СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евангельский сюжет в повести Л. Андреева «Иуда Искариот». Мотив предательства в повести.

Категория: Литература

Технологическая карта урока по произведению Леонида Андреева "Иуда Искариот" для обучающихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Евангельский сюжет в повести Л. Андреева «Иуда Искариот». Мотив предательства в повести.»


Технологическая карта урока

Тема урока

Евангельский сюжет в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Мотив предательства в повести.

Тип урока

Комбинированный урок, урок-исследование.

Цель урока

Обучающиеся познакомятся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести, исследуют проблему предательства, определят идейное своеобразие произведения.

Задачи урока


1. Мотивировать на изучение текста повести Л. Андреева.

2. Организовать индивидуальные выступления обучающихся.

3. Организовать работу по составлению ассоциативного ряда.

4. Организовать работу в группах.

5. Организовать индивидуальную работу по заполнению таблицы.

6. Помочь сделать выводы.

7. Подвести итоги урока, провести рефлексию.

8. Выдать домашнее задание.

Предметные умения

УУД

1. Строить связное высказывание.

2. Подбирать аргументы в подтверждение совей точки зрения.

3. Строить гипотезы на основе прочитанного текста.

4. Анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики.

5. Составлять характеристику героев произведений.

6. Давать оценку поступкам героев на основе собственного читательского или/и жизненного опыта.

7. Анализировать произведение в целом, героев с точки зрения философско-исторического контекста.



Познавательные УУД:

– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формы и методы обучения

Ресурсы

- словесные методы (слово учителя, индивидуальные выступления учащихся);

- наглядный метод (портреты, репродукции картин, тексты);

- исследовательский метод (кластер, сравнительная таблица);

- фронтальная и индивидуальная форма работы.


Портрет Л. Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота;

тексты повести Л. Андреева «Иуда Искариот», распечатки с фрагментами Евангелий от Матфея, Иоанна и Луки, распечатки с таблицей для сравнительного анализа евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева;

репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели урока.

Работа с эпиграфом (записан на доске):

И как нет конца у времени,

так не будет конца рассказам о предательстве

Иуды и страшной смерти его.

Л. Андреев.

Вступительное слово учителя. Комментарий к эпиграфу:

– Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Что мы сегодня должны понять?

В конце урока мы вернемся к эпиграфу и поделимся своим размышлениями, вместе попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах, волнующих человечество не одну тысячу лет и раскрываемых в повести «Иуда Искариот».

Читают эпиграф.

Формулируют тему урока и цель (примерный ответ: предательство Иудой Христа: причины поступка, в чем особенность переосмысление автором евангельского сюжета)

2. Вхождение (погружение) в тему

1. Выступление заранее подготовленных обучающихся с целью подготовки к восприятию евангельских текстов.

– Вы, конечно же, знаете, что тема

предательства Иуды всегда была в центре внимания писателей, живописцев, скульпторов, зодчих и обычных людей.

Об некоторых из них нам расскажут двое учеников.

2. Задает вопросы после прослушивания докладов

- Что общего в картинах великих мастеров?

- Можно ли утверждать, что обе картины имеют общую тему?

- Выделите ключевое слово в теме

- Что такое предательство?

Выскажите свое мнение, подберите ассоциации со словом «Предательство»

3. Составление ассоциативного ряда с понятием «предательство», составляется при помощи записи слов на листы бумаги в формате А4, которые затем крепятся на доску.

4. Подведение итога. Учитель задает вопрос:

– Имеет ли какое-то отношение, созданный ассоциативный ряд к прочитанной вами повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»?

1. Двое учащихся выступают с докладами о двух картинах с евангельским сюжетом: Леонардо да Винчи и Джотто ди Бондоне.

(см. Приложение 1).

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Составляют ассоциативный ряд:

Клевета Ложь Нарушение слова




Предательство





Смертный грех Преступление


4. Отвечают на поставленный вопрос.

(примерный ответ: все предложенные характеристики предательства передают суть поступка Иуды в повести, в которой автор предложил свою интерпретацию евангельского сюжета о предательстве Иисуса Христа Иудой).

3. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева, писателя, популярность которого в начале ХХ века вполне могла конкурировать с популярностью Максима Горького.

Ведь евангельский сюжет, который переосмысляет Л. Андреев в своем произведении, привлекал, привлекает и будет привлекать человечество во все времена. Картины Леонардо да Винчи и Джотто ди Бондоне, о которых мы говорили в начале урока, еще раз доказывают актуальность темы, поднятой Л. Андреевым. Максим Горький в очерке о Л. Андрееве описывает события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. И наша задача – проанализировать повесть «Иуда Искариот», раскрывая авторскую позицию и формулируя собственную.

На мой взгляд, нельзя говорить об интерпретации Леонидом Андреевым евангельского сюжета, не ознакомившись с событиями, описанными евангелистами Лукой, Иоанном, Марком и Матфеем. Они поведали людям о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из авторов по-своему рассказывает об этом.



2. Давайте обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к текстам Евангелия от Иоанна и Луки.



Работа в группах. Три группы (можно разбить по рядам) работает с фрагментами Евангелия

1 группа Евангелие от Матфея,

2 группа от Иоанна

3 группа от Луки

Каждая группа готовит краткий пересказ и комментированное чтение отдельных эпизодов об Иудее и его поступке.

Каждая группа представляет результат своей работы, в ходе обсуждения выявляем общее в рассказе всех трех Евангелистов: Иуда был любимым учеником Христа и предал его.

3. Работа с таблицей

– Теперь, когда мы с вами знакомы и текстом повести Андреева и с Евангелиями, мы можем с вами говорить о сходствах и различиях в передаче одной и той же истории. Важно проследить эти отличия, понять в чем особенность видения образа Иуды

Л. Андреевым.

Для того, чтобы это сделать я предлагаю вам, используя текст повести и Евангелия

заполнить таблицу (лист с пустой таблицей раздается каждому ученику)

Таблица

Евангельские сюжеты

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»

Общие черты




Отличительные черты















4. Работа с заполненными таблицами, выслушиваются два-три ученика.

– Какой вывод мы свами можем сделать? – В чем отличие образа Иуды у Андреева от Иуды евангельского?

– Каков мотив предательства в повести? В чем своеобразие точки зрения автора на эту «вечную» историю?

5. Теперь обратимся к тексту повести «Иуда Искариот».

– Какие традиционные христианские мотивы прослеживаются в повести

Л. Андреева?

– Как Л. Андреев переосмыслят эти мотивы? Проследите по тексту движение от традиционно трактуемых христианством событий к их переосмыслению в тексте повести на примере образа Иуды.

1. Слушают учителя.

2. Разбиваются на группы. Читают отрывки из Евангелий, выполняют задание.

(тексты фрагментов Евангелий см. в Приложении 2)

3. Выступления групп.

4. Заполняют таблицу (примерный вариант заполненной таблицы см. в Приложении 3)

5. Отвечают на вопросы, строят рассуждения.

(примерный ответ: Иуда Л. Андреева – двуличный, непонятный, но умный, а ученики Христа – трусы и предатели. Автор отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды и предлагает нам свою интерпретацию евангельского сюжета и создает «своего» Иуду, который предал Христа не из корыстолюбия, а из-за большой любви к Иисусу и своего понимания, как все должно быть. Иуда не хотел причинить боль Учителю, но сделал это, потому что чувствовал необходимость так поступить, потому что верил по-настоящему в Иисуса-Бога, в отличие от других его учеников).



































































6. Отвечают на вопросы на учителя, анализируют повесть.

(примерный ответ: мотив любви к ближнему (другу, учителя), мотив самопожертвования, мотив выбора, мотив предательства)


(примерный ответ: Иуда в христианской традиции считается предателем, но у Андреева в повести мы видим другого Иуду: сначала перед нами возникает его двойственный облик, потом он свершает некоторые действия в защиту Христа, внешне не выглядят героическими, но показывают любовь Иуды к Христу; дальше он пытается донести до людей правду учения Христа, «познакомив» их с Христом и, наконец, он становится своеобразным создателем образа Христа)

4. Итоги урока.

– Теперь я предлагаю вернуться к эпиграфу нашего урока и поразмышлять о словах Л. Андреева.

Для того, предлагаю использовать прием «Микрофон» (две пары обучающихся, один берет на себя роль корреспондента и задает вопрос однокласснику, предлагая выразить свое согласие/несогласия на высказывание

Л. Андреева, которое послужило эпиграфом к уроку).

(Прием полезен потому, что требует построить связное рассуждение без подготовки, это развивает спонтанную устную речь школьников).

Опрашиваемы ученик отвечает на вопрос, остальные слушают, дополняют высказывание.

5. Рефлексия

Для рефлексии используется прием «дебрифинг»

Ученикам задается три вопроса

1. Что я делал?

2. Что произошло?

3. Как я себя чувствую?

(это позволит учащимся прожить свой опыт, интерпретировать его, зафиксировать свои ощущения после проделанной работы)

Отвечают на вопросы дебрифинга.

6. Домашнее задание.

Выставление оценок за урок.

1. Составить тест по содержанию и идейному смыслу повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

2. Написать мини-сочинение на тему

«Каким я представляю себе Иуду в повести Л. Андреева?»

Записывают домашнее задание.

























Приложение 1.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи была создана в 1495-1498 гг. в доминиканском монастыре в Милане. На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Принято считать, что на картине изображены момент, когда Иисус говорит о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из учеников.

В центре – фигура Иисуса, расположенная и освещенная так, что внимание зрителя обращено прежде всего на него. Апостолы сидят за столом на одной его стороне, чтобы можно было разглядеть их лица. «Один из вас предаст меня...» – и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми сребрениками...Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой картине выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими. Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. Перед зрителем, благодаря силе таланта великого мастера, развертывается древняя евангельская трагедия. 



Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»

Картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» была написана приблизительно в 1305 году. Флорентийский живописец был одним из первых художников, изобразивших Иуду-предателя. Эта знаменитая картина показывает вечную борьбу добра и зла, света и темноты, величия души и подлости. Фон полотна – небо темно-синего цвета, на котором отчетливо видны копья и зажженные факелы. В центре – фигуры Иисуса и Иуды, стоящих друг против друга. Христос изображен автором картины с безупречной античной красотой, а Иуда отталкивает зрителя своим уродливым видом. Конечно, сюжет картины заимствован из евангельской истории о предательстве Иуды Искариота. Джотто показал на картине фрагмент, когда Иуда привел стражей, чтобы те схватили Учителя, однако перед этим лицемерно обнимает и целует Христа. Полотно насыщено драматическим волнением. Толпа в тревоге, сошлись нравственное и безнравственное, искренность и лицемерие, вера в человека и предательство. С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами. Всеми средствами художник старается придать сцене жизни: он преподносит взору фигуры в профильном изображении, уводя их в глубь картины. Ценители творчества Джотто считают «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом. 



Приложение 2.

Раздаточный материал: главы из Евангелий.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Глава 10

2.Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем,

4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его


Глава 26

14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам

15. и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16. и с того времени он искал удобного случая предать Его.

20. Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками;

21. и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

25. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;

46. встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня.

47. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его


Глава 27

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.



ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА


Глава 6

70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

71. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из

двенадцати.


Глава 12

Он был хранителем денег апостолов и вором. Он любил опустошать коробку, в которой

хранились деньги и которую все время носил при себе.


Глава 13

20. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю. Меня принимает; а

принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно

говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Тогда ученики озирались друг на друга, неудомевая, о ком Он говорит.

23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон

Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал

Иуде Симонову Искариоту.

27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай

скорее.


ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ


Глава 22

39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из

двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его.

Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50. И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него,

сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше

время и власть тьмы.

54. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с

Ним.

57. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59. Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он

Галилеянин.

60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он,

запел петух.

61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он

сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62. И, выйдя вон, горько заплакал.

63. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64. и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65. И много иных хулений произносили против Него.

66. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели

Его в свой синедрион

67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.





Приложение 3.

Пример заполненной таблицы

Евангельские сюжеты

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»

Общие черты

Иуда – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа

Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но «он не столько заботился о нищих, но … был вор»

Иуду сопровождает дурная слава, поступки его осуждаются учениками Христа и простыми людьми

Иуда пошел к первосвященникам и предложил за 30 сребреников предать Учителя.

Иисус узнает об измене и говорит об этом на тайной вечере

Предательство Иуды

Иуда – виновник крестных страданий и смерти своего Учителя

Раскаяние Иуды в содеянном, добровольный уход из жизни

Язык евангельских фрагментов и повести (притчи, наставления, цитаты из Евангелия мы находим и в повести; часто предложения и в Евангелии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер)

Отличительные черты

Главный герой – Иисус Христос. Он в центре повествования.

Главный герой – Иуда. Внимание автора приковано к нему. Иисус на заднем плане повествования.

Внешность Иуды ничем не отличается от внешности других учеников Христа

Внешность Иуды, неприятная и отталкивающая, выделяет его среди других учеников. Особенно поражает двойственность облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Иуда один, у него нет жены, нет детей

Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания

Иуда предал Христа, потому что «диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя»

Иуда предал Христа по собственной воле

Ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.

Целуя Христа, указывает легионерам на Учителя.

Ученики заступаются за Христа. Они убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедуют учение Христа, за это многие из них поплатятся жизнью.

Ученики убегают, бросают Христа.

За это их оскорбляет Иуда.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!