Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение Средняя общеобразовательная школа №36 г.Белгорода Проект по теме: «В.А. Евтушевский и его достижения в математике» Ученицы 5 «А» класса Сурядневой Варвары Руководитель проекта: учитель математики Галушко Инна Александровна г. Белгород, 2019
Введение
- Почему я выбрала эту тему?
Мне захотелось узнать, о Василии Андриановиче Евтушевском и о его вкладе в изучение математики.
Многие дети не знают кто такой В. А. Евтушевский и какие достижения он внес в математическую науку.
Узнать какой вклад внес В. А. Евтушевский в математику.
Эта тема актуальна, потому что многим людям интересно узнать кто и что сделал тот или иной ученый.
Предположим, что Василий Евтушевский создал новую методику изучения математики и арифметики.
Теоретическая часть Биография В.А. Евтушевского
Василий Андрианович Евтушевский родился в 1836 году. Успешно окончил Императорский Санкт-Петербургский университет.
Своей известностью Евтушевский всего больше обязан докладам о преподавании математики, в особенности арифметики.
Приняв за основу метод немецкого педагога Грубе, в несколько измененном виде, Евтушевский издал книги:
«Методика арифметики» (1872) и
«Сборник арифметических задач», которые выдержали много изданий (задачник — свыше 30) и разошлись в количестве свыше миллиона экземпляров.
Василий видоизменил метод Грубе - в этом его большая заслуга.
Вместе с Глазыриным Евтушевский в 1876 году издал также «Методику приготовительного курса алгебры» и к ней небольшой сборник задач.
С конца 1877 до середины 1882 года В. А. Евтушевский был (вместе с А. П. Пятковским) редактором педагогического журнала «Народная школа».
В 1879 году Евтушевский был избран председателем «Педагогического общества».
Практическая часть
- В чем заключается монографический метод Грубе.
- Метод В.А. Евтушевского.
- Основные отличия методик
- Почему же Евтушевский рекомендует МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД для начальной школы?
Метод Грубе:
- никаким приемам вычисления учащихся не учили.
Действия и вычислительные приемы, опирающиеся на арифметические законы, не изучались. По методу Грубе учебный материал располагался не по действиям, а по числам.
- все четыре действия применялись сразу.
- все числа от 1 до 100 доступны. Поскольку все вычисления над числами свыше 100 происходят по аналогии с числами до 100 .
- важно ясно представлять состав всех этих чисел.
Поэтому он предлагал изучать числа в последовательности от 1 до 100 , сравнивая каждое новое число со всеми предыдущими в разностном и кратном их отношениях, т. е. «измерять» число предшествующими числами.
Такой метод изучения числа получил название « монографического », т. е. метода, описывающего число у числа.
Таблица Монографического метода
С числом один
С числом два
1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6
6 – 1 – 1 – 1 – 1 – 1 = 1
С числом три
2 + 2 + 2 = 6
С числом четыре
6 – 2 – 2 = 2
3 + 3 = 6
6 * 1 = 6
6 : 6=1
3 * 2 = 6
6 – 3 = 3
С числом пять
4 + 2 = 6
6 – 4 = 2
6 : 2 = 3
5 + 1 = 6
2 * 3 = 6
6 – 5 = 1
1 * 4 + 2 = 6
6 : 3 = 2
6 : 4 = 1(2)
1 * 5 + 1 = 6
6 : 5 = 1(1)
Далее результаты таблицу заучивались наизусть с тем, чтобы сразу по памяти производить все арифметические действия, не прибегая к вычислениям.
Метод В.А. Евтушевского:
В. А. Евтушевский рекомендовал начинать с разложения изучаемого числа, например, число 6 , на равные слагаемые.
А затем предлагал ученикам разложить 6 кубиков так, как они сами хотят.
И после этого различные виды разложения приводились в порядок и записывались на доске:
5 и 1 = 6
4 и 2 = 6
З и З = 6
2 и 4 = 6
1 и 5 = 6
В. А. Евтушевский предлагал:
- изучать каждое число от 1 до 20 ;
- в пределе 100 подробно останавливаться только на тех, которые имеют много множителей (например 24, 32, 36, 40, 45, 48 и т. д.);
- свыше: 100 изучение каждого числа Евтушевским не рекомендовалось.
Основное отличие методики Евтушевского от методики Грубе : По методу Грубе подробно изучались все числа до 1000. Грубе считал, что идея числа является врожденным изначально. Евтушевский утверждал, что понятие о числе может быть сформировано лишь на основе многократных наблюдений конкретных количеств . Он материалистически подходит к вопросу о развитии понятия числа у детей.
Почему же Евтушевский рекомендует МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД для начальной школы? 1. ребенок до школы приобретает массу конкретных знаний, но они случайны, не систематизированы, не осмыслены. И надо их привести в систему, а всякая система логична. Вот и следует учить ученика началам этой логики; 2. математика доступна для всех. Он решительно возражал против утверждения, что математика доступна лишь немногим избранным, что для этого необходим особый склад ума. Дело не в уме детей, а в способах преподавания, ибо не кто иной, как учитель, складывает ум ученика. 3. математика обладает исключительной способностью учить логически мыслить. 4. Евтушевский видит в изучении числа и всех его отношении ту систему, которая должна воспитывать мысль учащихся.
Задачи из сборника по математике В.А. Евтушевского «Сборник арифметических задач. Дроби»
Для проведения звонка на расстояние 122 арш. связали 9 кусков проволоки: 4 куска было длиной 10 арш., 3 по 11 арш., а остальные 2 куска равной длины. Как велика длина каждого из последних кусков проволоки, если на все узлы при связывании проволок употреблен 1 аршин?
Решение:
1) 122=122,3
4*10=41,4 (арш.)- связали 4 куска
2) 3*11= 33,9(арш.)- связали 3 куска
3) 122,3-41,4-33,9=47 (арш.)- длина двух кусков
4) 1*9=9 (арш.)- длина между узлами
5) (47-9):2=19 (арш.)-длина каждого последнего куска
Ответ: 19 аршина.
В селении 800 жителей: лиц женского пола приходится 45%. На сколько человек мужского пола больше, чем женского, в этом селении?
Решение:
1) 800:100=8 (ж.)-составляет 1%.
2) 45*8=360 (ж.)-женского пола.
3) 800-360=440 (ж.)-мужского пола.
4) 440-360=80 (ж.)- больше мужского пола ,чем женского.
Ответ: на 80 жителей.
Заключение
- В результате исследования, нами было выявлено, что Василий Евтушевский создал метод изучения математики и арифметики, которым мы пользуемся и посей день.
- Можем предположить, что наша гипотеза была верна.
Вывод
- Данная тема помогла нам понять, что каждый человек может сделать то, что улучшит жизнь всего человечества.
- Можно сказать, что поставленная нами цель была достигнута.
- Тема оказалась интересной и многогранной, заслеживая дальнейших изучений.
Список литературы
1. Вопросы методики преподавания математики и «Арифметика». Pandia.ru. Copyright © 2009-2018 Pandia.
2 . Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Просвещение, 1974.- 368с.
3 . Методы обучения детой арифметике в XVIII—XIX вв. в начальной школе. Ifopedia.su
4 . Евтушевский, Василий Адрианович. — Wikimedia® Foundation, Inc.
5 . Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного системного курса. Евтушевский В.А. - Серия: Русская школа - Издательство: Белый город, 2014 год.
Спасибо
За Внимание