Пётр
Ильич
Чайковский
слушать музыку
– Что вы представили себе, слушая музыку? – Что почувствовали?
– Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина . – Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина?
Месяц январь – зиме государь.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке? – Какие зимние месяцы вы знаете? – Что вы знаете о каждом месяце? – Какие пословицы и поговорки вы знаете?
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа.
Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
Федор
Иванович
Тютчев
Смотрим видеоурок о Ф.И.Тютчеве по ссылке
https://youtu.be/kGyFilIyir8
Музей-усадьба в Овстуге
Родился Фёдор Тютчев в селе Овстуге – село в Брянской области, в богатой дворянской семье. Здесь, в усадьбе, прошло его детство и юность.
Учился маленький Федя дома. Были у него учителя, которые и обучали мальчика разным наукам.
Фёдор Тютчев был умным мальчиком. В 14 лет он уже писал стихи. А в 15 лет стал студентом Московского университета. После учебы уехал Тютчев в Германию. И очень долго прожил в этой стране. Но о своей Родине поэт не забывал, тосковал по ней, вспоминал родные поля и леса. И очень много писал о Родине.
Его очень часто называют «Певцом природы». Потому что его стихи очень мелодичны, кажется, что он поет о природе. Много своих произведений посвятил Тютчев временам года. Вот например:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Слушаем аудиозапись
Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо, громко, радостно, торжественно? – Почему?
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Чтение стихотворения в учебнике.
– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева ? – Почему Зиму поэт называет «чародейкою»? – Какое волшебство, колдовство она совершала? – Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы? – Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом. – В каком состоянии находится зимний лес ? – В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? – Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой? – Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец, а что к слову живой? – Какой волшебный сон снится зимнему лесу? – Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца? – Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
Мещет –
бросает, кидает.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Строфа – группа стихотворных строк, объединённых рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.
Стихотворение делится на части – строфы. Понаблюдайте. Что такое строфа?
Олицетворение
это перенесение свойств и качеств человека
на неодушевлённые предметы.
«Чародейкою Зимою
околдован лес стоит»
- «Чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным очарован»
- «сном волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
- «чудной жизнью он блестит»
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Например: снег идет, ласковый дождь, компьютер ожил, гитара поет, и т.д. Бывают и авторские олицетворения.
Попробуйте найти олицетворения у Тютчева.
Метафора
это слово в переносном значении, сравнение
предмета или явления с другим.
«под снежной бахромой»
«Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…»
- «Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…»
Еще один прием – метафора. Это слово или выражение употребленное в переносном значении, сравнение предмета с другим предметом по общему признаку.
Попробуйте найти сравнения у Тютчева.
Эпитет
это образное описание предмета или явления.
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
Еще один прием – эпитет. Это образное описание предмета, какой он. Попробуйте найти образы у Тютчева.
Какие иллюстрации подходят к стихотворению?