СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнографическое описание музыкального фольклора села Илёк Беловского района Курской области

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происхождение название села, как говорят местные жители, было связано с именем богатого помещека Илёка, который видимо и основал  это село. Река, протекающая в окрестностях села также называется Илёк, предпологжительно из-за илистого дна. Жители помнят, что их село условно разделялось на две части Илёк - Кошары, Сухой Илёк. 

Просмотр содержимого документа
«Этнографическое описание музыкального фольклора села Илёк Беловского района Курской области»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»









Методическая работа на тему:





«Этнографическое описание музыкального фольклора села Илёк Беловского района Курской области».











Преподаватель отделения СХНП :

Сухорукова Светлана Валерьевна





СУДЖА 2021.











Сведения об этнографии села.

Происхождение названия села, как говорят местные жители, было связано с именем богатого помещика Илека, который видимо и основал это село. Река, протекающая в окрестностях села также называется Илёк, предположительно из-за илистого дна. Жители помнят, что их село условно разделялось на две части Илёк – Кошары, и Сухой Илёк. Территория Сухого Илька была лишена растительности, так как из-за больших налогов был вырублен лес и все деревья в окрестности.

В настоящее время село можно отнести к наиболее благополучному, в плане социально – экономического состояния и культурного развития.

Здесь построена новая школа, где есть местный краеведческий музей; детский сад; реставрируется церковь; при сельском клубе организованы творческие коллективы фольклорной песни, народного танца и театра.

Фольклорный коллектив активно принимает участие не только в сельский концертах, но и является постоянным участником в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности в Беловском и Суджанском районах. Коллектив выступал на фольклорном фестивале «Масленица» в г. Суджа. В репертуар входит традиционный фольклорный материал, где особое место принадлежит игре на старинных инструментах. В селе существовал струнный ансамбль из девяти участников играющих на балалайках, гитарах, мандолинах.

Система жанров местного фольклорного творчества включает в себя произведения музыкально-поэтического и инструментального материала. Центральное место в песенном репертуаре занимают частые песни, исполняющиеся в карагодах, танках, и на протяжении свадебного обряда. Местные жители называют их «Лёли». Нередко такие песни принадлежат сразу к нескольким моментам народного обрядового календаря. Но исполнители чётко подразделяют карагодные песни по отношению к сезонам. Здесь существует градация на песни «Лёли» во время поста, на зимние, летние, свадебные, и на песни «коли хочеш».

Обрядовый календарный репертуар, к сожалению, не был нами записан, за исключением текстов святочных песен – калядок и посевального речитатива мальчиков.

Свадебные песни, бытующие в селе, сохранили свою ритуальную принадлежность и исполняются в устойчивой обрядовой форме.

Песни позднего формирования с лирическим содержанием текста, протяжные, малораспевные имеют куплетную форму с повторением второй строфы.

Тексты таких песен имеют любовную тематику, исторические факты (война 1912 года), сюжеты жестокого романса, о предательстве сестры, любимого, о вдовушке.

Любимым жанром, пожалуй, как и в любом селе, здесь являются частушки и страдания, причем страдания исполняются как в традиционной, медленной форме, так и в более подвижном, плясовом темпе.

Исполнение карагодных плясок «Тимоня», «Поленка», «Зайчик», сопровождается игрой на традиционных инструментах местного оркестра. Также нами зафиксированы старинные пляски «Гопачёк», «Сербияночка», «Яблочко», «Барыня», «На реченьке», «Светит месяц».

Центральными Календарными праздниками в селе считались Троица и Покров, которые являлись престольными днями в церковном календаре. К этим датам были приурочены главные карагоды, которые устраивались на центральном месте села. Сейчас здесь расположен сельский совет и почта. Как рассказывают местные жители: «собиралось всё село от мала до велика, да ещё другие соседи – Вишнево… Карагод огромный. В центре стояли музыканты, вокруг них парами пляшущие, в основном женщина и мужчина (жених и невеста). Все разнаряженные в шёлковые пояса, фартуки, шубки. От них до неба столб пыли, вот так плясали».

Карагодные гуляния были почти в каждое воскресение, «матери с церкви придут, нарядяться и в карагод».

Зимние обрядовые действия заключались в святочном обходе дворов под Новый год девушками и рано утром Нового года мальчиками. Девушки исполяли калядки величального характера хозяивам дома:

Коляда! Ходя блудя.

Коляда! Двора ишща.

Коляда! А чей-то двор.

Коляда! Иванов двор.

У того двора столб укопан.

У того столба конь привязан.

На том коню Иванушка.

При шапочке, при шубочке.

При перчаточках.

Ой, куры, кочаты, что вы рано запели,

Уставайте братья, надевайте платья,

Едьте на охоту, на дальнюю работу,

За лисицами, за куницами.

Рано утром Нового года ребята стучались в избы и просились засевать. Заходили в хату, садились на колени и в речитативном характере пели посевальные песенки, разбрасывая зерно прежде всего в красный угол.

Здраствуйте хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом, с новым счастьем!

В домя пирожисто, в поля колосисто.

Или:

Ходил Илья с Васильева дня,

Носил пулю тростяную,

А другую, дротяную,

Васильева мать стоит в поле, на пристоле.

Держит крест….

Чтоб в поле бвло колосисто,

А в доме беряжисто,

Хозяин с хозяюшкою,

Хощ рубль, хощ пятак,

А не выйду с хаты так.

Хозяева одаривали засевальщиков.

Затем начинали квыхкать – чтоб куры неслись.

На Крещение на реке святили воду, купались, после вядосвятия выпускали заранее принесённых на реку голубей и стреляли из ружей. Считалось, куда полетят голуби в том краю (месте) будет хороший урожай. Затем спешили домой, чтобы окропить святой водой дом, скотину, птицу, тем самым предохранить их от болезней и напасти. После водосвятия устраивались большие карагоды.

Информаторы рассказали, что во время святок устраивались кулачные бои. На них приходило смотреть всё село. Дрались обычно улица на улицу. Бой продолжался до первой крови, где правилом было не брать ничего в руку ( т. е. бились только кулаками), не бить лежачего.

Масленица – как обрядовое шествие, нами не было записано, как и ритуальные песни. Нам рассказали, что чучела не делали, песен особых не помнят, но катались на лошадях по селу, катались с гор на санях. Когда катались на лошадях, повозку убирали (наряжали) длинными до земли поясами, а к дуге подвешивали звоны (колокольчики). На масленичной неделе было принято отцу дарить молодухе (невесте, первый год состоящей в браке) приданое – барана, козу, корову. Молодых при этом обыгрывали специальными величальными песнями (нами не записаны).

Во время поста исполнялись таночные - постовые песни, что является отличительной особенностью южнорусской песенной традиции. Обычно на Филлиповку, Великий пост. В это время было принято водить танки – особые хореографические формы, которые не смешивались с карагодными плясками. Это были особые шествия по селу с пением постовых таночных песен «Да я ни чаю день до вечера»; «Да у батюшки у ворот вырос садик зеляной». Шествие могло заканчиваться на площади села или на горе, чаще так и говорили: с танком шли на бугор.

С наступлением весеннего периода 22 марта отмечали праздник весеннего равноденствия – Сороки. Этот праздник известен как день сорока мучеников Севастийских, а в народном календаре Сорок Сороков. Считалось, что сорок птиц прилетают на Русь из заморских стран. В честь прилёта птиц крестьяне пекли из теста фигурки птиц – жаворонков. В Ильке такое печенье называли куликами, а также пекли из теста в форме лесенок. Дети садили куликов на высокие заборы или крышу, тем самым предвещали наступление весны.

Во время выгона скота, деревенские жители нанимали пастуха, где обязательным условием было умение играть на рожке. Рассказывает Котельников И. П. « …пастуха нанимали, спрашивали, умеет ли играть в рожок, добавить ему фунт хлеба (фунт – 400 г.), идёт он утром, в рожок играя, а хозяйки выгоняют коров».

Троица – главный престольный праздник, на который устраивался самый большой каргод. Рано утром женщины и девушки рвали цветы и травы, плели венки и сними шли в церковь. После службы венки старались сохранить, высушивали, а затем могли запаривать в кипятке и этой водой лечили детей и домашнюю скотину от болезней. Панорама карагодных песен исполняемых на Троицу, была довольно обширной. Сюда относились как собственно карагодные Троицкие, летние песни, так и частые песни из свадебного репертуара, например «У калмыцкого попа», а также излюбленные карагодные пляски «Тимоня», «Полоник» и др.

Свадебный обряд в селе представлен рядом действий, которые сопровождались ритуальными напевами и магическими актами характерными для свадебного комплекса юга России и относящегося к типу свадьба – веселье.

Началом всего цикла было сватовство, затем смотр двора, пропой, шитьё приданого, свадебный день и заключительные обряды, совершаемые на масленичной неделе.

Наилучшим возрастом вступления в брак считали молодёжь 17 –18 лет, причём сосватать могли и без согласия молодых.

Сватать обычно отправлялись родители и кто-то из близких родственников. С собой приносили хлеб, соль, спиртное. Зогодя договаривались: нема ли в вас тёлащки продажной? Сосватов и договорившись, могли сразу устроить пропой. На застолье пели:

Да у нас нонче у ночи, приезжали богачи.

Со явствами со свечьми, молодой гостёк прибувал.

В Свадебный день жених со свадебным поездом приезжал за невестой, которая ждала его сидя «на посаде» вместе с подругами. После венчания устраивался пир, но гуляли отдельно – т.е. родня невесты гуляли в своём доме, а родня жениха вместе с молодожёнами в доме его родителей. Женихова родня, собираясь на пир, брала с собой угощения – зажаривали утку или гуся, каждый двор (из членов жениховой родни) пёк свой каравай, и с этим встречали молодых после венца. На пиру невеста обносила гостей рюмочкой и подносила дары. Свёкру – рубаху, свекрови – на рукава и т.д. Пели «Во борику, во бору», «Ковано колясо».

Гости пировали, а молодых отправляли ночевать в пуньку – сарай, где основой стен были вбитые в землю колья, с крышей крытой соломой. Постель молодых застилали подложником – войлочным одеялом.

На следующий день молодые отправлялись к родителям невесты. Это было особое ритуальное шествие, которое в селе называли «В рушниках будут ходить». Шествие сопровождалось шумными песнями и весельем, причём молодые должны были угостить жителей, которые вышли на них посмотреть. Рассказывают информаторы: « На следующий день в рушниках будут ходить. Все переряженые, шубы вывернут, в перьях, кто в чём, скачют, грают. А молодые всех угощают».

Приданое отец дарил на масленицу. Могли зарезать барана или отдать что-то из живого домашнего скота.

Старинные народные инструменты записаны нами не в полном составе. Известно, что в селе были очень устойчивые инструментальные традиции, которые на сегодняшний день сохранились в виде плясовых наигрышей на балалайке, рожке, гармошке, мандолине, гитаре. Нам рассказали, что в селе есть скрипач, который до сих пор великолепно владеет инструментом и помнит старинные наигрыши. Кугикальницы, к сожалению не играют прежним составом, но жители помнят карагодные пляски, где в составе народного оркестра были кугиклы и дудки.

В местном краеведческом музее нам удалось увидеть несколько трубочек из набора кугикл, свирель из калины и рожок.

Интересным было то, что рожок, широко бытующий в курской области и известный нам по множеству традиций Суджанского, Б.Солдатского, Беловского районов здесь имеет довольно самобытную манеру изготовления. Сама основная часть – дудка с отверстиями сделана из свёрнутой пластины меди, а не деревянной основой. На наши вопросы об этом, сказали, что такие рожки у них были всегда. Раструб сделан обычно - из коровьего рога. Звук такого рожка очень яркий, звонкий, строй диатонический мажорный.

Балалайка имеет строй гитарный, т.е. звуки мажорного трезвучия, музыкант владеет несколькими приёмами игры – кроме традиционного бряцания по всем струнам применят пицикато верхних струнах. Это видимо навыки игры привитые существовавшим в селе струнным ансамбле.

Интересно, что в селе бытует мандолина. Известно, что мандолина, как сольный инструмент возник в Италии и в своём окончательном виде сложился к 17-18 веку. Это один из распространённых итальянских инструментов. Есть флорентийская 5-ти струнная мандолина, генуэзская-5-6 струнная и неаполитанская 4-х струнная. Известен оркестр из мандолин, иногда с гитарами – неаполитанский. Из произведений классиков для мандолины были написаны сонатины, Адажио, Анданте (Бетховен); Концерт для мандолины с оркестром (Вивальди).

Нам встретился инструмент с овальным выпуклым корпусом, клеёный из отдельных сегментов, с короткой шейкой. Строй квинтовый, как у скрипки, струны натянуты по две. Звук очень яркий, извлекается медиатором. Наигрыши на этом инструменте довольно позднего происхождения и, как правило, исполняются в ансамбле с балалайкой или гитарой. ( Частушки, Страдания, Семёновна, Светит месяц, Сербияночка, На реченьке, Коробейники и т.д.)

Традиционные наигрыши карагодных плясок мы записали в исполнении рожка, балалайки, гармошки, как в сольном, так и ансамблевом исполнении. Существующие карагодные пляски Полоник, Зайчик, Поленка, в инструментальнов варианте не записаны. Известен текст Поленки:

Ай, Поленка, Пилагеюшка,

Погони теля, в меня ножки болят,

Пойди к Сашке, болять ножки,

Пойди к дубу, полячи зубы.

Информаторы нам объяснили, что поленка поётся как и Тимоня, но на другой мотив. При пении этого примера они опирались на интервал чистой кварты.

Записан пример сольного городского романса под гитару:

И я бывал весёлым, на берегу реки,

А перед ним к обеду качались тростники.

Один тростник изрезал, и по нему прошёл,

Другой конец зажал он, в другой конец подул.

И словно оживлённо тростник заговорил,

То голос человека, и голос ветра был….

Первые строки этого романса, скорее всего не местного происхождения, - описание изготовления какого-то духового инструмента, скорее всего, тростниковой свирели или кугикл.

Хореографические постановки известные нам по рассказам о карагодных гуляниях, представляют «классическое» построение самого хоровода. Это три круга, где центрам являются музыканты, второй круг пляшущие, а третий – зрители. Танцоры, как уже говорилось выше, строились парами лицом друг к другу, двигались по кругу в направлении солнца. Характер пляски был довольно энергичным, в отличие, например, от плёховцев. Женщины очень энергично двигались, выбивая громко и чётко ритм песни. Мы наблюдали, как пляшут молодые и пожилые женщины, оказалось, что энергия пляски была одинаково сильной даже, несмотря на возраст. Ритмический рисунок дробей или вернее сказать ударов полустопы ног, у каждого танцора индивидуальный. Сохраняется только моторика ритма – тройной курский шаг. Варьируя этот основной ритмический рисунок, пляшущие как бы соревнуются друг перед другом. Недаром на местном языке говорят что плясать – это скакать, а петь – грать.

Говоря о сольной пляске известно, что плясали под балалайку Сербияночку, Яблочко, Гопачёк.

Традиционный костюм села Илёк довольно хорошо сохранился в полном комплекте и выставлен в местном краеведческом музее. Практически у каждой женщины села хранятся многие элементы старинной одежды, а в домах ещё пользуются старинными полотенцами – утирками, настольниками.

Женский комплект одежды относится к сарафанному типу и состоит из следующих элементов: сарафана, рубахи, поясов, фартука.

Сарафаны разделялись на Хороший, С задником (с золотым позументом и поясочком – отделкой по низу), сукню – повседневный сарафан без украшений с красным или зелёным тоненьким поясочком по низу, шубку – красный или малиной атласный.

Крой сарафана косоклинный со складками на спине. При пошиве и хранении складки закладывались специальными досточками и запаривались. Хороший сарафан по низу обшивался яркими лентами, причём чем больше лент, тем богаче считался наряд, его одевали только по большим праздникам. Шубка была только у очень богатых, состоятельных женщин, а жители говорили, что в селе ни у кого шубки-то и не было.

Рубахи шили для работы из домотканной ткани, назывались замашные, а для хорошего сарафана и сарафана с задником были отдельные рубашки из тонкой ткани - миткаля с вышивкой на рукавах.

Пояса для рабочего сарафана были тоненькие, для нарядного широкинькие - натишшанные – шерстяные с бубенчиками – украшениями на концах. Для праздника на талию женщины вязали широкие шелковые, и курские – яркие - пёстрые с бахромой.

Фартук называли «Московский» и завязывали на груди, они также разделялись на рабочие – повседневные и на праздничные с лентами по низу.

Головной убор для праздника и свадьбы – кокошник (Курский тип, завязывался лентой под подбородком). Для повседневного наряда головной убор женщины составляла обвязка – простой красны платок, обвязанный вокруг головы, волосы обязательно собраны в пучке. На праздники покрывали голову загранишным платком.

Одежда детей и девочек подростков могла не отличаться от взрослой женской одежды, но рассказывали что совсем маленькие дети ходили в одних рубахах.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов в сине-белую полоску, которые назывались тижовые. Рубахи косоклинные длинные, с тканой красной выделкой по подолу. Обувь – лапти с онучами, у женщин с белыми конопляными.

Зимняя одежда Зипуны у женщин, шерстяные тулупы у мужчин. Шубы с мехом вовнутрь. Женская демисезонная одежда – кофты – разлетайки.

Мужские шапки шили из овчины, носили и картузы. Во время работы волосы обвязывали ниткой или верёвочкой, так как короткие причёски не носили.


Постройки раннего периода относятся к южнорусскому типу жилища с характерной планировкой. Дома складывались бревенчатые, мазаные глиной с соломенной крышей. Полы в доме были земляные, мазаные коровяком, сверху присыпанные песком. По периметру наводили канты жёлтой глиной.

Экспедиционное обследование села Илёк позволило получить довольно ценную информацию о традиционном укладе крестьянской жизни, об музыкально-поэтических особенностям фольклорного материала. Сведения, полученные от местных жителей, станут базой для проведения повторных экспедиционных выездов с целью более тщательного сбора информации для обработки её в целях создания полной этнографической характеристики традиции.

Записанный материал необходим как для пополнения архива фольклорных образцов Курской области, так и для области аналитических исследований, которые позволят сохранить уникальную культуру и дадут благотворную почву для творчества современного поколения.

За время экспедиции нами было записано около 40 напевов и 10 наигрышей.

Песенное творчество села имеет довольно ранее историко-культурное происхождение. Об этом говорят записанные нами напевы реализованные в узкообъемных ладах. Зафиксированы примеры с ладами целотонового соотношения, свадебные, карагодные песни. Песни с квинтовым звукорядом и переменной терцовой ступенью (характеризованная фольклористами – исследователями как мерцающая терция). Напевы довольно лаконичны, имеют устойчивую форму, напев – формулу. Традиционные жанры изложены в гетерофонной фактуре, где при тесном переплетении голосов доминирует основной напев – формула.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!