Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и образования, рассмотреть достижения в области архитектуры.
• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты |
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные |
I. Мотивация | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Картинки (иллюстрации по теме) Кунсткамера, ассамблея, страница из учебника, Сухарева башня, Петропавловский собор, Зимний дворец, летний дворец, дворец Петра в Петергофе, скультура Петра 1. О чем пойдет речь на уроке? С каким именем связаны эти достижения? Какие эмоции у вас вызывают иллюстрации? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. О культуре времен Петра Красивые места и памятники | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. | | Организация учебной деятельности | Анализ - Знание эпохи |
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Прочитайте в учебнике речь Петра 1-1 ряд и высказывание – 2 ряд и ответим на вопросы: 1 ряд – Судя по этим высказываниям, какую цель в культурном развитии России ставил Петр 2 ряд – Считает ли Петр европейскую культуру безусловным образцом для подражания Какой в связи с этим возникает вопрос? Какое вы видите противоречие? Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос Что из имеющихся знаний нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос: Произошел ли при Петре европейский переворот в культуре? Как мы с вами организуем учебную деятельность, по какому плану. А я вам предлагаю путешествие по станциям 1станция – термины 2 станция - заполни таблицу 3 станция – проверь и протяни цепочку 4 станция – Вопрос - Ответ 5 станция - Найди ошибку 6 станция – Разгадай шифрограмму. | Ответы учеников: наша задача: Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся | 1 станция Игра: определи термины. (гравюра, Домострой, Кунсткамера, арабские цифры, цифирная школа, Навигацкая школа, Морская академия, Юности честное зерцало, «Ведомости о военных и иных делах», Академия наук, Невский проспект, парсуна, переворот, голландское барокко, Зимний дворец, Растрелли Бартололио Карло, И.И. Никитин, Доменино Трезини.) | Ученики называют задачи, стоящие перед Петром1, составляют кластер личностных качеств императора, выполняют тест. - Ученики называют: - Объяснение значений слов | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
III Выявление места и причины затруднений | Мы сможем ответить на этот вопрос сразу без подготовки. Какими знаниями для ответа мы должны обладать Расставьте данные слова в таблицу. 2 станция: Направления в культуре | Признаки европейской культуры | Признаки самобытной культуры | 1.Образование 2.Просвещение 3.Архитектура 4.Искусство | | | Есть ли у вас затруднения? И в чем? | | | | | |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Каждая команда работает с определенной темой таблицы и с той областью достижений, которая она связана. Реформы образования Просвещение Архитектура Искусство Дан текст и вопрос к нему: На слайде появляются признаки европейской культуры и самобытной | Работают в группах, обсуждают | | | | |
V Реализация построенного проекта | Рассказ учащихся и определение в таблицу Направления в культуре | Признаки европейской культуры | Признаки самобытной культуры | 1.Образование 2.Просвещение 3.Архитектура 4.Искусство | | | | Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. | | | | |
VI Первичное закрепление во внешней речи | Заполнение в таблице, Сделаем вывод: с помощью тонких и толстых вопросов. Правила: каждая группа составляет 1вопрос Кто? Что? Когда? Сколько и 1 вопрос со словами Почему? Объясни? Назови? Предложи? Придумай? Поделись? | | | | | |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | | | | | |
VIII Включение в систему знаний | Дан текст, исправьте не менее двух ошибок. Бартоломео Карло Растрелли – портретист из Италии. С 1716 года работал в России. Автор известных портретов Ивана Грозного, Анны Иоанновны с арапченком Доминико Трезини- россиянин, скульптор, с 1703 года работал в России. Представитель раннего барокко. Автор Летнего дворца Петра 1, собора Петропавловской крепости. | | | | | |
IX Рефлексия учебной деятельности | Шифрограмма »Прорубил окно в Европу» А почему возникло такое высказывание и как вы его понимаете? Вернемся к вопросу: Произошел ли при Петре европейский переворот в культуре? Проведем оценку своей работы Домашнее задание: | Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;. | |