Учебно-методическое сопровождение: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2019 г.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самооценки собственной работы.
определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка.
извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников; переработка информации для получения необходимого результата
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи; готовность слушать собеседника, оформление высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета.
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, листки самооценки, дидактический материал.
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Перечень УУД ФГОС ООО,выполняемый учащимися |
1. Мотивация (3 мин) Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат. Стихотворение Евтушенко Е. Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. - Какие мысли вызывает это стихотворение? Желаю и вам быть интересными и неповторимыми. 2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся. На партах лежат по 3 листочка разных цветов. Учащимся предлагается выбрать тот, который соответствует их настроению. Зеленый – хорошее настроение, полностью готов к работе. Желтый – настроение среднее, но поработать хочется Красный - нет желания работать, настроение грустное. | 1.Приветствуют учителя. Настраиваются на работу 2. Оценивают свое эмоциональное состояние | (Л) Самоопределение; внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Повторение. ( 7 м.) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Запись даты урока, классная работа. Повторение по теме «Морфемика. Словообразование». Индивидуальная работа (по уровням) - Без знаний по этой теме нам не обойтись при изучении нового материала сегодня на уроке. Предметы: перчатка, наперсток, перстень. На основе слов учитель задает вопросы. -Как вы думаете, что общего между этими словами? - Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)? Именно история происхождения слов помогла нам выявить связь между этими словами. Схема на доске. - Судя по началу урока, определите, о чем мы будем сегодня говорить? Учитель корректирует определение темы, предлагает записать ее. | Выполняют задание на повторение. Проверка по образцу Выставляют оценку (лист самооценки). Угадывают слова, выявляют общее. Отвечают на вопросы учителя Высказывают свои предположения Заносят схему в тетрадь Предполагают тему урока, записывают ее в тетрадь. | (Л) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. (П) Анализ собственных знаний. Отнесение объектов к известным понятиям. Формулировка темы и цели урока. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
3. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование целей урока. (1 м.) | Учитель задает вопросы. Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения. - Тема нашего урока очень интересная и сложная. А какие мы поставим перед собой цели? Узнать… Познакомиться… Научиться применять… | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ставят цели урока. -узнать, как называется наука, изучающая историю слов; -познакомиться с историей некоторых слов; -научиться применять полученные знания на практике. | (Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера. (П)Постановка и формулировка проблемы. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез. (К) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. |
4. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: Познакомить с этимологией как наукой. (7 мин) | Учитель организует работу с информационным текстом (в паре) и текстом учебника (стр. 110) - Информационный текст не просто будем читать, а осмысленно. Для этого будем делать пометы. + - понятно, !-интересно,?-нужно разобраться. Задает вопросы по тексту. - Что такое «этимология»? - В каком словаре мы можем узнать историю слова? - Найдите в учебнике ту информацию, которой не было на информационном листе. - От какого слова произошел термин? - Что можно узнать из этимологического словаря? | Учащиеся работают в паре с информационным текстом и текстом учебника. Открывают новые знания. Этимология Этимологический словарь Содержание словаря Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя на этом этапе. | (Л) Любознательность при получении знаний. Формирование интереса к изучению родного языка. (П) Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще. 3м. | Проблемный вопрос: -Для чего нам нужно знать этимологию слов? -Как эти знания помогут узнать тайны языка? -Сегодня на уроке попытаемся найти ответы на эти вопросы. Обращается вновь к словам из игры «Угадаем словечко». О чем идет речь: 1)Путь движения небесного тела, также космического корабля, аппарата; 2)перен. Сфера действия.3) То же, что глазница. (Глаза вышли из орбит) Задает вопросы учащимся. -Как проверить написание безударных гласной в корне? Если посмотрим в этимологический словарь, то узнаем, что слово «орбита» заимствовано в 18 в. из лат.языка, произошло от слова «орбис», которое означало круг. Поэтому в корне будем писать «о». -Как мы может использовать знания об этимологии этих слов, полученные ранее? | Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Пробуют применить полученные знания на практике. Проверяют слова. Делают вывод, что знания этимологии помогают в написании словарных слов. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарем. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
6. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём, проверка по эталону 6 м. | Работа со слайдом. Учитель дает задания по группам. -Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу. Организует работу в группе со словарными статьями (на парте у каждого учащегося словарь или распечатка со словарными статьями) Задание. Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка? -аллея -дремучий -ровесник -коварный - колодец - запятая Выслушивает ответы учащихся. | Учащиеся выполняют задания. Работают со словарной статьей. Ищут ответы на поставленные вопросы. Записывают результат. Делают выводы: -Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка. | (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства. (п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря. |
7.Динамическая пауза. 2м. | Учитель демонстрирует упражнения. Выполняет их вместе с детьми. | Учащиеся повторяют за учителем упражнения. | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 5 м. | - Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны? - Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология? - Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные задания. Учитель приводит пример, объясняя учащимся непонятное слово. Задание (по рядам): Угадать пословицу по картинке. «У семи нянек дитя без глаза» Как вы понимаете смысл фразеологизма? «Сесть в калошу». Отрывок из произведения. Найдите на рисунке ошибку, изучив материал Приложения 3(раздаточный материал) Задание 3: Определите автора и название произведения по следующему отрывку: И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. - Дайте толкование слова «рогатка». - В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете? Познакомьтесь с информацией, объясните, что напутал художник. Работа со слайдами. Корректировка ответов ребят. Работа со словарными статьями. Проверка работы по слайду. Домашнее задание: упр. 224 (1.презентация, 2.мини-проект, 3.сообщение) | Отвечают на вопросы учителя. Работают со слайдами. Выполняют полученное задание. Исследуют значение слова «глаз» в пословице «У семи нянек дитя без глазу». Также делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки. Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным. Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов 4. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде. Коммуникативные УУД: 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м. | - Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? О чем узнали? Что научились делать? Польза в изучении этимологии? Где можно применить? Рефлексия деятельностная: составление кластера «Польза в изучении этимологии» Сбор листов самооценки Рефлексия оценочная (украшают дерево листочками) Учитель благодарит за урок. | Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки. Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока. Подводят итоги урока. | (Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. 2. Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. |