СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭУП химия 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ЭУП «История Химии» для 10 «А» класса (профильный уровень)

Просмотр содержимого документа
«ЭУП химия 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Абакан




Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол от 30.08.2021г. № 330



Утверждено

Приказом МБОУ «СОШ № 12»

« 31 » 08 21_г № 330










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ЭУП «История Химии»

для 10 «А» класса (профильный уровень)

по внеурочной деятельности по химии









Составитель:

Макарова Кристина Александровна











2021-2022 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по ЭУП «История Химии» для 10 «А» класса (профильный уровень) составлена на основе Образовательной программы МБОУ «СОШ №12» на 2021-2022 учебный год, за основу взят курс «История химии» авторов Е.В. Савинкиной (кандидат химических наук, доцент), Г.П. Логиновой (кандидат химических наук), С.С. Плоткина (кандидат химических наук).

Цель курса: познакомить учащихся с историей становления химии как науки. Задачи:

  • усвоение основ истории химической науки, понятий, законов и теорий;

  • расширение и углубление химических знаний;

  • овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;

  • развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся;

  • формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира;

  • преодоление безразличного отношения к экологическим проблемам;

  • ознакомление школьников с ролью химии в различных отраслях человеческой деятельности; воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и т.д.;

  • формирование у учащихся гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.

Основные концепции курса:

  1. Комплексный подход (изучение вопросов развития аналитической, физической, неорганической, органической химии, предположения, гипотезы, доказательства, законы).

  2. Сравнительно-эволюционная направленность курса (формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой и неживой природы).

  3. Использование самых современных химических данных в различных областях химических наук. Хорошее владение учениками основами общей, неорганической, органической химии, а так же физики и биологии.

  4. Историко-патриотический акцент при изучении химии. Необходимо подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных химиков, многие из которых внесли огромный вклад в развитие химии. Особо отметить ученых, которые отстаивали свои взгляды в трудные годы отечественной истории.

  5. Экологическая направленность курса. Сформировать твердое убеждение, что неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды, включая вредные привычки пагубно сказываются на здоровье человека.


Программа курса включает ряд лекционных, практических и семинарских занятий. Лекционные занятия представляют собой лекции-объяснения, лекции- беседы, лекции-рассказы с демонстрацией учебного эксперимента. На практических занятиях проводятся учебный эксперимент, иллюстрирующий изучение теоретического материала, а также занимательные химические опыты, рисуются различные схемы, таблицы (обязательно включается инструктаж учащихся по технике безопасности). Некоторые опыты сложны в исполнении, поэтому учитель делает их демонстрационными. Остальные же опыты проводятся фронтально. В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной

литературой, оформлять полученные сведения в творческие проекты и стен газеты. Программа курса позволяет развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Рабочая программа элективного курса «История химии» ориентирована на учащихся 10 «А» класса профильного уровня. В этом классе учащиеся имеют высокий уровень интеллектуального развития. Поэтому основные задачи обучения и развития в данном классе направлены на развитие познавательной творческой активности, критического мышления, саморазвитие личности учащихся, активное включение их в процесс самообразования и саморазвития.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 12» программа рассчитана на 1 час в неделю.


Основное содержание курса


Введение

Знакомство с целями и задачами курса, с химической лабораторией, техникой безопасности при работе в лаборатории


Доалхимический период

Теоретическая часть. Химия – наука о составе веществ и их превращениях. Происхождение названия “химия”. Использование химических процессов в первобытнообщинном обществе.Развитие химических знаний в условиях рабовладельческого строя. Древние философы Греции и Рима.

Практическая часть. Изготовление чернил « Секретные чернила». Двухцветный рисунок. Появление разноцветных надписей и рисунков. Изменение окраски живых цветов. Опыты с зажигательными смесями. Фараоновы змеи.


Алхимический период

Теоретическая часть. Основные особенности периода. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия. Достижения алхимии.

Практическая часть. «Превращение одного металла в другой». Получение

«золота». «Молоко из воды». «Серебрение» медных монет. Получение металлического серебра и его свойства. Горение фосфора Самовоспламенение белого фосфора.“Самовозгорание свечи”.


Ятрохимия

Теоретическая часть. Эпоха Возрождения в химии. Значение ятрохимического периода.

Практическая часть. «Заживление раны» - опыты с ацетилсалициловой кислотой. Опыты с уротропином. Экстрагирование жиров из масличных культур. Срочная «химчистка». Затвердевание жидкости. Индикатор воды. Вещества в смесях сохраняют свои индивидуальные свойства. “Вода” зажигает костер. Мы “пишем” красками.


Техническая химия

Теоретическая часть. Металлургия. Производство фарфора. Атомистика.

Практическая часть. Получение бездымного пороха. Восстановительные свойства углерода. Свойства гипса. «Несгораемый платочек», «Несгораемая нить». Самодельный огнетушитель.


Пневматическая химия

Теоретическая часть. Характеристика периода. Флогистика.

Практическая часть. Определение объемного содержания кислорода в воздухе. Углекислый газ тяжелее воздуха. Опыты с водородом. Водород не поддерживает горение. Взрыв газовых смесей с воздухом. Окрашивание пламени.


Химия в России в XVII-XVIII веках

Теоретическая часть. Вклад М. В. Ломоносова в развитие науки.

Практическая часть. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Реакции в растворах. Улавливание продуктов реакции горения. Установление природы неизвестного металла. Эксперименты со свечой.


Химия второй половины XVIII века

Теоретическая часть. Кризис теории флогистона. Кислородная теория.


Химия первой половины XIX века

Теоретическая часть. Характеристика периода. Возникновение стехиометрии. Открытие гальванического электричества. Гипотеза Авогадро. Развитие химической атомистики. Химия в России в первой половине XIX столетия.

Практическая часть. Определение молярной массы оксида углерода (IV).


Возникновение органической химии

Теоретическая часть. Общая характеристика периода. Открытие изомерии.

Великие химики – органики.

Практическая часть. Состав природного или сжиженного газа. Свойства бензина. Опыты с этиловым спиртом. Окисление этанола. Воспламенение глицерина. Получение чистой уксусной кислоты и ее свойства. Гидролиз жиров.Свойства сахарозы. Получение и свойства крахмала. Разложение древесины.


Развитие аналитической химии

Теоретическая часть. Открытие спектрального анализа. Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие аналитической химии.

Практическая часть. Определение галогенов пробой Бейльштейна. Определение формулы образца кристаллической соды. Индикаторы своими руками. Открытие углерода и водорода в составе органических веществ. Определение азота и серы в составе аминокислот и белков.


Периодический закон Д.И.Менделеева

Теоретическая часть. Открытие периодического закона. Жизнь и научная работа Д.И. Менделеева.

Практическая часть. Физические свойства и аллотропия серы. Горение натрия.

Соли аммония и их свойства. «Дым без огня». «Извержение вулкана».


Физическая химия

Теоретическая часть. Законы газового состояния. Кинетическая теория. Теория электролитической диссоциации. Учение о катализе.

Практическая часть. Явления при растворении веществ. Выращивание кристаллов. «Химические водоросли». Вода - катализатор. Зола – катализатор. Электрохимическая коррозия железа. Опыты с тиосульфатом натрия.


Современная химия

Теоретическая часть. Получение топлива. Разрушение озонового экрана. Парниковый эффект. Полимеры. Лекарственные препараты. Генная инженерия. Агрохимия. Производство красителей. Химическая промышленность.

Нанотехнологии.

Практическая часть. Получение искусственного шелка. Покрытие рисунков и таблиц полимерными пленками. Исследование полимеров. «Огонь – художник».

«Фейерверк в цилиндре». Перекрашивание цветков.


Развитие методики обучения химии

Теоретическая часть. Развитие отечественной методики обучения химии.

Ученые-методисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать:
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • историю возникновения и становления химии как науки;

  • Знать основные этапы развития химии; биографии великих химиков, интересные факты их жизни.

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объѐм, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

уметь:
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.

  • Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • безопасного обращения с веществами и материалами;

    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

    • приготовления растворов заданной концентрации.

Тематическое планирование


Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Доалхимический период

2

3

Алхимия

3

4

Ятрохимия

3

5

Техническая химия

2

6

Пневматическая химия

3

7

Химия в России в XVII-XVIII веках

2

8

Химия второй половины XVIII века

1

9

Химия первой половины XIX века

2

10

Возникновение органической химии

3

11

Развитие аналитической химии

3

12

Периодический закон Д.И. Менделеева

3

13

Физическая химия

2

14

Современная химия

2

15

Развитие методики обучения химии

1



КТП 10 «А» ЭУП «История химии»

урока

Дата

Тема урока

По плану

По факту

1.

04.09


Знакомство с лабораторией. ТБ при работе в лаборатории.

2.

11.09


Зарождение химии в Древнем мире

3.

18.09


Химические представления в древности

4.

25.09


Химия в период Средневековья. Греко-египетская алхимия

5.

02.10


Арабская и европейская алхимия

6.

09.10


Достижения алхимии

7.

16.10


Эпоха Возрождения в химии

8.

23.10


Ятрохимия

9.

30.10


Значение ятрохимического периода

10.

13.11


Техническая химия

11.

20.11


Атомистика

12.

27.11


Период развития пневматической химии

13.

04.12


Пневматическая химия

14.

11.12


Флогистика

15.

18.12


 Химия в России в XVII-XVIII веках

16.

25.12


Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

17.

15.01


Химия второй половины XVIII века

18.

22.01


Химия первой половины XIX века

19.

29.01


Развитие химии в России в первой половине XIX столетия

20.

05.02


Возникновение органической химии

21.

12.02


Открытие изомерии

22.

19.02


Великие химики органики

23.

26.02


Развитие аналитической химии

24.

05.03


Открытие спектрального анализа

25.

12.03


Великие ученые аналитики

26.


19.03


Предпосылки открытия Периодического закона Д.И. Менделеева

27.


09.04


Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

28.

16.04


Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

29.

23.04


Физическая химия

30.

30.04


Учение о катализе

30.

07.04


Современная химия

31.

14.05


Нанотехнологии

32.

21.05


Развитие методики обучения химии. Обобщение знаний по курсу «История химии»



Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по химии

Результаты обучения химии должны соответствовать об­щим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качествен­ные показатели ответов:

• глубина (соответствие изученным теоретическим обоб­щениям);

•осознанность (соответствие требуемым в программе уме­ниям применять полученную информацию);                             

•полнота (соответствие объему программы и информа­ции учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и класси­фикации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарак­терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима­тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка «4»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.     

Оценка письменных работ

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащи­мися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:работа выполнена полностью и правильно, сделаны пра­вильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудова­нием; проявлены   организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, эко­номно используются реактивы).

Оценка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные на­блюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ра­боте с веществами и оборудованием

Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору­дованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со­блюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущест­венных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»: допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объясне­нии и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за­дача решена рациональным способом.

Оценка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существен­ных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                  

Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассужде­нии и в решении.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Оценка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Оценка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной рабо­ты необходимо учитывать требования единого орфографи­ческого режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка письменных комбинированных контрольных работ

Оценка «5»:         88-100%  выполнения

Оценка «4»:         62-86% выполнения

Оценка «3»:         36-60% выполнения

Оценка «2»:          0-34%  выполнения

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!