СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы речевого развития в норме и при нарушении интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этапы речевого развития в норме и при нарушении интеллекта»

Этапы речевого развития в норме и при нарушении интеллекта Подготовила студентка 3 курса ДО+ЛД Власова Юлия

Этапы речевого развития в норме и при нарушении интеллекта

Подготовила студентка

3 курса ДО+ЛД

Власова Юлия

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.

Человеческая речь последовательно проходит в процессе становления четыре этапа: Подготовительный с момента рождения - до года Преддошкольный от года до 3 лет Дошкольный от 3 до 7 лет Школьный от 7 до 17 лет

Человеческая речь последовательно проходит в процессе становления четыре этапа:

Подготовительный

с момента рождения - до года

Преддошкольный

от года до 3 лет

Дошкольный

от 3 до 7 лет

Школьный

от 7 до 17 лет

Подготовительный этап Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца , а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как «а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу» и т.д. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа: «гн-агн, ля-аля» и т.д.

Подготовительный этап

Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца , а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как «а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу» и т.д. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа: «гн-агн, ля-аля» и т.д.

Подготовительный этап При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет . В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа «ба-ба, дя-дя, деда» и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Подготовительный этап

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет . В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа «ба-ба, дя-дя, деда» и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями.

В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.

В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Преддошкольный этап Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны : «бах» - упал, лежит, споткнулся; «дай» - отдай, принеси, подай; «биби» - идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей , появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: Папа, ди (папа, иди). Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: в полтора года - 10-15 слов, к концу второго года - 30 слов, к трем годам - примерно 100 слов.

Преддошкольный этап

Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность.

Употребляемые ребенком слова многозначны : «бах» - упал, лежит, споткнулся; «дай» - отдай, принеси, подай; «биби» - идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей , появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: Папа, ди (папа, иди).

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: в полтора года - 10-15 слов, к концу второго года - 30 слов, к трем годам - примерно 100 слов.

Преддошкольный этап Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма» , когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). Уже к 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями , используя частичные грамматические формы (иди - идет - идем - не иду; кукла - кукле - куклу). В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Например : касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).

Преддошкольный этап

Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма» , когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины).

Уже к 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями , используя частичные грамматические формы (иди - идет - идем - не иду; кукла - кукле - куклу).

В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Например : касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).

Преддошкольный этап Именно в этот период все функции ЦНС в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Преддошкольный этап

Именно в этот период все функции ЦНС в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Дошкольный этап Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей . Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса . Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества , повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям. На этом этапе у многих ребят еще может сохраняться неправильное произношение отдельных звуков , например, сонорных, шипящих, свистящих , могут наблюдаться дефекты озвончения или смягчения, йотации .

Дошкольный этап

Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей . Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса . Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества , повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям.

На этом этапе у многих ребят еще может сохраняться неправильное произношение отдельных звуков , например, сонорных, шипящих, свистящих , могут наблюдаться дефекты озвончения или смягчения, йотации .

Дошкольный этап В это время активный словарь детей достигает 3-4 тыс. слов , формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. Пятилетние дошкольники могут самостоятельно, без наводящих вопросов придумать рассказ (например, пересказать сказку) из 40-50 предложений. Навык ведения беседы (диалога) дополняется важным навыком монологического высказывания . На дошкольном этапе формируется контекстная речь (не связанная с наглядной опорой, отвлеченная, например, описание собственных впечатлений или переживаний ребенка).

Дошкольный этап

В это время активный словарь детей достигает 3-4 тыс. слов , формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

Пятилетние дошкольники могут самостоятельно, без наводящих вопросов придумать рассказ (например, пересказать сказку) из 40-50 предложений. Навык ведения беседы (диалога) дополняется важным навыком монологического высказывания .

На дошкольном этапе формируется контекстная речь (не связанная с наглядной опорой, отвлеченная, например, описание собственных впечатлений или переживаний ребенка).

Дошкольный этап В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи , умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Совершенствуется и фонематическое восприятие : дошкольники начинают различать согласные и гласные, понимают, какие звуки твердые, мягкие и т. д. Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью (фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной).

Дошкольный этап

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи , умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Совершенствуется и фонематическое восприятие : дошкольники начинают различать согласные и гласные, понимают, какие звуки твердые, мягкие и т. д.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью (фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной).

Школьный период Если до этого момента дети овладевали речью, во многом подражая взрослым, теперь начинается период сознательного усвоения . Продолжается совершенствование связной речи . Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь .

Школьный период

Если до этого момента дети овладевали речью, во многом подражая взрослым, теперь начинается период сознательного усвоения . Продолжается совершенствование связной речи . Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь .

Особенности речевого развития детей с НИ Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи с первых месяцев жизни , далее отставание лишь прогрессирует . У новорожденных малышей позднее, в сравнении с нормально развивающимися детьми, возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев).

Особенности речевого развития детей с НИ

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи с первых месяцев жизни , далее отставание лишь прогрессирует . У новорожденных малышей позднее, в сравнении с нормально развивающимися детьми, возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми.

Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других.

Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев).

Особенности речевого развития детей с НИ Речь умственно отсталого ребенка раннего возраста не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. К началу дошкольного возраста у ребенка с умственной отсталость не сформированы предпосылки речевого развития . Первые слова появляются позднее трех лет , отстает появление фразовой речи . Часто умственно отсталые дети не начинают говорить к четырем-пяти годам .

Особенности речевого развития детей с НИ

Речь умственно отсталого ребенка раннего возраста не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта.

К началу дошкольного возраста у ребенка с умственной отсталость не сформированы предпосылки речевого развития . Первые слова появляются позднее трех лет , отстает появление фразовой речи . Часто умственно отсталые дети не начинают говорить к четырем-пяти годам .

Особенности речевого развития детей с НИ Недоразвитие речи у детей с умственной отсталостью может быть обусловлено формирующимися нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора . Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции . У большинства детей с нарушением интеллекта (50-60%) наблюдается нарушение фонетической стороны речи . У детей с интеллектуальными нарушениями, по определению С.Я. Рубинштейн, отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, пассивный словарь преобладает над активным, при этом он с трудом актуализируется; происходит нарушение процесса организации семантических полей.

Особенности речевого развития детей с НИ

Недоразвитие речи у детей с умственной отсталостью может быть обусловлено формирующимися нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора .

Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции .

У большинства детей с нарушением интеллекта (50-60%) наблюдается нарушение фонетической стороны речи .

У детей с интеллектуальными нарушениями, по определению С.Я. Рубинштейн, отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, пассивный словарь преобладает над активным, при этом он с трудом актуализируется; происходит нарушение процесса организации семантических полей.

Особенности речевого развития детей с НИ В словаре детей с нарушением интеллекта преобладают существительные с конкретным значением , нет слов обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, наблюдаются замены слов по семантическому сходству. У детей с нарушением интеллекта проявляется несформированность диалогической и монологической речи . Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи . Умственно отсталые дети часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, то есть они не ориентируются на собеседника.

Особенности речевого развития детей с НИ

В словаре детей с нарушением интеллекта преобладают существительные с конкретным значением , нет слов обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, наблюдаются замены слов по семантическому сходству.

У детей с нарушением интеллекта проявляется несформированность диалогической и монологической речи . Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи . Умственно отсталые дети часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, то есть они не ориентируются на собеседника.

Особенности речевого развития детей с НИ Фразовая речь детей отличается большим количеством фонематических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Переход к самостоятельному высказыванию у этих детей является очень трудным. Связные высказывания мало развернуты, фрагментарны . Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у умственно отсталых детей пересказ . При монологической речи у детей с нарушением интеллекта прослеживается искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, соскальзывание с темы.

Особенности речевого развития детей с НИ

Фразовая речь детей отличается большим количеством фонематических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит.

Переход к самостоятельному высказыванию у этих детей является очень трудным. Связные высказывания мало развернуты, фрагментарны . Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи.

В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у умственно отсталых детей пересказ .

При монологической речи у детей с нарушением интеллекта прослеживается искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, соскальзывание с темы.

Особенности речевого развития детей с НИ Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонна, маловыразительна, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает замедленной, в других – ускоренной, иногда встречается скандированная речь. В структуре речевого дефекта у умственно отсталых детей диагностируются следующие клинические диагнозы : дислалия, ринолалия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание и др.

Особенности речевого развития детей с НИ

Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонна, маловыразительна, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает замедленной, в других – ускоренной, иногда встречается скандированная речь.

В структуре речевого дефекта у умственно отсталых детей диагностируются следующие клинические диагнозы : дислалия, ринолалия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание и др.

Особенности речевого развития детей с НИ Таким образом , уровень развития речи ребенка напрямую зависит от степени выраженности интеллектуального развития . Наиболее сформирована речь у детей с легкой умственной отсталостью, но отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы: фонетики, фонематики, лексики и грамматики. Дети с трудом могут вступить в беседу , на обращенные реплики могут неадекватно отреагировать, не переключаются с позиции слушающего на позицию говорящего, не заинтересованы в получении новой информации. К концу дошкольного возраста ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую) речь полноценно не выполняет . Темп развития его речи замедлен, а речевая активность недостаточная. Ребёнок редко принимает участие в беседах, на задаваемые вопросы отвечает односложно и зачастую неправильно.

Особенности речевого развития детей с НИ

Таким образом , уровень развития речи ребенка напрямую зависит от степени выраженности интеллектуального развития . Наиболее сформирована речь у детей с легкой умственной отсталостью, но отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы: фонетики, фонематики, лексики и грамматики.

Дети с трудом могут вступить в беседу , на обращенные реплики могут неадекватно отреагировать, не переключаются с позиции слушающего на позицию говорящего, не заинтересованы в получении новой информации.

К концу дошкольного возраста ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую) речь полноценно не выполняет . Темп развития его речи замедлен, а речевая активность недостаточная. Ребёнок редко принимает участие в беседах, на задаваемые вопросы отвечает односложно и зачастую неправильно.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!