СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурное образование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное  содержание образования по русскому языку и литературе как средство формирования интереса к культуре и традициям Коми края.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурное образование»

Этнокультурное содержание образования по русскому языку и литературе как средство формирования интереса к культуре и традициям Коми края

Яковлева В.Н.,учитель русского языка и литературы

МОУ «Важгортская СОШ» Удорского района

Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования одним из главных планируемых результатов является формирование личности через приобщение к ценностям духовно-нравственной культуры. Поэтому в последние годы значительную актуальность приобрели проблемы, связанные с использованием в учебном прцессе регионального речевого и культуроведческого материала. С этой целью при организации уроков русского языка и литературы имеет смысл включать в содержание образования материалы региональной тематики, которые знакомят детей с фонетическими, лексическими, грамматическими особенностями языка родного края, с известными писателями и поэтами нашей малой родины.

Творческие задания по текстам региональной тематики, рассказывающие об истории, культуре, традициях Коми края, позволяют сделать уроки русского языка более яркими, что способствует развитию творческого потенциала детей. Работая в данном направлении, мы знакомим учащихся с выдающимися людьми, родившимися на Коми земле, в Удорском районе, жившими на ней, много сделавшими для района, республики и страны.

Знакомя детей с творчеством современных коми поэтов, прозаиков, мы вызываем в учащихся интерес к родной земле, родному языку, учим их уважать себя, свою семью, свой язык, свой край.

Работу по реализации этнокультурного содержания образования можно осуществлять по следующим направлениям:

теоретические сведения о фонетических особенностях коми говора, лексических и морфологических диалектизмах нашего края;

изучение особенностей коми просторечия и исправление, связанных с ошибками в речи детей;

работа с текстами региональной тематики, отражающими историю нашего села и его окрестностей, раскрывающими прелесть родной природы, знакомящими с культурой Коми края.

Уроки по теме «Речь» также могут включать задания региональной тематики. Например, сочинение для учащихся 5 класса «С Днём рождения, Сыктывкар!», при изучении темы «Имя числительное» в 6 классе предлагается детям написать творческую работу на тему «История родного села». Дети также описывают интерьер коми избы, пишут сочинение-описание «Коми старинная игрушка», «Мой любимый уголок природы», сочинение – рассказ на основе услышанного «Как приготовить коми национальное блюдо», сочинение – рассуждение «Достопримечательности Республики Коми». На уроках используем такую форму работы, как перевод текстов с русского языка на коми . В 8 классе дети описывают памятник культуры Республики Коми, рассуждают на тему «С чего начинается малая родина?».

На уроках литературы содержание образования позволяет использовать разнообразные формы работы для формирования знаний учащихся об истории, культуре малой родины. В 5 классе включаем в календарно-тематическое планирование «Загадки коми народа», в 6 классе – «Пословицы и поговорки коми народа», в 7 классе – «Предания народа коми», в 8 классе –«Поэты коми о родной природе». Интересная форма работы – анализ взаимосвязей, проведение параллелей между событиями, отражёнными в том или ином литературном произведении и региональными фактами и прототипами, героями коми истории.

Актуальна и такая форма работы, как учебная экскурсия. Проводим экскурсии по селу, посещаем сельскую библиотеку и исторический музей. Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, села. Интерес вызывают занятия, связанные с темами «Следы войны в моей семье», «Армия и моя семья», «Семейная реликвия»

Уроки и занятия региональной тематики, как и уроки коми языка и литературы, способствуют формированию чувства патриотизма, воспитывают любовь к нашей стране, к малой родине, глубоко западают в душу ребёнка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!