СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Эстетическое воспитание младших школьников

в рамках реализации ФГОС.

Слайд 1

    Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными, профессионально подготовленными к самостоятельной жизни, но и культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми.

В настоящее время наблюдается кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современной молодежи, живущей в условиях активной информатизации общества, которая оказывает мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации, понимание и знания о красоте, об искусстве, о культурных ценностях. Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Слайд 2

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также способность создавать «прекрасное».

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, можно объединить и выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Слайд 3

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека.

     Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально – психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием.

Слайд 4

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

-эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

-художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, ценностных ориентации, вкусов;

-эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

-воспитание творческих потребностей и способностей.

Школьникам доступны все виды художественной деятельности, через которые происходит развитие художественных творческих способностей детей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности школьника тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяются в школе во время уроков и внеурочной деятельности.

Если говорить о путях и средствах эстетического воспитания младших школьников, то хочется отметить, что формирование  творчески активной личности,  отмеченной   в требованиях ФГОС, невозможно без развития способности  воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.  Но, у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. 

Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. В  начальной школе существует целый ряд учебных предметов эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка,  хореография. Кроме этого, эстетическое воспитание осуществляется и на других уроках. Например, на уроках чтения дети знакомятся с художественными произведениями. Литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Учеников захватывают поступки героев, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Важным звеном эстетического восприятия также является изучение поэзии. Особое внимание надо отвести читательским конференциям, часам поэзии, игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.

Большими возможностями для эстетического воспитания обладают уроки русского языка. К. Д. Ушинский утверждал: «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов».

Чувство прекрасного можно и необходимо развивать не только на уроках музыки, изобразительного искусства, но и на уроках математики. 

Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». При выделении эстетического потенциала начального курса математики следует отметить  признаки эстетической привлекательности математики: упорядоченность; гармония частей и целого; сведение сложности к простоте; неожиданность, оригинальность;  стройность математических рассуждений; наглядность; обобщённость математических конструкций; значимость и универсальность математических фактов.

Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения прослеживается на уроках окружающей среды. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Ребенку мы вкладываем интуитивные стремления к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.

В настоящее время у современных школьников на уроках музыки имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний. Изобразительная деятельность, включая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность – важное условие для развития эстетического вкуса у своих учеников.

Наряду с уроками очень важным является развитие эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности.

Слайд 5

Внеурочная деятельность – это «целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, проводимая в свободное от уроков время в отличных от уроков методов и приёмов.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности является: то что учитываются интересы и потребности детей, добровольное, активное, самостоятельное участие ребенка; в деятельности применение форм эстетического воспитания – коллективных, групповых, индивидуальных; очень важна психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей.

Слайд 6

Для успешного эстетического развития обучающихся младшего школьного возраста необходимо соблюдение основных требований:

– выявление педагогических средств, для формирования компонентов эстетического развития личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности);

– развитие у детей способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны;

– создание запаса эстетических впечатлений и представлений в наглядно – чувственно, воспринимаемой и образно - понятийной формах;

– учет возрастных психических особенностей в процессе формирования компонентов эстетического развития личности младшего школьника (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);

– выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.

Одними из главных требований, соотносящихся с условиями современности – это системность и целостность, органично вписывающиеся в образовательно-воспитательную систему, т.е. мероприятия по развитию эстетических представлений у младших школьников должны проводиться системно, а не эпизодически.

Слайд 7

1. Внеурочная познавательная деятельность проводится в форме факультативов, кружков и секций познавательной направленности, интеллектуальных клубов, олимпиад, конкурсов, викторин, дидактических театров, познавательных экскурсий и др.

2. Внеурочное проблемно-ценностное общение организуется в форме круглых столов, дискуссий, дебатов, этических бесед. Такое общение, в отличие от досугового, затрагивает не только эмоциональный мир школьника, но и его восприятие жизни, ее ценностей.

3. Досугово-развлекательная деятельность осуществляется в следующих формах: культпоход в театр, музей, художественную галерею; концерт, театральная постановка, праздник, организованные силами самих детей.

4. Производственная деятельность. К такой деятельности относятся кружковые занятия техническим творчеством, рукоделием, домашними ремеслами, народными промыслами.

5. Туристско-краеведческая деятельность проводится как в форме музейных занятий, так и в форме «краеведческих экскурсий, походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, краеведческих олимпиад, викторин и др.

Важным педагогическим условием развития эстетических представлений являются способы и методы подачи материала, которые должны подаваться в понятной, доступной форме, с использованием современного наглядного материала. В последнее время для этой цели педагоги все чаще стали использовать информационные ресурсы, средства информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайды, интерактивную доску и др.).

Немаловажным условием эстетического развития младшего школьника выступает «умение педагога оказать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на занятиях в процессе внеурочной деятельности».

Слайд 8

Свое выступление хочется закончить словами педагога, доктора филологических наук Михаила Максимовича Рукавицына, что «Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства»

Слайд 9

Спасибо за внимание!





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!