СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.»

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.


Cодержание



  1. Введение. 2

  2. Диагностика труда учителя. 5

  3. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. 6

  4. Многообразие структур урока развивающего типа обучения. 10

  5. Основные этапы современного урока. 13

  6. Конспект урока. 14

  7. Советы молодому специалисту. 15






























Урок как основная форма обучения в школе и важнейшее направление труда учителя представляет собой сложную систему организации учебной деятельности. И для того, чтобы построить урок, необходимо хорошо узнать психологические основы обучения на уроке. Существуют определенные законы высшей нервной деятельности, объясняющие познавательные процессы, о некоторых мы с вами поговорим.

  • Закон взаимной индукции: если возбуждаются одни участки головного мозга, в других в это время происходят процессы торможения, когда какой-то участок коры головного мозга приходит в состояние возбуждения, то в других участках в силу так называемой отрицательной индукции идет процесс торможения. Наше внимание объясняется действием этого закона. Для того чтобы материал был действительно усвоен, учителю необходимо добиться, чтобы его ученики были внимательны. Если ученик сидит тихо, смотрит в глаза, а сам при этом где-то витает, никакого усвоения не будет, как бы учитель ни старался. Не будет и усвоения материала при плохой дисциплине, т.к. закон взаимной индукции неумолим, и это нужно учитывать, при работе в классе.

  • Закон динамического стереотипа: при частых постоянны раздражениях одних участков головного мозга и столь же частых постоянных торможениях других происходит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения это значит, что если ученик постоянно, систематически занимается каким-то предметом, то образуются устойчивые связи, которые приходят к легкой возбудимости и если этот труд доставляет удовольствие, ребенок становится сообразительным, находчивым, легко и с удовольствием слушает, читает, решает задачи и т.д., т.е. развивает свои способности.

Измерить стереотип очень трудно: тут нужны воля, настойчивость, способность к преодолению, постоянные усилия. Учитель должен хорошо понимать, что чем старше ребенок, тем сложнее и мучительнее изменить сложившийся стереотип. Если с первых уроков 8 класс, входя на урок химии, настроен, работать, он будет делать это всегда, и если этот же, приходя к другому учителю на урок, может позволить себе не учиться и не работать или работать иногда, то это уже стереотип.

Важная деталь – чем больше очагов возбуждения, тем больше их может появиться: возможности человеческого мозга во много раз выше, чем можно предложить. От смены деятельности не устают, устают от плохо организованных занятий, нерациональных методов работы. Особую роль среди познавательных процессов играет воображение – сложный психологический процесс, заключающийся в создании новых образцов на основе прежних восприятий, знаний. Без воображения развитие человека невозможно. Воображение развивается в течение всей жизни, но особенно благоприятное время для развития – детство. Постоянно подталкиваете ребят к творчеству, поиску, выдвижению гепотиз, пробуждаете в них желание изобретать, давать свои объяснения событиям, писать стихи, очерки, сочинять сказки, искать ответы о развитии науки, техники, да и просто пофантазировать. Творчество учителя порождает творчество учеников это взаимосвязанный процесс.

Вершина познавательных процессов – мышление и речь. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности, в процессе мышления человек отражает общие свойства явлений и предметов, устанавливает закономерные связи между ними, раскрывает их сущность. Порой ученик говорит вокруг да около, а сущность выделить не может, в таком случае говорят у тебя: у тебя представление о предмете, а понятия нет. Второй элемент мышления – суждение, в котором составляются понятия. Суждение предполагает сознательное утверждение или отрицание, понимание связей.

Умозаключение: из 2-х или нескольких положений делается вывод, это может быть дедуктивное умозаключение, когда из общего положения вытекают частные, индуктивные, когда из частных посылок следует общий вывод.

Обучая мыслить логически, необходимо начать с определения какой-либо задачи, выделения вопроса, который надо решить, установить цепь рассуждений, затем выдвинуть гипотезу, но для этого требуются конкретные задания. Рассуждая, сопоставляя, экспериментируя, решая задачи, человек высказывает предположения, выдвигает идеи, затем начинает их обосновывать, связывать с другими явлениями и, наконец, делает какой-то вывод пока еще предположительный. Следующий этап – проверка правильности сделанного вывода, подтверждение его законами, фактами, бесспорными положениями. Мыслительные операции крайне сложны, нужно учить детей анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, нельзя ничего давать детям в готовом виде, при таком учении мы никогда не разовьем мышление. Главное – приучить думать, искать, доказывать, рассуждать, искать подтверждение.

Форма мышления – речь, когда мы думаем про себя, и тогда пользуемся речью, так называемой внутренней. Учителю надо понимать, какие существуют связи между мышлением и речью. И если ученик говорит, что он все знает, но не может выразить, объяснить, пересказать, значит, ему только кажется, что он знает: знания его четки. Это не подлинные знания. Мышление в значительной степени зависит от культуры речи, объема активного словаря, дикции, стилистики, логики, знания предмета речи. Речь свойственна только человеку, возникла она, как и мышление, в результате трудовой деятельности. Речь бывает нескольких видов: внутренняя – обычно отрывочная, скачкообразна, сокращена, конспективна, использует эрзац слова «это вещь, вот это шутка», внешняя гораздо сложнее, разговорно-диалогическая: монологическая – рассказ одного, письменная – речь письменных знаков.

Человек от природы получает как бы предпосылки, особую предрасположенность, иногда благоприятную, иногда зловещую и от воспитания зависит, в каком направлении будут развиваться будущие способности. К сожалению, мы уделяем больше внимания коллективному воспитанию, ориентируясь на «середняка» выделяем то, что роднит детей, нередко игнорируем то, что их разлучает. И наша задача – не столько добиться усвоения мыслей, сколько научить мыслить, научить ребенка самого находить решения, объяснять события, оценивать те или иные явления. Вместе с тем необходимо иметь чувство меры, знать возможности детей, не перегружать их. Обязательно нужно учитывать природные задатки и только на их основе развивать способности.

Способности бывают общие, когда индивидуально одинаково успешно трудится во всех видах деятельности гуманитарные: к точным наукам.

Умственные способности от пола не зависят, однако есть небольшие отличия – мужчинам легче с цифровыми пространственными задачами, женщинам – со словесными. Для развития способностей необходимо:

  • С рождения обладать определенными задатками;

  • С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее и правильное конкретное развитие способностей;

  • С раннего возраста приобретать волевые и эмоциональные качества;

  • Педагог должен учитывать отличника, среднеуспевающего и слабоуспевающего – все они должны трудить на уроке продуктивно и с интересом, для этого необходимы только дифференцированные задания.

В основном все эти задачи педагог решает на уроке, значит, урок не должен быть чем-то раз и навсегда данным, это должна быть гибкая система, составные которой могут меняться в зависимости от конкретных условий.
































Диагностика труда учителей.


Для того чтобы организовать учебную деятельность рационально педагог должен знать:

  1. Ясно определить и поставить перед учащимися и задачи их деятельности на уроке.

  2. Правильно выбрать приемы, методы, технику для осуществления поставленных задач, рационально их использовать.

  3. Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать по времени. Хорошо инструктировать учащихся, учить их именно учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

  4. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться, с выполнением работ в заданное время. Рационально и экономно использовать учебное время.

  5. Систематически осуществлять учет работы и контроль за работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.

  6. Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.



























Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.


  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

  2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

  4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.

  5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

  6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

  7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их нестандартных ситуациях.

  8. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

  9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и другое.)

  10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

  11. Предусмотрение объема и приемов обощения и систематизации знаний.

  12. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование также проверки умений учащихся.

  13. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывания методики задавания уроков на дом.

  14. Продумывание форм подведения итогов урока.

  15. Планирование внеклассной работы по данной теме.

  16. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.













Примерная схема тематического плана.


Общие вопросы плана:

1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:

1- реализация воспитательного потенциала урока;

2- осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3- дидактические средства урока; 4- самостоятельная работа учащихся на уроке; 5- методы закрепления пройденного материала на уроке; 6- домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

































Как можно начать урок.


Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.

Решение этих и подобных вопросов во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учеников. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивающих их на плодотворную работу на протяжении всех 40 минут.

Вот почему стоит уделять особое внимание организации начала урока:

  1. Предлагается задание, которое решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.

  2. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

  3. На уроке записаны задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

  4. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Предлагается найти более краткое, рациональное решение.

  5. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.

  6. Урок начинается с чтения по фразам заданного для самостоятельного изучения параграфа и коллективного обсуждения его смысла. Ученики ответами на вопросы учителя доказывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают консультанты по этой теме. (Консультантов, как правило, двух учеников, учитель назначает на предыдущем уроке).

  7. Обсуждается различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Как правило, это задача, решение которой требует исследовательской работы. Однако она должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.

  8. Если же на дом было задано сочинить сказку или составить кроссворд, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ.

  9. Урок начинают «солисты». Так называют учеников, которым предстоит «защищать» решения домашних задач. Решение оформляется на доске до урока. При назначении «солистов» учитывается сложность задач. Иногда по одной задаче «солирует» несколько ребят. Класс же следит за грамотностью изложения решения домашних задач, думает над различными способами, выбирает наилучший.





Некоторые формы контроля на уроке.


  1. Самопроверка по образцу.

Это форма, как правило, применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Начинается урок. Тетради учащихся закрыты. Ребята рассматривают решение – образец и устно его комментируют, затем открывают тетради и каждый проверяет свою работу по образцу, подчеркивает ошибки (простым карандашом) и ставит отметку (карандашом). После проверки образец закрывают, учащиеся делают работу над ошибками. Те ребята, которые выполнили домашнее задание без ошибок, получают индивидуальные задания.

  1. Опрос по парам.

Учащиеся I в. объявляются «учителями», а II в. – «учениками». Учитель задает вопрос классу. «Ученики» поворачиваются лицом к своим «учителям» и начинают вполголоса отвечать. Когда в парах обсуждены ответы, поднимается один из школьников и громко отвечает на поставленный вопрос. Учитель комментирует его ответ и попутно указывает, какие ошибки услышал сам, когда ходил по классу. После обсуждения ответы учащихся второго варианта оцениваются учащимся I варианта.

Главное в таком опросе повторить теоретический материал, закрепить его.

  1. Викторина

  2. Теоретическая разминка (вопросы задают учащиеся трем ученикам у доски).

  3. Эстафета.

  4. Контрольная работа и ее анализ.

Работа оценивается, но ошибки не исправляются, на следующем уроке показываются все решения. Тетради раздаются так, чтобы каждый ученик получил чужую тетрадь.

Задание: написать рецензию по плану, к-ры на доске.

  1. Отметить, что понравилось (аккуратность, лаконичность, применение рациональных приемов преобразований и т.д.)

  2. Отметь, что не понравилось.

  3. Указать характер ошибок: а)в вычислениях; б)в решениях уравнений и т.д.

  4. Отметь грамотность работ.

  5. Внести предложения по улучшению работы товарища.

  1. Карточки с заданиями.

  2. Кроссворды.

  3. Зачеты.

  4. Диктанты.

  5. Тетради с печатной основой.

  6. Карточки с пропусками.

  7. Общественный смотр знаний.

  8. Тесты.

  9. С помощью ЭВМ.


Многообразие структур урока развивающего типа обучения.


Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


Структура урока изучения нового материала.

  • Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

  • Указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

  • Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • Контроль результатов первичного запоминания;

  • Регулярное систематизирующее повторение через коротких, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.


Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • Сообщение учащимся цели предстоящей работы;

  • Воспроизведение учащимся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  • Выполнение учащимся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  • Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • Проверка выполненных работ;

  • Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • Задания на дом (если это необходимо).


Структура урока формирования умений и навыков:

    • Постановка цели урока;

    • Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    • Проведение проверочных упражнений;

    • Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    • Упражнения на их освоении;

    • Упражнение на их закреплении;

    • Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    • Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    • Упражнения творческого характера;

    • Итог урока;

    • Задание на дом.



Структура урока повторения:

  • Организация начала урока;

  • Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке, задание на дом.


Структура урока проверки знаний:

  • Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

  • Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

  • Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

  • Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

  • Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.


Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • Организация начала урока (психологический настрой).

  • Сообщение темы урока и его задач.

  • Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

  • Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

  • Упражнения по отработке навыков.

  • Домашнее задание.

  • Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.


Структура повторительного-обобщающего урока:

  • Организационный момент.

  • Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

  • Формирование выводов по изученному материалу.

  • Оценка результатов урока.

  • Подведение итогов.

  • Задание на дом (не всегда).



Структура комбинированного урока

(он имеет, как правило, две или несколько дидактических целей):

  • Организация начала урока.

  • Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

  • Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

  • Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

  • Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного связанного с новым.

  • Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

  • Подведение итогов и результатов урока.

  • Задание на дом.

  • Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

















Основные этапы современного урока.


  • Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

  • Проверка домашнего задания.

  • Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

  • Постановка цели занятия перед учащимися.

  • Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

  • Первичная проверка понимания.

  • Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений и ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

  • Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  • Обобщение изучаемого материала на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  • Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.

  • Домашнее задание к следующему уроку.

  • Подведение итогов.

























Конспект урока.


Конспект – модель урока, предполагаемое описание деятельности учителя и описание предполагаемой деятельности учащихся с возможными вариантами.


Чем пользоваться?

  1. Программа.

  2. Журнал (по предмету: математика в школе).

  3. Школьные учебники.

  4. Учебники других авторов.

  5. Методическая литература.


Конспект может включать:

  1. дату и номер урока,

  2. тему урока,

  3. цель урока:

    1. образовательная,

    2. воспитательная,

    3. развивающая.

  4. знания и умения,

  5. оборудование урока,

  6. план урока (с указание времени)

  7. примерная схема записей на доске,

  8. раскрывается подробно каждый этап урока (ход урока):

    1. организационный момент,

    2. проверка домашнего задания (что проверяем, каким методом, кого спросим, возможные решения, типовые ошибки),

    3. подготовка к изучению нового материала (7-10 м.),

    4. изложение нового материала (выбирает метод обучения),

    5. логика изложения, что слушают, что записывают и как , возможные и необходимые дифференцирующие задания.

  9. итог и домашнее задание.















Советы молодому специалисту при подготовке к уроку.


  1. прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.

  2. изучите материал этого раздела.

  3. проанализируйте учебный план.

  4. сформируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы вы хотели достичь в результате урока.

  5. представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их к выполнению задач урока.

  6. выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

  7. соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

  8. продумайте структуру урока, его ход.

  9. зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.

  10. проверьте себя:

    1. какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке.

    2. Какое умение формируется на данном уроке.

    3. Какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке.

    4. Какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.



















22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!