3 | Изучение нового учебного материала | Задача: Изучить формы естественного отбора и его творческую роль Объяснение в форме беседы с просмотром презентации. Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам Движущий отбор (направленный) Действует в изменяющихся условиях среды В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении Пример. А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец; Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам Стабилизирующий отбор Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа. Пример. А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя) Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго 3. Дизруптивный (разрывающий) отбор Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы. Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы Половой отбор Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками Пример. Дрофа – Красная книга Ростовской области. Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.) Творческая роль естественного отбора. Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе. Физминутка. Упражнения для снятия зрительного утомления 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. | Запись темы урока, целеполагание Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, пояснение своими примерами Привести свои примеры действия полового отбора в природе; проявления полового диморфизма, вторичных половых признаков Самостоятельное изучение материала по учебнику, написание вывода, обсуждение, аргументация |