СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок проведен для взрослых обучающихся с асоциальной жизненной позицией.

Просмотр содержимого документа
«Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.»

План урока биологии.

Дата проведения: 12.11.2019г.

Класс: 11 «А».Учитель: Гурьянова Ольга Федоровна.

На уроке присутствовали: Рейнке Н.С., Краснова И.Н.

Тема урока: естественный отбор и его формы.

Цель урока: изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора.

Задачи:

  • Продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов.

  • Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированная.

Методы: беседа, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.

Метапредметные связи: математика, литература, история, химия.

Тип урока: комбинированный.

Основное содержание темы, понятия, термины:

  • естественный отбор;

  • формы отбора:

  • движущий,

  • стабилизирующий,

  • дизруптивный,

  • половой.

Оборудование: таблица «Виды естественного отбора», дидактические карточки.

Технологическая карта урока.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку.

Приготовить все необходимое для урока.

2

Опрос учащихся


Задача: Проверить усвоение материала по теме «Борьба за существование и ее формы»

Фронтальный опрос

  1. Что такое борьба за существование?

  2. Формы борьбы за существование, с примерами по каждой форме.

  3. Какую форму борьбы считают самой острой и почему? Докажите.

  4. Каков итог борьбы за существование?

  5. Биологические задачи (выборочно).

  6. Работа по дидактическим карт очкам (3 чел). См.Приложение

Ответы с места, проверка правильности выполнения задания в тетради

3

Изучение нового учебного материала


Задача: Изучить формы естественного отбора и его творческую роль

Объяснение в форме беседы с просмотром презентации.

Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам

  1. Движущий отбор (направленный)

Действует в изменяющихся условиях среды

В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении

Пример.

А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец;

Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам


  1. Стабилизирующий отбор

Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды

Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа.


Пример.

А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя)

Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго


3. Дизруптивный (разрывающий) отбор

Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы.

Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы

  1. Половой отбор

Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками

Пример.

Дрофа – Красная книга Ростовской области.

Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.)


Творческая роль естественного отбора.

Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе.


Физминутка.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.






Запись темы урока, целеполагание

Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации








Построение графика, разбор, пояснение своими примерами















Построение графика, разбор, пояснение своими примерами





















Построение графика, пояснение своими примерами






















Привести свои примеры действия полового отбора в природе; проявления полового диморфизма, вторичных половых признаков



Самостоятельное изучение материала по учебнику, написание вывода, обсуждение, аргументация



4

Закреп-

ление учебного материала


Работа по дидактическим карточкам.

Ответы на вопросы после параграфа 10 учебника.

Ответы на вопросы, дополнения, исправления

5

Итоги урока. Реф-

лексия.

Ответьте на вопросы:

Что нового узнали?

Какие навыки приобрели?

Что было самым интересным?

Чем это может быть полезным в жизни?

Что запомнилось больше всего?

Оценки за работу на уроке.


Учащиеся озвучивают всю опору, называют новые термины и понятия.




Приложение

  1. Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

  2. Можно ли считать симбиоз примером борьбы за существование? Приведите примеры.

  3. Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения (семена в почве буквально касались друг друга) гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже, погибло уже 65%. При минимальной густоте (2 см2 на одно семя) гибель всходов составила 7-17 %. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы?

  4. В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!