чтение стихотворения в учебнике.

–   О чём стихотворение Ф. И. Тютчева ? –  Почему Зиму поэт называет «чародейкою»? –  Какое волшебство, колдовство она совершала? –  Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы? –  Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом. –  В каком состоянии находится зимний лес ? –  В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? –  Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой? –  Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой? –  Какой волшебный сон снится зимнему лесу? –  Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца? –  Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?

Мещет – бросает, кидает.

Мещет

бросает, кидает.

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.  И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…  Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Строфа – группа стихотворных строк, объединённых рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие. Стихотворение делится на части – строфы. Понаблюдайте. Что такое строфа?

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Строфа – группа стихотворных строк, объединённых рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.

Стихотворение делится на части – строфы. Понаблюдайте. Что такое строфа?

Олицетворение это перенесение свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит» «чудной жизнью он блестит» Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Например: снег идет, ласковый дождь, компьютер ожил, гитара поет, и т.д. Бывают и авторские олицетворения. Попробуйте найти олицетворения у Тютчева.

Олицетворение

это перенесение свойств и качеств человека

на неодушевлённые предметы.

«Чародейкою Зимою

околдован лес стоит»

  • «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»

«сном волшебным очарован»

  • «сном волшебным очарован»

«чудной жизнью он блестит»

  • «чудной жизнью он блестит»

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Например: снег идет, ласковый дождь, компьютер ожил, гитара поет, и т.д. Бывают и авторские олицетворения.

Попробуйте найти олицетворения у Тютчева.

Метафора это слово в переносном значении, сравнение предмета или явления с другим. «под снежной бахромой» «под снежной бахромой» «Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…» «Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…» Еще один прием – метафора. Это слово или выражение употребленное в переносном значении, сравнение предмета с другим предметом по общему признаку. Попробуйте найти сравнения у Тютчева.

Метафора

это слово в переносном значении, сравнение

предмета или явления с другим.

«под снежной бахромой»

  • «под снежной бахромой»

«Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…»

  • «Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…»

Еще один прием – метафора. Это слово или выражение употребленное в переносном значении, сравнение предмета с другим предметом по общему признаку.

Попробуйте найти сравнения у Тютчева.

Эпитет это образное описание предмета или явления. «неподвижная, немая» «неподвижная, немая» «не мертвец и не живой» «не мертвец и не живой» «косой» «косой» Еще один прием – эпитет. Это образное описание предмета, какой он. Попробуйте найти образы у Тютчева.

Эпитет

это образное описание предмета или явления.

«неподвижная, немая»

  • «неподвижная, немая»

«не мертвец и не живой»

  • «не мертвец и не живой»

«косой»

  • «косой»

Еще один прием – эпитет. Это образное описание предмета, какой он. Попробуйте найти образы у Тютчева.

Какие иллюстрации подходят к стихотворению?

Какие иллюстрации подходят к стихотворению?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!