СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эверест, методический конкурс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эверест, методический конкурс»

Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка

Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка

  Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.   А. Дистервег

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. А. Дистервег

Противоречия   недостаточное умение активно использовать их в социальной и межкультурной коммуникации объём иноязычных знаний учащихся, уровень владения ими социокультурной компетенцией имеющиеся научно –методические наработки по формированию социокультурной компетенции сложность реализации этой задачи в школе недостаточная разработанность технологии формирования социокультурной компетенции учащихся требования педагогической практики обеспеченность учебниками, книгами для домашнего чтения, наглядностью требования ВГОС

Противоречия

недостаточное умение активно использовать их в социальной и межкультурной коммуникации

объём иноязычных знаний учащихся, уровень владения ими социокультурной компетенцией

имеющиеся научно –методические наработки по формированию социокультурной компетенции

сложность реализации этой задачи в школе

недостаточная разработанность технологии формирования социокультурной компетенции учащихся

требования педагогической практики

обеспеченность учебниками, книгами для домашнего чтения,

наглядностью

требования ВГОС

Цель работы: создание условий для формирования социокультурной компетентности учащихся при обучении английскому языку в школе (создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, через приобщение к его культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира).  Задачи:  *расширять объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;  *развивать чувство толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;  *расширять кругозор учащихся, повышать уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка.

Цель работы: создание условий для

формирования социокультурной компетентности

учащихся при обучении английскому языку в школе (создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, через приобщение к его культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира).

Задачи:

*расширять объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;

*развивать чувство толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;

*расширять кругозор учащихся, повышать уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка.

Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации Практическая  цель работы: Передать сам способ выполнения действия Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его Задачи: Создание системы заданий для формирования коммуникативных УУД Формирование с помощью заданий коммуникативных универсальных учебных действий Наполнение заданий предметным содержанием Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся

Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации

Практическая цель работы:

Передать сам способ выполнения действия

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его

Задачи:

  • Создание системы заданий для формирования коммуникативных УУД
  • Формирование с помощью заданий коммуникативных универсальных учебных действий
  • Наполнение заданий предметным содержанием
  • Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся

Объект исследования:  содержание обучения английскому языку учащихся в школе. Предмет исследования: формирование у учащихся социокультурной компетенции путем внедрения коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.  Гипотеза исследования: Содержание обучения учащихся английскому языку будет более эффективным, ориентированным на их личностные установки,  если в учебный процесс включить социально – культурный компонент на основе: 1)использования элементов национально – культурных особенностей в содержании учебных планов; 2)осуществления интенсификации учебно – воспитательного процесса путём использования новых методов и приёмов обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества; 3)расширения профессионального и общего кругозора учителя, работы в тесном контакте с учителями географии, истории и других школьных предметов.

Объект исследования: содержание обучения

английскому языку учащихся в школе.

Предмет исследования: формирование у учащихся социокультурной компетенции путем внедрения коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Гипотеза исследования:

Содержание обучения учащихся английскому языку будет более эффективным, ориентированным на их личностные установки, если в учебный процесс включить социально – культурный компонент на основе:

1)использования элементов национально – культурных особенностей в содержании учебных планов;

2)осуществления интенсификации учебно – воспитательного процесса путём использования новых методов и приёмов обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества;

3)расширения профессионального и общего кругозора учителя, работы в тесном контакте с учителями географии, истории и других школьных предметов.

Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально- культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.   Компоненты социокультурной компетенции: * лингвострановедческий компонент  - лексические единицы с национально – культурной семантикой и умением их применять в ситуациях межкультурного общения - пословицы, идиомы, афоризмы; * социолингвистический компонент - языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов; * социально – психологический компонент - владение социо и культурнообусловленными сценариями, национально – специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре; * культурологический компонент - социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон.

Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально- культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.

Компоненты социокультурной компетенции:

* лингвострановедческий компонент - лексические единицы с национально – культурной семантикой и умением их применять в ситуациях межкультурного общения - пословицы, идиомы, афоризмы;

* социолингвистический компонент - языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов;

* социально – психологический компонент - владение социо и культурнообусловленными сценариями, национально – специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре;

* культурологический компонент - социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон.

Требования  к результатам обучения иностранным языкам в области социокультурной компетенции    Учащиеся должны: иметь представление о сходстве и различии в традициях своей страны и стран изучаемого языка; иметь представление о культуре стран изучаемого языка; знать особенности речевого , неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка; применять эти знания в различных ситуациях.

Требования к результатам обучения иностранным языкам в области социокультурной компетенции

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сходстве и различии в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  • иметь представление о культуре стран изучаемого языка;
  • знать особенности речевого , неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка;
  • применять эти знания в различных ситуациях.
Виды УУД Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные 5

Виды УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

5

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 5 разрешение конфликтов управление поведением партнёра 1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 3 2 10

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

разрешение конфликтов

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

постановка вопросов

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

2

10

социальный

развивающий

воспитательный

Положительный потенциал

коммуникативных УУД

  • понимание возможности существования различных мнений, готовность к рассмотрению различных точек зрения; умение обосновывать свое мнение; способность организовывать; обеспечение бесконфликтной коллективной работы
  • понимание возможности существования различных мнений, готовность к рассмотрению различных точек зрения;
  • умение обосновывать свое мнение;
  • способность организовывать;
  • обеспечение бесконфликтной коллективной работы
  • владение диалогической и монологической речью; обеспечение обменом знаний для принятия общих решений; умение получать нужную информацию; способность излагать собственные мысли; осознанное чтение
  • владение диалогической и монологической речью;
  • обеспечение обменом знаний для принятия общих решений;
  • умение получать нужную информацию;
  • способность излагать собственные мысли;
  • осознанное чтение

обучающий

  • предвидение разных вероятных мнений других людей; развитие способности к самосознанию и рефлексии
  • предвидение разных вероятных мнений других людей;
  • развитие способности к самосознанию и рефлексии
  • способность взять инициативу на себя; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
  • способность взять инициативу на себя;
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации .
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации .
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация  Коммуникация как условие интериоризации  * Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникация как взаимодействие

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как условие интериоризации

* Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин)

Коммуникация как взаимодействие  Оцениваемые УУД : действия, направленные на учет позиции партнера

Коммуникация как взаимодействие

Оцениваемые УУД :

действия, направленные на учет позиции партнера

Коммуникация как взаимодействие    Методика «Кто прав?»  Показатели уровня выполнения задания:  Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора ; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.  Средний уровень : ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.  Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.

Коммуникация как взаимодействие

Методика «Кто прав?»

Показатели уровня выполнения задания:

  • Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора ; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

  • Средний уровень : ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.

  • Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.
 Коммуникация как кооперация   Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Коммуникация как кооперация

Оцениваемые УУД :

коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

 Взаимодействие как кооперация   Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Взаимодействие как кооперация

Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Уровни и показатели сформированности универсальных учебных действий

Низкий уровень

  • осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения
  • осуществляет только отдельные операции,
  • способен повторять действия учителя,
  • не планирует и не контролирует свои действия,
  • заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения

Средний уровень

  • неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач, при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия
  • неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач,
  • при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия

Высокий уровень

  • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий, выведение нового способа для каждой конкретной задачи
  • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий,
  • выведение нового способа для каждой конкретной задачи
87 % 80,6 % 74,1 % 19,3 % 12,9% 12,9 % 6,4 % 6,4 % Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 3-го «А» класса

87 %

80,6 %

74,1 %

19,3 %

12,9%

12,9 %

6,4 %

6,4 %

Уровень развития коммуникативных УУД учащихся

3-го «А» класса

86,6% 86,6% 66,6% 20,6% 13,3 % 6,6% 6,6% 6,6% Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 3-го «Б» класса

86,6%

86,6%

66,6%

20,6%

13,3 %

6,6%

6,6%

6,6%

Уровень развития коммуникативных УУД учащихся

3-го «Б» класса

Зарождается С привлечением Через  Младший школьный возраст устное народное творчество элементов народного художественного творчества детских стихов, песенок, мультфильмов любовь к своему народу к родной земле интерес к иностранному языку Воспитывается толерантность к представителям иной культурной традиции

Зарождается

С привлечением

Через

Младший школьный возраст

устное народное творчество

элементов народного художественного творчества

детских стихов, песенок, мультфильмов

любовь к своему народу

к родной земле

интерес к иностранному языку

Воспитывается

толерантность к представителям иной культурной традиции

Технологии обучения для развития коммуникативных универсальных учебных действий Информационно-коммуникационная технология обучения Технология интерактивного обучения Метод проектов Технология проблемного обучения

Технологии обучения для развития коммуникативных универсальных учебных действий

Информационно-коммуникационная технология обучения

Технология интерактивного обучения

Метод проектов

Технология проблемного обучения

Формирование навыков участия в различных формах организации проектной деятельности

5-6 класс

7-8 класс

«Юные переводчики» (англ.яз.)

9- класс

«Басни Эзопа и Крылова»

«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» (англ.яз.)

«Какое удовольствие путешествовать!» (англ.яз.)

«Путешествие по Франции» (франц.яз.)

«Мастер литературного перевода» (франц.яз.)

(лит-ра)

Читательский клуб «Читай-ка» (лит-ра)

«Обложка учебника математики»

«Show must go on» (англ.яз.)

«Первая презентация»

  Литературный альманах (ин. яз. и литература)

«Математический кроссворд»

«Искусство глазами математики»

«Мой первый сайт» (инф.)

«Первые шаги в естествознании»

«Геометрическое моделирование»

 

«Геометрия каждый день»

«Реклама математического понятия»

«Модель функции» (инф.)

«На географической волне»

« Все дело в шляпе»

«Мир, в котором мы живем»

« Вышивка - древнее искусство»

«Из истории костюма»

«Матусовский – наш земляк» (англ. яз., ИЗО, музыка, литература)

«Дом, в котором мы живем»

Следующая группа – проектная деятельность. С этим видом деятельности учащиеся хорошо знакомы с начальной школы, поэтому основной задачей стало создание большого поля проектов. Таким образом у нас появилась карта проектов основной школы. Это результат труда всего педагогического коллектива. Это живые проекты, которые разделены по областям знаний. В карте много проектов по иностранному языку, математике, прикладному искусству. Все это проекты краткосрочные и индивидуальные. А вот проекты по литературе – долгосрочные, глобальные, в которых принимают участие класс или целая параллель. Например; читательский клуб

Школьный альманах

Индивидуальные, но долгосрочные проекты в рамках естественного цикла, которые требуют исследовательского подхода, постановки эксперимента. И по сути они являются переходным звеном от проектной к учебно-исследовательской деятельности.

Но такая карта не является показательной и доступной для всех участников процесса, и тогда была создана следующая таблица.

Проектная деятельность “ The House of my Dream” Внеклассное мероприятие «Волшебство поэзии» Урок–защита проектов “Shopping”

Проектная деятельность

The House of my Dream”

Внеклассное

мероприятие

«Волшебство поэзии»

Урок–защита

проектов “Shopping”

Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом

Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом

 Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности . Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности . Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Выводы: Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных УУД способствует приобщению учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка; учит представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; обогащает словарный запас и учит применять его в жизни.

Выводы:

  • Формирование социокультурной компетентности учащихся посредством внедрения коммуникативных УУД способствует приобщению учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка;
  • учит представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
  • обогащает словарный запас и учит применять его в жизни.

 Результат формирования социокультурной компетентности – выбор наших выпускников   Реклама и связь с общественностью Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Гостинично -туристический бизнес Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Филология. Английский язык и литература

Результат формирования социокультурной компетентности – выбор наших выпускников

Реклама и связь с общественностью

Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Гостинично -туристический бизнес

Луганский государственный университет им. Т . Шевченко Филология. Английский язык и литература

Спасибо  за внимание Матвеева Светлана Викторовна

Спасибо за внимание

Матвеева Светлана Викторовна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!