Этапы и стадии технологии систематизации деятельности образовательной организации по ДНВ школьника
На первой стадии подготовительно-диагностического этапа происходит осознание обучающимися и педагогами необходимости формирования духовно-нравственной культуры. Ее движущей силой является противоречие между необходимостью решения поставленных задач и подготовленностью субъектов образовательного процесса к их решению.
К развитию индивидуальной и коллективной жизненной позиции должны подталкивать и данные диагностики и анализ ее результатов :
1) готовности субъектов образовательного процесса к функциональному взаимодействию по духовно-нравственному воспитанию (метакомпетентность);
2) духовно-нравственного развития свойств и качеств у школьников (качественные характеристика учащихся;
3) ресурсного обеспечения образовательной организации (инновационно-развивающая среда школы по духовно-нравственному воспитанию).
Разрабатывается и утверждается на педсовете программа создания инновационно-развивающей среды школы как условия формирования духовно-нравственной культуры, состоящая из семи направлений :
I. Материально-технические условия школы
II. Взаимодействие школы с родителями
III. Организационное обеспечение
IV. Кадровое обеспечение инновационно-развивающей среды
V. Информационно-образовательное обеспечение
VI. Превентивные меры в школе
VII. Взаимодействие школы с другими учреждениями.
Ко второму этапу (проектно-формирующему) формирования духовно-нравственной культуры школьника относятся четвертая стадия – определение теоретико-методологических и концептуальных основ по формированию духовно-нравственной культуры школьника и пятая – выработка педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры школьника.
Третий этап - о рганизационно-методический – включает в себя шестую стадию: п ринятие административных и коллективных решений по реализации основных задач школы, связанных с проблемой исследования.
В содержательно-интегративный этап входят: девятая стадия - разработка общешкольной программы формирования духовно-нравственной воспитания школьника.
Десятая стадия – выявление межпредметных связей и способов взаимодействия учебных предметов.
Одиннадцатая стадия – создание элективного курса «Основы духовно-нравственного воспитания».
Пятый (опытно-экспериментальный) этап – двенадцатая стадия – реализация принятых решений и программ по духовно-нравственному воспитанию.
Задачи по ДНВ:
- повышение культурологической грамотности учителей и формирование их готовности к духовно-нравственному воспитанию;
- осуществление экспертизы учебного процесса в целом и отдельных подразделений (классов) в соответствии с духовно-нравственным воспитанием;
- оказание помощи субъектам образовательного процесса в духовно-нравственном воспитании;
- экспертиза авторских и учебных программ;
- культурологический анализ урока;
- структурирование на основе принципов ДНВ новых технологий, учебных курсов, режима учебных занятий, расписания и самостоятельной работы обучающихся.
Эффективность работы прослеживаются по следующим показателям, которые можно отнести к тринадцатой (текущий и этапный контроль формирующего эксперимента) и четырнадцатой (оценка промежуточных результатов проводимого исследования) стадиям оценочно-контролирующего этапа формирования духовно-нравственной культуры школьника .
Итогово-коррекционный этап: пятнадцатая стадия – проведение итогового контроля.
Шестнадцатая – педагогическая коррекция духовно-нравственных и культурных ориентиров и установок.
Семнадцатая стадия – духовно-нравственное и культурное саморазвитие и саморегуляция (последней стадии будет посвященно отдельное методическое пособие).
Спасибо за внимание!