СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурный компонент на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе при проведении уроков физической культуры активно использую игры хакасского народа.

          Хакасские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играли, состязались, в ловкости.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурный компонент на уроках физической культуры»

Карачаков Геннадий Ефимович

Учитель физической культуры

МБОУ «Красноключчинская ООШ»

Бейского района


Этнокультурный компонент на уроках физической культуры

Доклад на заседании РМО, 2022 год.

Введение

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности

В своей работе при проведении уроков физической культуры активно использую игры хакасского народа.

Хакасские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играли, состязались, в ловкости.

Для всех народных игр характерна любовь хакасского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры как «Ходыр iнек», «Курес», «Аба токпес» (медвежий пень), «Лапта», «Чарыс» (конные скачки), «Хапчан тас».  Немало было и таких игр, где успех играющих, зависит, прежде всего, от умения точно бросить аркан на рога или «салбы на дальность», поймать мяч или попасть мячом в цель.

Как названия игр, так и правила были различны в разных частях Хакасии, но общим, для них, являлось стремление выиграть, одержать победу.

Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей и семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе физического и трудового воспитания. В конных спортивных состязаниях «Урух», отразился скотоводческий быт хакасов. которые вырабатывали меткость броска арканов, воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, показывали их бытовые и трудовые условия.

Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были «Чуурана», «Чаа-Чурук», «Хозан орых» -(заячья тропа), «Орын плазах», «Хур талазах», «Паг тудызах» - (игра с веревкой), «Хазых атызах» - (игра в костяшки), «Тас хапчан» - «поднятие камня», «Хол тартызах»- (перетягивание рук), «Хайыс тартызах» - (перетягивания ремня), «Урух» - (лассо) и многие другие, которые содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей и молодежи.

Во время зимних и весенних праздников народ с удовольствием участвовал в развлечениях и единоборствах.. Популярны были “Чылгаях”, «Саргычах»  «Куренчик», имеющую сходство с игрой «Хоккей с шайбой» и др.

Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.

Особенно широко включаю народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Чыл пазы”, “День Земли” и т.п

В МБОУ «Красноключинская ООШ» нет спортивного зала, поэтому в зимнее и раннее весеннее время приходиться много проводить занятия с применением игр по лыжной поготовке.

При совершенствовании в играх лыжной техники или её элементов соблюдаю условия, при которых она легче выполняется и контролируется. При работе над развитием, в играх, определённых двигательных качеств слежу за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим способом. Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемого школьниками должна быть для 1-4 классов – 25м, 5-9 классов – 60 м, отдых между отрезками не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств носит чётко выраженный силовой характер, но не слишком продолжительными. Они проводятся на пологом или крутом спуске, по глубокому снегу, с сопротивлением. В играх на развитие выносливости следжу за тем, чтобы, напряжённость, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку, можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя, её условия.

Программой лыжной подготовки для учащихся 1-4 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двух - шажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъёмами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Предлагаю игры на лыжах и игровые задания для учащихся начальной школы по совершенствованию элементов техники лыжника. Направленные на закрепление техники скользящего шага – одноопорное скольжение: “ Кто лучше?”, “ Кто дальше?”. По совершенствованию скользящего шага, развитию силовых качеств учащихся, прежде всего силы отталкивания ногами: “Шире шаг”, “Накаты”, “Самокат”, “Веер”, “Зигзаги”. Развитие быстроты, скоростных качеств лыжника: “Быстрый спуск”, “Гонка с гандикапом”, “Быстрая команда”. Для развития сноровки, равновесия, координации движений, быстроты реакции, ловкости: “Салки”, “Подними предмет”, “Эстафета с воротами”, прыжки через препятствия, круговая эстафета и другие.

Раздел лыжная подготовка в 5-9 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов, преодоление подъёмов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии всех двигательных качеств. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости – сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда важность развития этих качеств и для технической подготовки лыжника. Выбор игр обширен. Можно с успехом повторить игры 1-4 классов, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Также можно использовать игры тренирующие, развивающие специальные качества: скоростную, силовую и общую выносливость: “Лисий след”, “Скользи дальше”, “Карусель”, “Выручалки”, “Ёлочкой”, “Буксиры”, “Слалом на равнине”, “Повороты”, “Гонка с выбыванием” и др.

Учащиеся с удовольствием занимаются на таких уроках, т.к. они необычны по содержанию, не стандартны по своей форме, интересны, нравятся ребятам доступностью, разнообразием двигательной деятельности, возможностью проявить индивидуальные качества, инициативу.


Литература:

1. Бутанаев В.А., Верник А.А. – Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии, Абакан – 1995.

2. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни, 1990.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!