Новая история. 7 класс
Европейское общество в раннее Новое время
Михайлова Надежда Михайловна
Экономическое развитие Европы в XVI – XVII веках
Увеличение объемов торговли
Развитие производства
Накопление
капитала
Зарождение капитализма
Появление мануфактур
Капитализм – это общественный строй, основанный на частной собственности и использовании наемного труда.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Феодализм
Капитализм
Главная ценность – земля
Главная ценность – промышленные предприятия
Феод принадлежит феодалу как условное земельное держание, верховным собственником земли является король
Предприятия находятся в частной собственности владельца
Два основных класса – феодалы и зависимые крестьяне
Два основных класса – буржуазия и наемные рабочие
Зависимость крестьян личная и поземельная
Наемный рабочий лично свободен, его зависимость экономическая
Крестьянин имеет хозяйство, орудия труда, скот
Наемный рабочий лишен орудий труда и частной собственности
Господствует натуральное хозяйство
Рыночное хозяйство
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Условия развития капитализма
Рабочая сила
Капитал
Рынки сбыта продукции
© Комплексуроков Р.Ф.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Буржуазия Нового времени
С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических
предпринимателей .
Верхушку предпринимателей к середине XVII в. составляли купцы, ведущие международную торговлю,
крупные банкиры и откупщики. Позже, в XIX в., их назовут буржуазией .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Буржуазия Нового времени
Фуггеры – самая богатая в Европе купеческая семья из города Лугсбурга (Германия). Их предки в XIV в. были мастерами ткацкого цеха и вели торговлю полотном. В 1488 г. Фуггеры ссудили эрцгерцога Сигизмунда большой суммой денег и получили право покупать всю добычу серебра Швацких копей. В XVI в. Фуггеры известны как банкиры, дававшие в долг деньги не только князьям, но и императорам.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Буржуазия Нового времени
Медичи — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. В XII веке семья Медичи переселилась из во Флоренцию, занялась ростовщичеством и стала быстро богатеть. Представители семьи наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения.
Козимо Медичи
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Буржуазия Нового времени
Откупщики брали на откуп сбор какой-либо пошлины или налога, они выплачивали вперёд в казну определённую сумму денег, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.
Откупщик Антуан Лоран Лавуазье – французский естествоиспытатель, основатель современной химии. Значительную часть больших доходов, которые Лавуазье получал от откупов, он тратил на научные опыты .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Новое дворянство
Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. В начале эпохи Нового времени дворянство начало делиться на новое и старое. Старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии.
- Дворянство Мантии – приобретали себе титул за деньги либо получали его за государственную службу.
- Дворянство шпаги – Получали титул за военную службу, представители старой аристократии
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Новое дворянство
Обедневшие семьи были из числа тех, кто не служил при дворе, а земли своего домена распродал давно – их называли «воздушными» дворянами.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Новое дворянство
С конца XV в. всё больше землевладельцев (в основном мелкое и среднее дворянство) превращали пахотные земли в пастбища , а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства (одно из последствий революции цен) продажа шерсти давала возможность разбогатеть.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Новое дворянство
Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и др. Таких дворян стали называть новыми дворянами или джентри . Применяя наёмный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Крестьянская Европа
Как и в период Средневековья, основная масса населения Западной Европы по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. Но к началу Нового времени, в своём подавляющем большинстве они стали лично свободны.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Крестьянская Европа
Но за пользование землёй полагалось нести денежные и натуральные повинности . Чтобы получить необходимые деньги, крестьянину всё чаще приходилось обращаться к рынку — продавать свои продукты, а ещё нужны были деньги для уплаты налогов государству и церкви.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Крестьянская Европа
Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали наёмных работников — батраков.
В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколёсные плуги, сеялки, молотилки.
Фермеры – зажиточные крестьяне, которые обладали землями и использовали на них труд наемных людей
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Рабочая сила
Огораживание
Разорившейся крестьянин
Наемный рабочий
Конкуренция на рынке
Разорившейся ремесленник
Наемный рабочий
Бродяги, нищие
«Кровавые законы»
Наемный рабочий
© Комплексуроков Р.Ф.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Крестьянская Европа
В целом же в Европе ещё в XVIII в. большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда, так как железо было дорогим. Крестьяне были также рудокопами, ткачами, перевозчиками, занимались выплавкой железа и др. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Люди с дорожной обочины»
Тяжёлым было положение наёмных работников : чаще всего они попадали в разряд бедноты. Их зарплата была невелика,
а причин для того, чтобы впасть в нищету, много.
- Рабочий день от рассвета до заката.
- Труд женщин и детей оплачивался меньше чем мужской.
- Система штрафов и наказаний.
- Проживание на территории мануфактуры.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Люди с дорожной обочины»
Вместе с тем в раннее Новое время существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь, о них пытались заботиться, разрешали просить милостыню у церквей и на рынках. Но если
бедняк был
чужаком, для него
существовал один
путь –
бродяжничество
и нищенство.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Люди с дорожной обочины»
В XVI в., когда появилась потребность в наёмном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников.
Долг каждого – самостоятельно обеспечить свою жизнь.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Люди с дорожной обочины»
Власти принимали законы о нищенстве , запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара.
- В Германии, в городе Кёльне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению.
- В XVI в. в Англии: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Люди с дорожной обочины»
Каждый искал свой выход. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наёмниками на военную службу или нанимались в слуги.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Изменения в социальной структуре общества
Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества, положение и занятия
различных слоев населения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание :
§ 5
Выучить новые слова.
На «5» - письменно ответить на вопросы к документу на стр. 5 «Комиссия по расследованию дел об огораживании. 1517г.»
На «4» - вопросы №2 на стр. 55.
На «3» - вопрос 4 на стр. 55.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»