СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на "Учитель года 2017"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на "Учитель года 2017" 

Просмотр содержимого документа
«Эссе на "Учитель года 2017"»

Эссе «Детство: территория вопросов и перезагрузок»


Нельзя объять необъятного.

Козьма Прутков.


Детство изучено пространством и временем. Фольклор, художественная, документальная, научная литература. Живопись, графика, скульптура, монументальное искусство. Музыка. Танец. Театр. Спорт. ТВ. Потешки, частушки, афоризмы, анекдоты, стихи, рассказы, повести, романы. Декларация ООН, законы, инструкции, положения. Ряд перечней открыт.

Неужели есть белые пятна? Неужели без моего переживания, опыта образовалась неполнота взгляда на детство? Или не хватает моих формулировок, моего личного отношения к детству? Или мало сделалось теплоты и любви к этой прекрасной поре развития человека? Недостаёт умиления этим периодом жизни? Или не вполне оправдано детство своей первозданностью, доверчивостью и чистотой? Возможно, активизировался явный или потенциальный враг детства – взрослый, который родил ребёнка, но не обеспечил кровом, пищей и одеждой, не защитил от опасности, и пролилась слезинка ребёнка? Или турист, ворвавшись в страну детства, забыл его язык и ценности? Я понял. Речь идёт только обо мне. Какой лично я страж, защитник, хранитель ценностей детства. Меня, расположившегося на этой территории, проверяют на профессионализм. Знаю ли я эту дисциплину? Понимаю ли детство как эксклюзивный предмет роскоши, но не находящийся ни в моей собственности, ни во временном пользовании. Мне вручили алмаз и спросили: «А вы ювелир?»

До рождения сына я справлялся с этими вопросами. Да, я тот самый. Я молод, хорош собой, здоров, полон сил. Хорошее образование, ум, увлечённость жизнью. Дорогие дети, уважаемые родители. Вам крупно повезло. Экран потух, когда заплакал, появившись на свет, мой малыш. Оказалось, не просто, дорогие дети, уважаемые родители. Разверзлась пропасть между множественным числом и единственным. И что, это каждый по списку в журнале так же единичен, бесценен, как мой сын?! А ведь я преподаю историю, обществознание в нескольких классах. Я классный руководитель. Где мне теперь взять столько рук, чтобы согласно должностным обязанностям водить каждого за руку? И мне вдруг сделалось не смешно. Ибо трагедия рыцаря Круглого стола и моя жизнь – они разные. Я не герой, а рядовой учитель. У меня болит живое, а не книжное. В результате мучительного процесса автоматической перезагрузки появилось новое окно с вопросами. Как сохранить целостность? Как не раздробиться в пыль? Не исчезнуть? Перестать быть? Временную помощь нашёл в стихотворении Ролана Быкова. Поэты тем и хороши, что они страдали так же, как и я. «Спаси меня, великий Боже, от доброты. Она меня дробит и множит до срамоты». А дальше как?

Сколько ни читай Ушинского, Песталоцци, Макаренко, всё равно останешься Ковалёвым Сергеем Геннадьевичем. Слышишь шум да гром? Твои будущие бриллианты бегут. Жаждут знаний. Встань и иди. Но раз уж случился переворот, не забудь включить габариты. У тебя есть личное пространство, где ты собираешь камни. Перегороди поле своей эрудицией, поставь под знамёна методический полк, приведи в боевую готовность бронебойную технику ЦОР. Ищи себе чести, а славу подели с женой и сыном. Открывай дверь, и ценное детство устроит тебе контрольную закупку.

Только зря боялся. Всё пригодилось: и высокий уровень общегуманитарной эрудиции, и чтение подлинных исследований. Правильно сделал, что ночью не поленился, готовясь к уроку, отфильтровал абсолютно фантазийные недокументированные суждения, которые пристрастно навязывали тебе газеты, ТВ и особенно Интернет. Не отступил от принципа научности. Был внимателен к любому высказыванию, учил, поощрял. Доброту сердца тратил, но она возвращалась от каждого: детвора щедра на любовь. Молодец, что не был занудой: дети много читали, говорили, спорили, обобщали. Радостно на душе. Ну, есть помарки, не святой, но дети так великодушны. Почти ювелир. А сколько ещё уроков сегодня? Прорвусь!

Пора сказать: «Таким образом…». Стоп! Не факт, что будет такой же образ. Может, лучше сказать: «Подведём черту?» Детство – территория не только вопросов, но и непредсказуемости. Вдруг под эту черту кто-нибудь подлезет. Тогда перезагружайся.

Ковалев Сергей Геннадьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №2-многопрофильная

им. Е. И. Куропаткина»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!