Карачаков Геннадий Ефимович
Учитель физической культуры
МБОУ «Красноключчинская ООШ»
Бейского района
Этнокультурный компонент на уроках физической культуры
Доклад на заседании РМО, 2022 год.
Введение
Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности
В своей работе при проведении уроков физической культуры активно использую игры хакасского народа.
Хакасские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играли, состязались, в ловкости.
Для всех народных игр характерна любовь хакасского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры как «Ходыр iнек», «Курес», «Аба токпес» (медвежий пень), «Лапта», «Чарыс» (конные скачки), «Хапчан тас». Немало было и таких игр, где успех играющих, зависит, прежде всего, от умения точно бросить аркан на рога или «салбы на дальность», поймать мяч или попасть мячом в цель.
Как названия игр, так и правила были различны в разных частях Хакасии, но общим, для них, являлось стремление выиграть, одержать победу.
Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей и семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе физического и трудового воспитания. В конных спортивных состязаниях «Урух», отразился скотоводческий быт хакасов. которые вырабатывали меткость броска арканов, воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, показывали их бытовые и трудовые условия.
Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были «Чуурана», «Чаа-Чурук», «Хозан орых» -(заячья тропа), «Орын плазах», «Хур талазах», «Паг тудызах» - (игра с веревкой), «Хазых атызах» - (игра в костяшки), «Тас хапчан» - «поднятие камня», «Хол тартызах»- (перетягивание рук), «Хайыс тартызах» - (перетягивания ремня), «Урух» - (лассо) и многие другие, которые содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей и молодежи.
Во время зимних и весенних праздников народ с удовольствием участвовал в развлечениях и единоборствах.. Популярны были “Чылгаях”, «Саргычах» «Куренчик», имеющую сходство с игрой «Хоккей с шайбой» и др.
Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.
Особенно широко включаю народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Чыл пазы”, “День Земли” и т.п
В МБОУ «Красноключинская ООШ» нет спортивного зала, поэтому в зимнее и раннее весеннее время приходиться много проводить занятия с применением игр по лыжной поготовке.
При совершенствовании в играх лыжной техники или её элементов соблюдаю условия, при которых она легче выполняется и контролируется. При работе над развитием, в играх, определённых двигательных качеств слежу за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим способом. Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемого школьниками должна быть для 1-4 классов – 25м, 5-9 классов – 60 м, отдых между отрезками не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств носит чётко выраженный силовой характер, но не слишком продолжительными. Они проводятся на пологом или крутом спуске, по глубокому снегу, с сопротивлением. В играх на развитие выносливости следжу за тем, чтобы, напряжённость, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку, можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя, её условия.
Программой лыжной подготовки для учащихся 1-4 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двух - шажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъёмами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Предлагаю игры на лыжах и игровые задания для учащихся начальной школы по совершенствованию элементов техники лыжника. Направленные на закрепление техники скользящего шага – одноопорное скольжение: “ Кто лучше?”, “ Кто дальше?”. По совершенствованию скользящего шага, развитию силовых качеств учащихся, прежде всего силы отталкивания ногами: “Шире шаг”, “Накаты”, “Самокат”, “Веер”, “Зигзаги”. Развитие быстроты, скоростных качеств лыжника: “Быстрый спуск”, “Гонка с гандикапом”, “Быстрая команда”. Для развития сноровки, равновесия, координации движений, быстроты реакции, ловкости: “Салки”, “Подними предмет”, “Эстафета с воротами”, прыжки через препятствия, круговая эстафета и другие.
Раздел лыжная подготовка в 5-9 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов, преодоление подъёмов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии всех двигательных качеств. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости – сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда важность развития этих качеств и для технической подготовки лыжника. Выбор игр обширен. Можно с успехом повторить игры 1-4 классов, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Также можно использовать игры тренирующие, развивающие специальные качества: скоростную, силовую и общую выносливость: “Лисий след”, “Скользи дальше”, “Карусель”, “Выручалки”, “Ёлочкой”, “Буксиры”, “Слалом на равнине”, “Повороты”, “Гонка с выбыванием” и др.
Учащиеся с удовольствием занимаются на таких уроках, т.к. они необычны по содержанию, не стандартны по своей форме, интересны, нравятся ребятам доступностью, разнообразием двигательной деятельности, возможностью проявить индивидуальные качества, инициативу.
Литература:
1. Бутанаев В.А., Верник А.А. – Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии, Абакан – 1995.
2. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни, 1990.