Профессия учителя - мать всех профессий на Земле.
Адилшиева Гаухар Маратжановна
КГУ"Кузнецкая средняя общеобразовательная школа"
Бухар-жырауского района Карагандинской области
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
и поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Вероника Тушнова
Учитель…. Что есть в этом слове? Толковый словарь С.И.Ожегова дает такое толкование этому слову: учитель – это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель, но в то же время учитель - это человек, который учит чему-нибудь высокому. Значит учитель – это тот, кто учит языкам, физике, химии, математике, благородству, великодушию…
Профессия учителя, по-моему мнению, одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
Эта профессия не нова, учителя были всегда. С тех пор, как появился человек разумный, с тех пор появились учителя. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда.
Только вот престиж этой профессии в разные времена был разным. Так, например, в Древнем Риме и Древней Греции учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. А сегодня очень небольшой процент выпускников педагогических вузов после получения диплома работают по выбранной ранее специальности.
Свой выбор - быть учителем - сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелегкий путь. Счастливое детство - это мечты, мечты, их очень много. Каждый человек в душе мечтатель. А. Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Мои подруги играли во «врачей», в «продавцов»… А я всегда была «учительницей». Как я восхищалась своей первой учительницей. Еще, будучи совсем крохой, я, приходя из школы домой, рассаживала своих кукол и плюшевых медвежат и учила их читать. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим, в то время еще небольшим, богатством с соседскими мальчишками и девчонками. С замиранием сердца я представляла, как, войду в класс и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом. Именно этим была наполнена моя школьная юность.
И никогда не стоял вопрос - что же именно я буду преподавать? Для меня всегда была четкой мысль – я буду учителем русского языка и литературы. Уже в университете я столкнулась с тем, что далеко не все мои однокурсники пришли на филологический факультет, так же как и я, по зову души. Кого-то отправили родители, кого-то порадовал невысокий проходной балл, кого-то количество грантов, выделяемых на эту специальность.… И, еще тогда, в студенческие годы я стала задумываться, а какой учитель родится из этого студента, с отнюдь не пламенным сердцем?
Как показывает жизненный опыт, учат многие, а учатся в широком смысле этого слова у единиц. Значит, иметь профессию учителя, работать учителем – это ещё не быть им – Учителем!
Учитель тот, у кого учатся чему-то большему, чем просто математике, русскому языку. Вот это «большее» и определяет, учитель ты или нет. Для меня учитель и педагог не синонимы: они могут существовать отдельно, но в единстве друг с другом соответствуют одному – Учитель с большой буквы. Достигни этого, и тогда у тебя обязательно научатся выполнять сложные математические задачи, говорить на английском языке, научатся легко и все.
Когда в юности принимаем решение, кем быть, уверены, что будем хорошими учителями, хорошими юристами, программистами и т.д. Это так естественно! Но в жизни-то есть хороший программист и плохой программист, есть хороший юрист и плохой юрист, есть хороший учитель и плохой… - не выговаривается слово «учитель» с таким определением, потому что при слове "учитель" сразу подразумевается хороший специалист в педагогической профессии. Иначе его просто не должно быть. А быть, так только с большой буквы. Такой Учитель нужен и детям, и взрослым.
С уважением и гордостью за коллег осознаёшь, что их, настоящих, замечательных, удивительных, большинство. Они скромно, изо дня в день идут в класс. Забывая о насущном, расширяют детям горизонты познания, сложное делают для них доступным, наполняют красотой и гуманностью юные души, формируют у них готовность к будущей жизни. Они знают, что быть учителем — значит верить. Верить в возможность изменить мир с помощью просвещения, верить в человека и в то, что интеллектуальное богатство превыше всего.
Да, очень большие требования сегодня выдвигает общество учителям. Едва ли не главная цель учителя — формирование духовного мира своих учеников. Именно над этим учитель работает постоянно, выковывая у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, учитель подсказывает, как жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Кому как не учителю литературы учить нравственности, добру и красоте. Мало говорить об этом, важно нести это в себе. И это правильно! Говоришь о красоте человеческих отношений, о богатстве, которое адекватно богатству души, широте человеческой натуры, красоте личности – соответствуй, иначе правильные размышления – лицемерный пафос, фальшь. Зачем они открытым, неискушённым детским душам, которые безошибочно почувствуют это? И лучшая в мире русская классическая литература много может недодать её молодым соотечественникам.
Русский язык и литература стоят в особом ряду изучаемых в школе предметов: если первый точная гуманитарная наука, то второй, хотя тоже имеет дело со словом, - искусство. Научить искусству – это на порядок выше и труднее. Неслучайно, искусствам обучают в специализированных школах. Однако литературу изучают с первого до последнего года в школе – она обладает такой силой воздействия на человека, таким мощным духовным и воспитательным потенциалом, без которых немыслимо развитие Человека.
В наши дни учитель всегда в центре внимания. Учитель – одна из самых почетных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги. Именно благодаря учителю, каждый ребенок в будущем, став взрослым выберет себе профессию врача, менеджера, финансиста, летчика, президента… Шахтер, врач, музыкант, банкир, министр. Кем бы ни был человек, прежде всего он чей-то бывший ученик!
И как никогда актуальны строки из стихотворения Р.Рождественского
Он, если даже захочет, не спрячется:
на него, идущего ранней порой,
станут прохожие оборачиваться,
будто на оркестр духовой.
В нём будет мудрость
талантливо-дерзкая,
он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!