СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ» (Сценарий праздника, посвященного Дню Победы)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ» (Сценарий праздника, посвященного Дню Победы)

Просмотр содержимого документа
««ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ» (Сценарий праздника, посвященного Дню Победы)»

«ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ»

(Сценарий праздника, посвященного Дню Победы)


Подготовила: преподаватель истории Литвинова

Оксана Александровна, город Рыльск Курской области.


Цель: воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

Задачи:

- в ходе подготовки и участия в литературно-историческом вечере актуализировать знания студентов об одной из значимых страниц в истории Великой Отечественной войне 1941-1945гг., о Курской битве 5 июля – 23 августа 1943 года;

- содействовать воспитанию патриотизма и чувства гордости за своих предков, уважения к историческому прошлому нашей страны на основе примеров героизма и мужества соотечественников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся в процессе ведения вечера и подготовки рассказов о военном прошлом своей семьи;

- создать условия для развития у обучающихся исследовательских умений в ходе подготовки учебного проекта «Стена памяти»;

- способствовать выработке активной гражданской позиции обучающихся.

Форма организации деятельности обучающихся:

- литературно-историческая, музыкальная композиция;

- проектно-поисковая деятельность;

- учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- творческая деятельность – выразительное чтение стихов, оформление «Стены памяти», написание рассказов, подготовка стенгазет военной тематики.

Оснащение: мультимедийная установка, МР3 проигрыватель, диск с песнями военных лет, речью Левитана, презентация с иллюстрациями военных лет, картой «Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 года», портретами участников войны, видео с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны, стенд с книгами о войне, оформленная «Стена памяти», стенгазеты.

Подготовительный этап: обучающиеся изучают дополнительную литературу о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.; беседуют с родителями, просматривают семейные фотоальбомы, вспоминая своих предков, их героическое прошлое, готовят о них рассказы, оформляют «Стену памяти», участвуют в уборке территории исторических памятников города Рыльска; ведущие и чтецы учат стихи о войне.


Ход мероприятия


Преподаватель: современный мир – это мир участившихся локальных военных конфликтов. Чем дальше время отодвигает дни, когда замолкли последние залпы минувшей Великой Отечественной войны 1941 0 1945 гг., тем важнее для нас с вами помнить уроки истории. Помнить, что стремление некоторых стран к мировому господству, господству над другими народами и странами обречено, в конечном счете, на сокрушительный провал. Помнить, как опасно потакать националистическим общественным движениям. Мы обязаны извлекать уроки из истории, если хотим иметь мирное и счастливое будущее, пишет В.В. Путин в статье «Страницы истории – повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства?… Историческое полотно - это не дешевая репродукция, которую можно халтурно подретушировать. По желанию заказчика - убрать то, что не нравится или изменить тон, добавив светлых или темных красок. К сожалению, с подобными примерами перелицовки прошлого нередко приходится сталкиваться в наши дни. Мы видим попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры. В некоторых странах зашли еще дальше - героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов».

Ежегодно, празднуя День Победы, мы не скрываем гордости за свой народ и слёз. Вечная память героям, не вернувшимся с войны! Вечная память всем, кого уже нет с нами!

Тихо звучит фонограмма песни «Хотят ли русские войны, композитор Э. Колмановский.

Выходят ведущие и чтецы читают стихотворение Е.Евтушенко

«Хотят ли русские войны?»

1 чтец: Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

2 чтец: Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны?

3 чтец: Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны.

Звучат: аудиозапись: «Речь Левитана 22 июня 1941 г.», а затем музыка А.Александрова на слова: В. Лебедев-Кумача «Священная война».

3 ведущий: Кровью и слезами была омыта наша многострадальная земля в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Но спасли солдаты Родину, сохранили её для нас, для своих потомков.


3 чтец: Они в снегах замерзали,

И в болотах тонули гнилых,

В медсанбатах от ран умирали,

И друзей хоронили своих.


1чтец: Заживо в танках сгорали

И с гранатою шли на врага,

Жизнь свою они за нас отдавали,

Хоть была она им дорога.


2 чтец: Им хотелось любить и смеяться,

Хлеб растить и ласкать сыновей,

К материнским ладоням прижаться,

Благороднее став и мудрей.


3 чтец: Им и славы посмертной не надо,

Хоть судьба их горька.

Ведь высшая всем им награда –

Наша память о них на века!

Маргарита Пинчук


4 ведущий: Помните! 9 мая 2017 года страна будет отмечать 72 годовщину Великой Победы, а в августе этого года 74 - летие Курской битвы. Помните! 30 августа 1943года наш город Рыльск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.


Звучит первый куплет песни «На безымянной высоте»
музыка: В. Баснер, слова: М. Матусовский


1 ведущий: Центральным переломным событием Великой Отечественной войны и гигантским танковым сражением под Прохоровкой стала битва на Курской дуге, длившаяся 49 суток.


2 ведущий: Линия фронта шла неровно, и возле Курска, возник большой выступ – Курская дуга. Сюда летом 1943 года нацелили удар немцы чтобы вновь захватить стратегическую инициативу в свои руки. (На слайде – карта «Курская битва 5.07.1943 - 23.08.1943»).


3 ведущий: Замысел операции врага состоял в том, чтобы мощными встречными ударами из районов: Орла и Белгорода на Курск окружить и уничтожить советские войска в Курском выступе.


Преподаватель: Учащиеся и учителя, принявшие участие в социальном проекте «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. в истории моей семьи» подготовили рассказы об участниках этих событий, о своих родственниках, оформили «Стену памяти» и стенгазеты на военную тематику.


Учащийся рассказывает о своём прадеде, демонстрирует его портрет и награды.

4 ведущий: Важное место в замысле противника отводилось новой боевой технике: танкам «Тигр и «Пантера» и тяжелым самоходным орудиям «Фердинанд» (демонстрируется слайд с иллюстрацией танков).


1 ведущий: В немецких войсках, принимавших участие в операции «Цитадель», «Тигры» использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков.

2 ведущий: Мощное вооружение и бронирование позволяло им эффективно поражать любой образец советской бронетехники. Основное оружие «Тигра » — 88-мм пушка. Для сравнения, советский танк Т-34 имел 76-мм пушку.

3 ведущий: Впрочем, всё это не отменяло уязвимости ходовой части «Тигра» по отношению практически ко всем противотанковым средствам, не говоря уже о минах. Не отменяло и некоторых недостатков. Например, большой вес и давление на грунт.

4 ведущий: Танк Т-34, имея преимущество в подвижности и манёвренности, но проигрывая в дальнобойности пушек представлял опасность для Тигров в ближнем бою (слайд – иллюстрация танка Т-34).

Звучит первый куплет песни «Десятый наш десантный батальон» музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава из к/ф «Белорусский вокзал»


1 чтец: И грянул наконец июль

И пятого, в рассветный час,

Снарядов гром и взвизги пуль,

И танки ринулись на нас.


2 чтец: Завыли бомбы. Черный вихрь

Засыпал не один блиндаж.

Приземистые танки «Тигр»

Передний край прорвали наш.


3 чтец: Но все ж никто не побежал,

Не дрогнули порядки рот

И каждый мертвый здесь лежал

Лицом к врагу, лицом вперед.

А.Я. Бруштейн


3 ведущий: Послушаем на аудиозаписи воспоминания участника этих событий героя Советского Союза Григория Пэнежко (звучит аудиозапись).


1 чтец: Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь тепла и солона.

Илья Эренбург


2 ведущий: Перелом в Курской битве наступил в ходе решающего танкового сражения у деревни Прохоровка 12 июля 1943г. (на слайде - карта)


3 ведущий: Успех под Прохоровкой позволил Советской армии осуществить две наступательные операции: в районе Орла, кодовое название «Кутузов» (с 12 июля по 18 августа 1943г.) и в районе Белгорода, кодовое название «полководец Румянцев», (с 3 августа по 23 августа 1943 г.) (на слайде - карта).

2 ведущий: Послушаем на аудиозаписи воспоминания участника танкового сражения танкиста сержанта Соколенко С.И. (звучит аудиозапись).


Звучит куплет песни Михаила Ножкина «На прохоровском поле».


4 ведущий: В результате 5 августа были освобождены Орел и Белгород, 23 августа Харьков. Советская армия продвинулась, потеснив врага на 140 км. Инициатива окончательно перешла к нашим войскам. (на слайде - карта).


3 ведущий: Давайте обратимся к видеоматериалам о событиях на Курской дуге (показ видео).


2 ведущий: В 50-дневной Курской битве было разгромлено 30 дивизией противника. Общие потери немецко-фашистских войск составили около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, 3700 самолетов и 3 тыс. орудий.


2 чтец: Мы Родину себе не выбираем,

Она у нас у каждого одна.

Лишь для неё живём и умираем,

А если нет, то грош нам всем цена.

Она одна и в праздники, и в будни,

Она одна – и нет её родней,

И если нам бывает в жизни трудно,

То ей тогда во много раз трудней.

В. Петраш


3 ведущий: За героизм проявленный в боях на Курской дуге, свыше 100 тысяч советских воинов были награждены орденами и медалями, 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.


4 ведущий: Среди них наши земляки. Николай Федорович Федотов, кавалер трех орденов Славы, бесстрашный разведчик, не раз бравший «языка». На Курской дуге он получил свой первый орден Славы III степени (на слайде портрет Федотова Н.Ф.).


О своём деде рассказывает внучка Федотова Николая Федоровича Алёна.


1 ведущий: Ивану Ивановичу Морозову, родившемуся в с.Ивановское Рыльского района за бои на Курской дуге присвоено звание Героя Советского Союза. Взвод старшего лейтенанта Морозова уничтожил 6 огневых точек, противотанковую пушку и до 100 немецких солдат и офицеров. Сам Морозов был дважды ранен, но продолжал руководить действиями своего взвода (на слайде портрет Морозова И.И.).


Звучит песня «От героев былых времён не осталось порой имён», музыка: Хозак Рафаил, автор текста: Агранович Е., из кинофильма: «Офицеры».


3 ведущий: Надо отметить самоотверженную деятельность медиков на фронтах Великой Отечественной войны.


2 ведущий: На Курской битве отличился санинструктор Иосиф Матвеевич Петлюк. Он, вынося из-под огня противника 35 тяжело раненых, неожиданно столкнулся с немецкими автоматчиками и, защищая раненых, принял неравный бой, уничтожив 16 врагов. Иосиф Матвеевич проявил смелость и находчивость в боях при форсировании Днепра и освобождении Украины. 15 января 1944 г. за совершенные подвиги санинструктору Иосифу Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году он был тяжело ранен, лишился слуха, но продолжил работу в школе санинструкторов г. Горбатово Горьковской области (слайд – портрет Петлюк И.М.).


4 ведущий: Вера Яковлевна Соломина, окончив курсы медсестер, отправилась на фронт. Вынесла с поля боя на Курской дуге 270 раненых. Награждена орденами «Красной Звезды» и «Ленина». Погибла в бою. Похоронена в братской могиле в с. Бутово Белгородской области (слайд- портрет Соломиной В.Я.).


3 ведущий: В память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны объявляется минута молчания. Прошу всех встать.


1 ведущий: В победе Советских Вооруженных Сил немалая заслуга женщин, сражавшихся с оккупантами в партизанских отрядах, работавших в подполье, в госпиталях, строивших железные дороги и снабжавших армию снарядами, минами и бронетехникой.

Послушаем рассказ учащегося о своей прабабушке.


Рассказ учащегося.

Звучит первый куплет песни «Синий платочек». Автор текста:

Галицкий Яков и Максимов Михаил. Композитор: Петербургский Ежи.

3 чтец: Женщинам, оказавшимся на войне поэт М. В. Исаковский посвятил эти строки:

…Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.


3 ведущий: Военный врач, капитан, Александра Ивановна Зайцева. Воспоминания (из книги Алексиевич С.А. «У войны не женское лицо»).


2 ведущий: «Сутками стояли у операционного стола... Стоишь, а руки сами падают. Бывает, уткнешься головой прямо в оперируемого. Спать! Спать! Спать! У нас отекали ноги, не вмещались в кирзовые сапоги. До того глаза устанут, что трудно их закрыть... У моей войны три запаха: крови, хлороформа и йода...».

1 ведущий: « А какие тяжелые раненые зимой... Задубевшие гимнастерки - от крови и снежной воды, кирзовые сапоги в крови со льдом - не разрезать. Все они холодные, как мертвецы».


4 ведущий: «А раны... Обширные, глубокие, рваные... Можно было сойти с ума... Осколки от пуль, гранат, снарядов в голове, в кишках - во всем теле, вместе с металлом вынимаем из тела солдатские пуговицы, куски шинели, гимнастерки, кожаных ремней. У одного солдата вся грудь разворочена, сердце видно... Еще бьется, но он умирает... Делаю последнюю перевязку и еле держусь, чтобы не заплакать. Скорей, думаю, кончить и где-нибудь забиться в угол и нареветься…»


1 ведущий: «…А в другой раз позовет кто-нибудь: «Сестричка, у меня нога заболела». А ноги нет...»


3 ведущий: Ольга Яковлевна Омельченко-санинструктор стрелковой роты. Воспоминания (из книги Алексиевич С.А. «У войны не женское лицо»).


4 ведущий: «…Немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с их оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Болтается на кусочках... На жилах... В кровище весь... Ему нужно срочно отрезать руку, чтобы перевязать. Иначе никак. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала... Бинтую, а раненый: «Скорей, сестра. Я еще повоюю»».


3 ведущий: обращается к учащимся: «Знаете ли вы, сколько нужно было вынести раненых, чтобы получить орден Ленина?»

2 ведущий: 80! 80 раненых и обязательно с их винтовками и ручными автоматами.

3 ведущий: Для сравнения: фашисты в качестве санинструкторов использовали только мужчин, и за 7 вынесенных раненых без личного оружия полагался Железный крест.

4 ведущий: В период Великой Отечественной войны 44 медика удостоен звания Героя Советского Союза, более 116 тысяч были отмечены наградами Родины.

Звучит первый куплет песни «Журавли», автор текста: Гамзатов Расул, перевод с аварского Гребнева Н., композитор:  Френкель Ян.


1 чтец: Память военных лет. Она нетленна! И как созвучны благодарности народа строки фронтовой медсестры Елены Кольцовой:

Нет, никогда не забудет Россия
В шуме грядущего дня
Ту, что на хрупких плечах выносила
Родину из-под огня.


2 чтец: Когда, упав на поле боя -

И не в стихах, а наяву, -

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,


1 чтец: Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.


3 чтец: Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!...

Иосиф Уткин.

1 ведущий: Война унесла жизни около 27 млн. советских людей. По сведениям статистики из добровольцев 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых остались 3%. Боевое мастерство, героизм и самоотверженность участников Великой Отечественной войны являются ярким примером беззаветного служения Отечеству.

Вспомним поименно наших родных и близких – участников Великой Отечественной войны (учащиеся называют имена и кратко биографические данные). В классе оформлена «Стена памяти», на которой портреты и имена родных учеников и учителей - участников войны .


Тихо звучит фонограмма песни «Где же вы сейчас друзья, однополчане?», музыка Василия Соловьева-Седого, слова Алексея Фатьянова.


Преподаватель: «Война – большое испытание для народа, для каждого из людей. Писатели и поэты не могли не откликнуться на беды своей Родины: 941 из них ушел на фронт, 417 – не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но артиллеристами, пехотинцами, летчиками, моряками. Вернувшись с фронта, вновь и вновь возвращались в своих произведениях к теме Великой Отечественной войны». Писатели – фронтовики: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков.

Хочется обратить ваше внимание на стенд с книгами о войне (знакомство со стендом, краткая информация о книгах и их авторах с целью заинтересовать учащихся ).


Преподаватель: «Дорогие ученики и гости нашего вечера, мы живём в XXI веке. Всё дальше о нас те далёкие годы, грозные годы Великой Отечественной войны, но бессмертна наша память о ней, бессмертны имена героев, которые отстояли независимость нашей Родины. Мы – их потомки должны с честью продолжить дело прадедов. Ведь нет ничего выше любви к своей Родине, поэтому мы с вами должны с честью нести по жизни это славное имя «Россиянин», верно служить своему Отечеству и быть достойными великой истории нашего Отечества».

 

Звучит песня «День Победы», музыка: Д. Тухманова, слова: В.Харитонова

В память героев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны учащиеся возлагают цветы к Вечному огню.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!