Задание № 1. Тема: Взаимодействие океана с сушей и атмосферой.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, ориентируется в тексте учебной статьи.
Информационная (2 уровень): - самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, текст учебной статьи); воспринимает основное содержание фактической – оценочной информации, определяет причинно-следственные связи, делает на основе проведенной работы собственные выводы, проводит проверку своей гипотезы.
Проблемная компетенция (2 уровень):
- обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Путешественник Америго Веспуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помоги ему провести исследование влияния течений на климат побережий.
Задачная формулировка:
Спрогнозируйте, какое влияние может оказывать океаническое течение на климатические особенности побережья материка?
Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?
Используя карты атласа, заполните предложенную форму таблицы.
Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.
Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.
Бланк для выполнения задания.
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения .....................
Название течения | Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. t января | Ср. t июля | Среднегодовое кол-во осадков ( в мм) |
| | | | | | |
| | | | | | |
Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы_______________________________________________________________________
Инструмент проверки (приложение 4)
Задание № 2. Тема: Природные особенности океанов Земли.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.).
Информационная (2 уровень): - самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации); планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативная компетенция (1 уровень):
- оформляет свою мысль в форме небольшого рассказа, в котором раскрываются особенности океана.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по океанам Земли». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.
Задачная формулировка:
1. Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.
2. Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.
3. Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.
Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгельское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.
Источники информации: Текст для выполнения задания 1:
А) 85% акватории этого океана расположено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северо-восточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории. _____________________океан
Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой). Ее разделяет на две части крупный подводный хребет , который протягивается через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена был осью естественного «моста», между двумя северными материками. _________________океан
В) Название этого океана произошло от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире, подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей. __________________океан
Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти уникальных особенностях данного океана)._____________________________
Бланк для выполнения задания.
А)_________________океан Б) ________________океан
В)_________________океан Г) рассказ _________________
Океан | Заливы | Острова | Полуострова | Течения |
Тихий | | | | |
Атлантический | | | | |
Индийский | | | | |
Северный Ледовитый | | | | |
Инструмент проверки (приложение 5)
Результативность
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся по таксономии Кембриджа;
выявить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя.