Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. А. Дистервег
Противоречия
недостаточное умение активно использовать их в социальной и межкультурной коммуникации
объём иноязычных знаний учащихся, уровень владения ими социокультурной компетенцией
имеющиеся научно –методические наработки по формированию социокультурной компетенции
сложность реализации этой задачи в школе
недостаточная разработанность технологии формирования социокультурной компетенции учащихся
требования педагогической практики
обеспеченность учебниками, книгами для домашнего чтения,
наглядностью
требования ВГОС
Цель работы: создание условий для
формирования социокультурной компетентности
учащихся при обучении английскому языку в школе (создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, через приобщение к его культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира).
Задачи:
*расширять объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;
*развивать чувство толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;
*расширять кругозор учащихся, повышать уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка.
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации
Практическая цель работы:
Передать сам способ выполнения действия
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его
Задачи:
- Создание системы заданий для формирования коммуникативных УУД
- Формирование с помощью заданий коммуникативных универсальных учебных действий
- Наполнение заданий предметным содержанием
- Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся
Объект исследования: содержание обучения
английскому языку учащихся в школе.
Предмет исследования: формирование у учащихся социокультурной компетенции путем внедрения коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования:
Содержание обучения учащихся английскому языку будет более эффективным, ориентированным на их личностные установки, если в учебный процесс включить социально – культурный компонент на основе:
1)использования элементов национально – культурных особенностей в содержании учебных планов;
2)осуществления интенсификации учебно – воспитательного процесса путём использования новых методов и приёмов обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества;
3)расширения профессионального и общего кругозора учителя, работы в тесном контакте с учителями географии, истории и других школьных предметов.
Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально- культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.
Компоненты социокультурной компетенции:
* лингвострановедческий компонент - лексические единицы с национально – культурной семантикой и умением их применять в ситуациях межкультурного общения - пословицы, идиомы, афоризмы;
* социолингвистический компонент - языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов;
* социально – психологический компонент - владение социо и культурнообусловленными сценариями, национально – специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре;
* культурологический компонент - социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон.
Требования к результатам обучения иностранным языкам в области социокультурной компетенции
Учащиеся должны:
- иметь представление о сходстве и различии в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- иметь представление о культуре стран изучаемого языка;
- знать особенности речевого , неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка;
- применять эти знания в различных ситуациях.
Виды УУД
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
5
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
постановка вопросов
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3
2
10
социальный
развивающий
воспитательный
Положительный потенциал
коммуникативных УУД
- понимание возможности существования различных мнений, готовность к рассмотрению различных точек зрения; умение обосновывать свое мнение; способность организовывать; обеспечение бесконфликтной коллективной работы
- понимание возможности существования различных мнений, готовность к рассмотрению различных точек зрения;
- умение обосновывать свое мнение;
- способность организовывать;
- обеспечение бесконфликтной коллективной работы
- владение диалогической и монологической речью; обеспечение обменом знаний для принятия общих решений; умение получать нужную информацию; способность излагать собственные мысли; осознанное чтение
- владение диалогической и монологической речью;
- обеспечение обменом знаний для принятия общих решений;
- умение получать нужную информацию;
- способность излагать собственные мысли;
- осознанное чтение
обучающий
- предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии
- предвидение разных вероятных мнений других людей;
- развитие способности к самосознанию и рефлексии
- способность взять инициативу на себя; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
- способность взять инициативу на себя;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации .
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
* Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин)
Коммуникация как взаимодействие
Оцениваемые УУД :
действия, направленные на учет позиции партнера
Коммуникация как взаимодействие
Методика «Кто прав?»
Показатели уровня выполнения задания:
- Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора ; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
- Средний уровень : ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
- Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.
Коммуникация как кооперация
Оцениваемые УУД :
коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Взаимодействие как кооперация
Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
Уровни и показатели сформированности универсальных учебных действий
Низкий уровень
- осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения
- осуществляет только отдельные операции,
- способен повторять действия учителя,
- не планирует и не контролирует свои действия,
- заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения
Средний уровень
- неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач, при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия
- неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач,
- при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия
Высокий уровень
- обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий, выведение нового способа для каждой конкретной задачи
- обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий,
- выведение нового способа для каждой конкретной задачи
87 %
80,6 %
74,1 %
19,3 %
12,9%
12,9 %
6,4 %
6,4 %
Уровень развития коммуникативных УУД учащихся
3-го «А» класса
86,6%
86,6%
66,6%
20,6%
13,3 %
6,6%
6,6%
6,6%
Уровень развития коммуникативных УУД учащихся
3-го «Б» класса
Зарождается
С привлечением
Через
Младший школьный возраст
устное народное творчество
элементов народного художественного творчества
детских стихов, песенок, мультфильмов
любовь к своему народу
к родной земле
интерес к иностранному языку
Воспитывается
толерантность к представителям иной культурной традиции
Технологии обучения для развития коммуникативных универсальных учебных действий
Информационно-коммуникационная технология обучения
Технология интерактивного обучения
Метод проектов
Технология проблемного обучения
Формирование навыков участия в различных формах организации проектной деятельности
5-6 класс
7-8 класс
«Юные переводчики» (англ.яз.)
9- класс
«Басни Эзопа и Крылова»
«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» (англ.яз.)
«Какое удовольствие путешествовать!» (англ.яз.)
«Путешествие по Франции» (франц.яз.)
«Мастер литературного перевода» (франц.яз.)
(лит-ра)
Читательский клуб «Читай-ка» (лит-ра)
«Обложка учебника математики»
«Show must go on» (англ.яз.)
«Первая презентация»
Литературный альманах (ин. яз. и литература)
«Математический кроссворд»
«Искусство глазами математики»
«Мой первый сайт» (инф.)
«Первые шаги в естествознании»
«Геометрическое моделирование»
«Геометрия каждый день»
«Реклама математического понятия»
«Модель функции» (инф.)
«На географической волне»
« Все дело в шляпе»
«Мир, в котором мы живем»
« Вышивка - древнее искусство»
«Из истории костюма»
«Матусовский – наш земляк» (англ. яз., ИЗО, музыка, литература)
«Дом, в котором мы живем»
Следующая группа – проектная деятельность. С этим видом деятельности учащиеся хорошо знакомы с начальной школы, поэтому основной задачей стало создание большого поля проектов. Таким образом у нас появилась карта проектов основной школы. Это результат труда всего педагогического коллектива. Это живые проекты, которые разделены по областям знаний. В карте много проектов по иностранному языку, математике, прикладному искусству. Все это проекты краткосрочные и индивидуальные. А вот проекты по литературе – долгосрочные, глобальные, в которых принимают участие класс или целая параллель. Например; читательский клуб
Школьный альманах
Индивидуальные, но долгосрочные проекты в рамках естественного цикла, которые требуют исследовательского подхода, постановки эксперимента. И по сути они являются переходным звеном от проектной к учебно-исследовательской деятельности.
Но такая карта не является показательной и доступной для всех участников процесса, и тогда была создана следующая таблица.
Проектная деятельность
“ The House of my Dream”
Внеклассное
мероприятие
«Волшебство поэзии»
Урок–защита
проектов “Shopping”
Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом
Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности . Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Выводы:
- Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных УУД способствует приобщению учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка;
- учит представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- обогащает словарный запас и учит применять его в жизни.
Результат формирования социокультурной компетентности – выбор наших выпускников
Реклама и связь с общественностью
Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Гостинично -туристический бизнес
Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Филология. Английский язык и литература
Спасибо за внимание
Матвеева Светлана Викторовна