СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эти загадочные шумеры

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Шумер – древняя страна в южном двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 года до нашей эры, еще в протописьменный период на территории Месопотамии появляются государства древних шумерцев. Для Древнего Шумера характерно наличие множества городов, центрами которых были большие храмовые хозяйства. "Страна,от которой отказался Господь"- так говорили о Шумерах в древности.

Просмотр содержимого документа
«Эти загадочные шумеры»

МКОУ «СОШ№28» г.О.Нальчик



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



:











Выполнила: ученица 9-А класса

Эбзеева Саида











Руководитель: учитель истории

БИЧЕКУЕВА М.Ш.











Нальчик, 2017г.



Цель данной работы – изучить особенности становления цивилизации в древнем Шумере.


Задач

-изучить влияние природно-климатических условий на развитие древнешумерской цивилизации;

-рассмотреть основные периоды развития цивилизации древних шумер;

- рассмотреть политическое и социально-экономическое устройство шумерского государства;

-выявить особенности религии и письменности древних шумеров, их наследие

- рассмотреть шумеро-балкаро-карачаевские лексические схождения




ПЛАН



1. Введение

2.Основная часть.

- История возникновения Шумера

- Природно-климатические условия

- Политическое и социально-экономическое развитие государства

- Достижения шумеров

- Шумеро-карачаево-балкарские лексические схождения

3.Заключение

4.Список использованной литературы




ВВЕДЕНИЕ

Шумер – древняя страна в южном двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 года до нашей эры, еще в протописьменный период на территории Месопотамии появляются государства древних шумерцев. Для Древнего Шумера характерно наличие множества городов, центрами которых были большие храмовые хозяйства. Вне храмовых хозяйств существовали хозяйства большесемейных общин. Их хозяйство базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, что порождало бесконечные войны за доступ к головным каналам и землю. Военные вожди отдельных городов время от времени добивались гегемонии над всем Шумером.
В отличии от Египта в Южной Месопотамии не сложилось

централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Эти и другие южномесопотамские города-государства в этническом, религиозном, культурном отношении представляли собой единое целое – государство.
1.Влияние природно-климатических условий на развитие шумерской цивилизации.
От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией (в переводе с древнегреческого - Междуречье, иногда переводят как Двуречье). Сейчас это в основном территория Ирака.
Реки Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их.

Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Климат Месопотамии был неодинаков: на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.
На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В дверной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.
Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша.
Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма.

Выращивали виноград и фруктовые деревья, зерновые, технические, огородные и бобовые культуры. Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие жилетные обитали в окрестных степях и приречных зарослях3.

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия. Южная Месопотамия начала заселяться несколько позже.
С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже VI — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии.
2. Политическое и социально-экономическое устройство шумерского государства

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, её господствующего положения в обществе. Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.
Рабы частью принадлежали знати, частью — государству. Часть освоенной территории, орошаемой разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а собственностью государства.
Большинство населения Двуречья не только в начале III тысячелетия до н. э., но и много позже, несомненно, составляли общинники.
Свободные общинники составляли основную производительную часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин. По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.





Во главе каждого города-государства стоял правитель (ensi), который, вероятно, совмещал культовые и административные обязанности, тем более, что в системах такого рода то и другое тесно взаимосвязано. Энси был как бы земным представителем божества в его земном Доме и избирался на эту должность самим божеством на определенный срок, после истечения которого наступала, во всяком случае теоретически, очередь другого избранника.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единрго государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля".

Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, Религия и письменность древней Шумерии

В древнем Шумере истоки религии  имели  чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ богов имел целью не  "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. Самые древние из шумерских богов, упомянутые  в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.
Главными божествами шумерского пантеона были : МАРДУК- был верховным богом, Шамаш- бог Солнца, Син- бог Луны, Иштар- богиня плодородия, Энли- бог земли и вод. В Шумере  боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются  сватовство и войны,  изнасилование и любовь, обман и гнев. Интересно также, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды.
Достижения шумеров.
К достижениям шумерской цивилизации относится изобретение письменности. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. Затем появилась клинопись. Шумеры писали на глиняных табличках с помощью палочки. Знаков-клиньев было около 3000 знаков.
Историк Исмаил Муссаевич Мизиев в начале 90х годов своей работе исследовал шумеро-карачаево-балкарские схождения. И таких слов оказалось около 400. Например, вот эти слова.



ШУМЕРСКИЕ СЛОВА

Аз –мало

Чибин -муха

Кан- кровь

Буз- ломать

Баба- предок

Дайм-постоянно

Жюн- шерсть

Жол-дорога

Икки- два

Жаз- писать

Жау- враг

Не-что

Юз-рвать

Сюз-цедить

Сен-ты

Мен-я

Бер-дай










Карачаево-балкарские слова

Аз- мало

Чибин-муха

Къан-кровь

Буз- ломать

Баба- предок

Дайм- постоянно

Жюн- шерсть

Жол- дорога

эки-два

Жаз-писать

Жау-враг

Не-что

Юз-рвать

Сюз-цедить

Сен-ты

Мен-я

Бер-дай


































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы приходим к выводу, что шумерское население на крайнем юге Месопотамии появилось на рубеже V— III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
Климат Месопотамии способствовал развитию земледелию, так как их разливы благоприятно влияли на почву, однако сильные ветры оказывали неблагоприятное воздействие на развитие сельского хозяйства в этом регионе.
Так же благоприятным можно считать и географическое положение, которое способствовало быстрому заселению территории и ведению успешной торговли.
Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье.
Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Кроме этого государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств. Религия шумер была политеистична, имела в первую очередь, материальные корни и сыграла важнейшую роль в развитии религиозных взглядов следующих поколений.
Важнейшим этапом в развитии культуры древней Шумерии является изобретение письменности, которая впоследствии была заимствована вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии.
В целом шумерская цивилизация занимает важное место в истории человечества.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.С.Н.Крамер. Шумеры.Первая цивилизация на Земле. М.,2010г

2. С.Н.Крамер. История начинается в Шумере. 1959г.

3. В.В.Емельянов. Древний Шумер.Очерки культуры. Санкт-Петербург, 2001г.

4. В.И.Гуляев. Шумер.Вавилон.Ассирия. 5000лет истории. М.,2005г.

5. К.Эдвард. Они писали на глине. М., 1984г.

6. М.Белицкий. Шумеры. Забытый мир. Изд-во «Вече» 2000г.

7. И.М.Мизиев. Шумеры -древнейшая часть пратюрок. Черкесск, 19

8.Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982г.

9.Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья (мифы, легенды, открытия). М., 1986г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!