СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационная статья "Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства"

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства»


С.Н. Кулакович

Преподаватель дополнительного образования

по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Университетский казачий кадетский корпус-интернат (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Московский государственный университет

технологий и управления имени К.Г.Разумовского

(Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области



Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

Аннотация: В данной статье, посвящённой проблеме эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, рассматривается вопрос о новых принципах в методике обучения изобразительному искусству и технологиях развития способностей учащихся. Новый принцип – это и есть новый подход, новая технология. Самые актуальные научные исследования сегодня в области художественного образования касаются вопросов развития способностей к изобразительной деятельности. Вопросам развития художественных способностей учащихся и студентов посвящали свои исследования художники-педагоги: Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Л.Г. Ушакова, Ю.В. Коробко, В.П. Зинченко и др.

Представленная статья своевременна и актуальна, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у учащихся воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.


"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим". Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Конечная цель эстетического воспитания – воспитание Человека – Творца.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко. Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания". Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Через познание – к развитию.

Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души»- тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности. Развитие индивидуальных способностей каждого ученика должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время. На государственном уровне обозначен стандарт, который провозглашен, как системно-деятельностный подход. Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Основная цель изучения предмета изобразительное искусство - развить в детях способность эстетического восприятия действительности, научить их понимать язык художественных образов. Главная задача учителя искусства— помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Главным в методике преподавания становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.

Развивая способности в процессе изобразительной деятельности, личность качественно меняется: зрительное восприятие из обычного становится художественным – мир видится в богатстве цветовых оттенков, воспринимается как мир образов. Имея полноту восприятия, личность имеет и полноту внутренней жизни: чувство цвета, чувство формы, чувство контраста, чувство гармонии качественно меняют эмоционально – чувственную жизнь личности, в ней больше удовольствия, радости, в ней есть эстетическое наслаждение, счастье. Личность творит через своё восприятии, когда способна увидеть по-новому.

В реализации технологии развития способностей учащихся используется деятельностный подход, так как способности развиваются только в деятельности. Педагоги пишут, что деятельность, в которой развиваются творческие способности учащихся, классифицируется педагогами как «художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника [Сластенин В.А., стр.443].

В реализации технологии развития способностей учащихся имеет место коллективная познавательная деятельность. Она возникает в случае, если демонстрируется фронтальный педагогический рисунок. В технологиях подобного рода присутствуют коллективная радость, совместное обсуждение и оценка сделанного, коллективная творческая выставка работ учащихся. Эту технологию также можно назвать технологией коллективной творческой деятельности.

Средства педагогического взаимодействия. Существует целая система методов педагогического воздействия на учащихся с целью активизации их познавательных процессов и пробуждения и интенсивного развития способностей. Так, например, осуществляя технологию педагогической поддержки учащихся, учитель руководствуется следующими положениями:

Учитель демонстрирует ученикам своё доверие и поддерживает доверие учеников к себе.

Учитель участвует в осознании учащимися своих способностей, целей, задач, интереса, мотивации. Учитель исходит из того, что все учащиеся имеют способности, как внутренние качества личности, стремящиеся к проявлению. Учитель является для учеников источником бесконечного творческого опыта: в живописи, графике, ДПИ.

Учитель имеет развитое чувство эмпатии, эмоционально чувствует каждого ученика.

Учитель должен быть искренним в проявлении своих чувств.

Учитель предоставляет ученику пространство свободы творчества, в рамках решения изобразительных задач.

Учитель проявляет гуманную педагогическую позицию.

Учитель постоянно создает и обновляет культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду. Учитель проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребёнка.

Организация процесса развития способностей. Существует связь между методами обучения и развития. Так, мы используем методы обучения, при которых активизируется процесс развития творческих способностей учащихся. Эти методы впервые предложил Б. М. Неменский:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.

Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты. [Неменский Б.М.].

Существуют и другие методы обучения изобразительному искусству, при которых эффективно развиваются художественные способности учащихся: Метод наглядности,

Метод педагогических установок,

Репродуктивный метод,

Метод педагогической поддержки.

Ученик, учитель. В отношениях учитель – ученик в данной технологии применяется метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства. [Неменский Б.М].

В реализации технологии развития способностей учащихся повсеместно реализуется принцип сотворчества. Он реализуется и на этапе восприятия изобразительного материала – натуры и наглядности и на этапе практической деятельности. Важную роль здесь играет наглядность, так, показывая приёмы работы с цветом, учитель реализует принцип управления чувственным опытом, демонстрируя ученику своё чувство цвета и передавая его как опыт.

Существует технология педагогического общения – она ещё называется стадией обратной связи в общении, в которой выясняется насколько материал усвоен, понят и настолько же активированы творческие способности. Обратная связь должна быть содержательной и эмоциональной. «Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке… . Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной даёт педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.» . [Сластенин В.А., стр. 464].

Важным в технологии является мастерство учителя. В основе мастерства учителя лежит его деятельность и в первую очередь творческая, художественная, в нашем случае мастерство учителя в его способности создавать изображения с достаточно высоким уровнем художественного исполнения. Далее важным мастерством учителя является его методическое мастерство – умение методически грамотно подавать изобразительный материал, реализовывать дидактические принципы обучения, помогать учащимся в усвоении учебного материала и создавать все условия для развития способностей учащихся. Это называется педагогической техникой. Умения и навыки учителя – грамотная и выразительная речь, умение владеть и управлять своими эмоциями. Любое проявление учителя, как личности, воспитывает ученика.

Мастерство учителя зависит от того, насколько развиты способности учителя и художественные и педагогические. Важной способностью учителя является способность к педагогическому рисованию а также другие способности реализовывать принцип наглядности. В распоряжении педагога – художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но всё-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительным искусством наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале.

Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, учащиеся получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия. Чем больше органов участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. для педагогов развитие творческой индивидуальности учащихся является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Вывод: таким образом, можно говорить об актуальности изобразительной деятельности как важнейшего средства эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Современные технологии обучения изобразительному искусству направлены на развитие индивидуальных, универсальных и специфических способностей обучающихся: зрительного восприятия и памяти, образных и пространственных представлений, чувств цвета и формы, композиционного мышления и др. Разумеется, все возможные способности развиваются в процессе освоения ими реалистических способов изображения предметов окружающего мира, приобретения навыков рисования с натуры, по памяти, представлению.


Литература

  1. О.Д. Картавцева, С.И.Аникина «Технологии развития способностей учащихся к изобразительной деятельности»

  2. Киященко Н.И. От «образованщины» к образованности // Искусство в школе. 1992. № 2. – С. 5–11.

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.

  5. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В. Н. Шацкая. — М.: Просвещение,2002.-290с.

  6. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!