Корни
1. Различайте омонимичные (разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию) корни:
-вод- -вода, водяной – водитель;
-гор- - гора, гористый – угореть;
-дорог- - дорогой – дорога;
-черт- - чертёж – чертыхаться;
-плат- - плата – платье – платок ....
2.Умейте находить связанные корни, то есть корни, которые употребляются только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
-де- - надеть, переодеть;
-ня- - занять, снявший;
-пт- - птенец, птичка;
-зр- - зрение, мировоззрение, зрачок;
-й- - войти, отойти, зайти;
-у- - обуть, разуть;
-бав- - надбавить, сбавить, вдобавок;
-верг- - извергнуть, отвергнуть, опровергающий;
-из- - вонзить, пронзительный и другие
Суффиксы
Учтите, что у каждой части речи есть свои «любимые» суффиксы.
Основные суффиксы существительных:
-тель-, -ниц-, -чик-, -щик-, -ник-, -ик-, -ек-, -ец-, -ин-, -анин-, -ость-,-к-, -от-, -изн-, -(е)ств-, -б-, -ок-, -ечк-, -ищ- ... (руководи-тель, писатель-ниц(а), стеколь-щик, перевод-чик, градусник, хим-ик, порож-ек, ипан-ец, болгар-ин, горож-анин, горд-ость, горожан-к(а), красн-от(а), бел-изн(а), студенч-еств(о), крестьян-ств(о), ходь-б(а), лист-ок, рубаш-ечк(а), дом-ищ(е)...)
Основные суффиксы прилагательных:
А) качественных: -к-, -лив-, -чив-, -ив-, -ист-, -оват-, еват-, -ат-, -аст-, -чат- (лип-к(Ий), пуг-лив(ый), обман-чив(ый), лен-ив(ый), сахар-ист(ый), глух-оват(ый), син-еват(ый), ус-ат(ый) глаз-аст(ый), узор-чат(ый)...)
Б) относительных: -ов-, -ск-, -н-, -ан-, -ян-, -льн-, -енн-, -онн-...(бронз-ов(ый), апрель-ск(ий), карман-н(ый), кож-ан(ый), жест-ян(ой), копирова-льн(ый), листв-енн(ый), революци-онн(ый)...)
В) притяжательных: -ий-, -ин-,-ов- ( человеч-ий, сус-ин(ый), сестр-ин, отц-ов...).
Основные суффиксы наречий и местоимений:
-то, -либо, -нибудь (с кем-то, кому-либо, о ком-нибудь- местоимения; где-то, когда-либо, откуда-нибудь -наречия).
Основные суффиксы глаголов:
А) прошедшего времени- -л- (скака-л, бра-л, се-л);
Б)-ева-, -ова- - -ива-, -ыва- (действовать – я действую, танцевать – я танцую, поглядывать- поглядываю, настраивать – настраиваю); НО! –ва – поспевать-поспеваю, затевать-затеваю;
В) повелительного наклонения - -и- (пи-и-те, скач-и-те);
Г) переходных –и-, непереходных-е- (Поход обессилил меня . Я совсем обессилел.)
Приставки
Постоянные приставки – это приставки, которые не меняют своего написания в связи с позицией.
Запомните наиболее часто встречающиеся приставки:
А) на гласные:
- русские (постоянные): на- (надолго), до- (догнать), пере- (переход), вы- (выход), за (задолго) про- (профашист), пра- (прабабушка), по- (подруга), па- (!!! пасынок, падчерица, патрубок, паводок), су- (сумрак), не- (неприятель), ни- (ничтожество), у- (уйти);
-иноязычные: анти-( атициклон), архи- (архиважный),ультра- (ультрамодный), де- (дестабилизация), а-(аморальный), ре-(ретрансляция), экстра- (экстраординарный);
-русские (различающиеся по значению):
Приставка пре – обозначает: А)высшую степень признака или действия (предобрый, прескверный, превозносить); б) то же, что приставка пере – (значение «через», «по-иному» (преграда, преступать);
Приставка при- обозначает: А)приближение, присоединение к чему-либо (прилуниться, притронуться), б) нахождение вблизи чего-либо (пригородный, приморский, пришкольный); в) неполноту действия (приоткрыть, присесть); г) доведение действия до конца (пришить, прицелиться, придумать); д) совершение действия в чью-то пользу (приберечь, прикарманить).
Запомните некоторые слова с неясным значением!
при- | пре- | при- | пре- |
привередливый | преамбула | неприхотливый | претензия |
привилегия | презент | привидение | претендент |
прикорнуть | президент | придирчивый | препарат |
примитивный | президиум | приключение | преследование |
принципиальный | прелестный | непримиримый | прельщать |
приоритет | прекословить | | |
природа | прерогатива | | |
присягать | пресмыкаться | | |
притязания | прецедент | | |
Б) на согласные:
-русские(постоянные): от- (отъезд), об- (объезд), под-(поддержать), сверх- (сверхъестественный), в- (вход), над-( надпись), с-( сбор), пред- ( предъюбилейный), меж- (межъядерный);
- иноязычные: ад- (адъютант), гипер- (гипертония), ин- (инъекция), кон- (конгениральный), контр- (контрудар), об- (объектив), пан- (панамериканский), пост- (постпозиция), суб- (субъективный), супер- (суперобложка), фельд- (фельдмаршал), дез- (дезинформация).
Запомните! Через дефис пишется слово а)контр-адмирал, б)приставки ЭКС (экс-чемпион); ВИЦЕ (вице-президент; КОЕ (кое-кто).
НО!!! Отдельно приставка кое ( кое у кого, кое с кем);
-приставки на з и с :без- - -бес-; из- - -ис-; низ- - -нис-; раз - -рас-; роз - -рос-; воз- - -вос-; вз- - -вс-; чрез- - -чрес-; через- - -черес-.
Правило.
З пишется перед гласными и звонкими согласными (безоблачный, взлететь, низвергать); с- перед глухими согласными (беспамятство, вспомнить, нисходящий).
Запомни! На стыке приставки на з или с и корня на з или с пишутся ЗЗ или СС (бессовестный, беззастенчивый).
ЗАПОМНИТЕ НЕКОТОРЫЕ СЛОВА!
Рассориться, разевать, разинуть; расчет, расчетливый, расчетный, рассчитать, рассчитывать.
Ы и И после приставок:
А) после русских приставок на согласный начальная И слова в произношении и написании меняется на Ы (безынтересный, отыскать). Исключение – слово взимать.
Б) не меняется И на Ы:
-после русских приставок меж- и сверх-(межинститутский, сверхинтересный);
-после иноязычных приставок дез-, контр-, пан-, суб-, супер-, пост-, транс-(панисламский, трансиорданский, суперинтендант, постимпрессионизм);
- в сложных словах (спортинвентарь, предисполкома).
Запомните!
В некоторых словах может быть несколько приставок и несколько суффиксов.
Презанимательный – пре – за- приставка; а, тель, н – суффиксы.
Морфологический способ образования слов
1.прибавочный способ – префиксальный способ (приставка присоединяется не к основе, а к слову:
Звенеть - зазвенеть; отзвенеть; прозвенеть.
2.суффиксальный способ:
а) суффикс присоединяется к основе слова:
бел-ый – бел-еньк-ий, бел-изн-а;
отправи-ть – отправи-тель;
б) суффикс присоединяется к слову:
блюсти – блюсти-тель;
женить – женить-б-а.
3. приставочно-суффиксальный способ:
А) одновременное присоединение приставки и суффикса к основе слова:
Сложн-ый – о-сложн-и-ть;
Бесед-а – со-бесед-ник;
Б) одновременное присоединение к основе слова предлога-приставки и суффикса (на основе сочетания существительного с предлогом):
Без денег – без-денеж-[й]-[э] –безденежье;
На столе – на-столь-н-ый – настольный.
4.усечение основы:
Удалой – удаль,
Накипеть- накипь.
5. сложение:
А) сложение основ при помощи соединительных гласных: рыболов;
Б)сложение основ без помощи соединительных гласных: турпоход;
В) сложение целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, караван-сарай;
Г) сложение основ с одновременным присоединением суффиксов: земледелие, пятилетка;
Д) сложение сокращенных основ (слогов или частей слов, названий начальных букв, начальных звуков, смешанным способом : спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона) МКТУ, вуз (высшее учебное заведение), главк (главный комитет).
Неморфологический способ образования слов
1. распадение многозначного слова на омонимы( лексико-семантический):
Рубка капитана – рубка леса;
Солнечный свет «…хотел объехать целый свет…».
2. переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ):
Шел впереди (наречие) – шел впереди(предлог) колонны;
Блестящий (причастие) на солнце предмет – блестящий ( имя прилагательное) ответ ученика.
3.образование новых слов путем сращения словосочетаний (лексико-синтаксический):
Вечнозеленый, впередсмотрящий, западнотюркский, быстротекущий.
Формообразование
Способы образования форм слова
(меняется грамматическое значение слова, лексическое – сохраняется)
1.при помощи окончаний: ламп-а – ламп-ы; Чита-ю –чита-ем; дом-дом-а.
2. при помощи формообразующих суффиксов:
А) прошедшее время года: читать-чита-л;
Б) формы причастий: играть – игра-ющ-ий игра-вш-ий;
В) формы деепричастий: кричать- крич-а, крича-вши, быть-буд-учи;
Г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: тонкий - тонь-ше – тончайш-ий;
Д) формы сравнительной степени наречий: сильно стучать – сильн-ее стучать;
Е)совершенный и несовершенный виды глаголов:добыть(сов вид)-добы-ва-ть (несов вид); решить(сов вид)-реш-а-ть (несов вид);
Ж) падежные формы слова мать и дочь: мат-ер-и, доч-ер-и;
З) множественное число существительных на –мя; знам-ен-и, брем-ен-и, вым-ен-и, им-ен-и, плам-ен-и,тем-ен-и; сем-ян, стрем-ян;
И) множественное число слова небо: неб-ес-а.
3. при помощи чередований: набрать - набирать, накопит - накапливать, снабдить - снабжать.
4. при помощи ударения: отсыпать – отсыпать, отрезать – отрезать.
5. изменением основы слова: хороший - лучше, плохой- хуже.
6. использованием слова более, менее для образования составной формы сравнительной степени прилагательных: более умный-умнее; слов самый, наиболее, наименее, всех для образования составной формы превосходной степени: самый умный, умнее всех, умнейший.
7. использованием слова буду в будущем составном времени глаголов: буду петь - спою.
Тренировочные упражнения.